Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жорова Расмия Газанфаровна

Цель:

- развивать связную речь детей  старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.

Задачи:

Образовательные задачи:

способствовать обогащению активного словарного запаса детей,
закрепить употребление грамматических норм слов-признаков, слов-действий.
расширить представления детей о стране, в которой живут;

закрепить знание о символике страны - флаге РФ.
Развивающие задачи:

развивать память, образное мышление, связную речь, внимание,
умение  выражать главную мысль.

Воспитательные задачи:

воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России;

формировать бережное отношение к природе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhorova.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей  старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».

 (Жорова Расмия Газанфаровна, воспитатель высшей категории, муниципального казенного дошкольного образовательного

 учреждения детского сада  «Золотой ключик»  Купинского района)

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие

Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД:   музыкальный зал с оформленными зонами «Лес», «Водные ресурсы», «Символы России», физическая карта России,  столы, ноутбук, телевизор.

Цель:

- развивать связную речь детей  старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.

Задачи:

Образовательные задачи:

способствовать обогащению активного словарного запаса детей,
закрепить употребление грамматических норм слов-признаков, слов-действий.

расширить представления детей о стране, в которой живут;

закрепить знание о символике страны - флаге РФ.
Развивающие задачи:

развивать память, образное мышление, связную речь, внимание,
умение  выражать главную мысль.

Воспитательные задачи:

воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России;

формировать бережное отношение к природе.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации

Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Стимулировать интерес к предстоящей деятельности, создать эмоциональный настрой на нее и вызвать познавательный интерес,

формировать готовность  к совместной деятельности со сверстниками и взрослым.

Развивать познавательную активность, расширять знания детей о родном крае

Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей малой Родине

Формировать умение координировать речь и движение.

Дети проходят в зал, встают вокруг педагога.

Игра-упражнение “Передай улыбку ”

Воспитатель:

Ребята, чтобы наше занятие сегодня прошло интересно, чтобы все работали слажено, давайте поприветствуем друг друга. Скажем, друг другу: «Здравствуйте» ,- и подарим улыбки.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

(Ответы детей)

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на лошадях, на корабле, пешком.

Воспитатель: А на каком транспорте отправимся мы, вы узнает, если отгадайте загадку.

Загадка

Полотно ,а не дорожка, конь не конь-сороконожка.

По дороге той ползет

Весь обоз один везет

Дети : Поезд

Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться путешествовать по нашей Родине на красивом поезде.
Ребята, а из какого города начинается наше путешествие?

Дети: Из города Купино

Воспитатель: А вы любите наш город?

Дети: Да

Воспитатель: Конечно ,это наша малая Родина и мы все гордимся ею. Здесь живут наши близкие, родные, друзья. А давайте сейчас разомнем наши пальчики и расскажем о любимых местах в нашем городе.

Динамическая пуза

Люблю по городу шагать (шагают по кругу),

Люблю смотреть(изображают «бинокль»),

Люблю считать (шевелят пальчиками).

Площадь - раз,(загибают пальцы по- одному, начиная с большого).

Музей наш - два, три- фонтаны и ДК,

А четыре – паровоз, первый поезд к нам привез,

Пять - по парку я гуляю, всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу, там со спортом я дружу.

Семь,  конечно, детский сад, сюда хожу 5 дней подряд.

Восемь – детские площадки, здесь качели и лошадки.

Девять - это же бассейн, ждет всегда моих друзей.

Десять - школы. Там все дети узнают все- все на свете!

Очень я люблю мой город (поочередно переставляют кулачки).

Он, красив и вечно молод!(хлопки)

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо вы знаете  наш город Купино.

Итак, мы отправляемся.

Скажем друг другу счастливого пути!

Поехали!

.

Социально – коммуникативное развитие



Познавательное развитие,

Речевое развитие

 Специальное моделирование ситуации общения, создание игровой мотивации


Беседа

Беседа

Создание игровой воображаемой ситуации

Игровая ситуация
двигательная деятельность

Слово педагога

Игра-упражнение «Передай улыбку»


Слово педагога
Загадывание загадки

Слово воспитателя.




Пальчиковая динамическая гимнастика

Активное взаимодействие детей с педагогом.

Сформирована мотивация на предстоящую деятельность.

 Дети выражают положительные эмоции (интерес, радость).

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

Ребенок проявляет любознательность.

У детей развита общая и мелкая моторика, владеют

основными движениями, координируют свои движения с речью.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

1.Повысить познавательную активность детей. 

Создать условия для развития логического  и ассоциативного мышления, воображения, внимания.

Обобщить знания детей о растительном и животном мире нашей Родины

Формировать умение отвечать полным ответом на заданный вопрос.

Бережное отношение к природе родного края

Развивать память, мышление, речь, внимание

Закрепить знание о символике страны- флаге РФ

Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки.

Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России

Продолжать учить детей составлять синквейн

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в небольшое путешествие по нашей стране.

Воспитатель обращает внимание детей на физическую карту России.

- Ребята, вы знаете, что это такое? (ответы детей).

Воспитатель: Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать, огромная. Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей.
А какого цвета больше всего на карте?
Дети: Зеленого

Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (ответы детей.)
Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России.

  На территории нашей страны есть хвойные  

смешанные и лиственные леса.

И самый огромный лес на земле – тайга, тоже находится в России.
А мы с вами как раз приближаемся к станции «Лесная».
Музыка «Релаксация звуков леса»

Закройте глаза и послушайте звуки леса.

Чьи голоса мы слышим? Какие ещё звуки?

А какие деревья вы знаете? (ответы детей) 

Дидактическая игра «Отгадай дерево »

(Слайды деревьев:

берёзы

дуба

сосны  

клены

рябины  

Воспитатель: А что дают нам леса? (Ответы детей.)

Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов мебели. И бумагу, из которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, и  к лесу нужно относиться очень бережно.

Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить леса?

Дети: Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.

Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Не играть с огнем.

Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место  (тропинка, полянка) и жди помощи.

Воспитатель: Молодцы, нужно беречь и охранять нашу природу.  

Ребята, я вам предлагаю составить синквейн на тему Лес , но прежде, давайте вспомним правила составления  синквейна.

(Ответы детей)

Воспитатель : Синквейн это ?

1…..(Лес)
2.Хвойный, дремучий, зеленый,
3.Растет, шумит, кормит
4.Надо беречь и сохранять лесные богатства
5.Природа

Воспитатель: Молодцы, ребята ! Наш поезд отправляется дальше.
Дети встают друг за другом и поехали.

Скажем друг другу  счастливого пути!

Поехали!


Воспитатель
: Ребята, мы приближаемся к станции «Водная». 

В России много рек, озер, морей, а с  севера берега России омывает Северный Ледовитый океан.

А как вы думаете, каким цветом они обозначены на карте? (Ответы детей)
- Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятнышки – озера, а большие – моря и океаны.
Воспитатель: А какую роль играют они в жизни человека?

Дети : питание, строят гидроэлектростанции, перевозят грузы по реке

Воспитатель:  Ребята, все живые существа нуждаются в воде. Вода – это жизнь. Вода очень важна в жизни людей. Жизнь есть только там, где есть вода. Поэтому водоемы надо защищать и оберегать

А каких водных обитателей вы знаете? Ответы детей.
Дидактическая игра «Определи по силуэту»

 (рыба, дельфин, кит, осьминог, рак, медуза и т.д.).

Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
И снова
«Синквейн-загадка».
Я читаю стихотворение, но не называю первую строку, догадайтесь по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
1….(Вода).
2.Холодная, прозрачная.
3.Льется, журчит, булькает.
4.Отлично утоляет жажду в зной.
5.Жизнь.


Воспитатель: Ребята, наша страна большая, красивая, бескрайняя.  В ней есть и горы, и равнины, и степи, и ледники. Но сегодня наш скорый поезд туда не идет, там мы побываем в следующий раз. А сейчас мы приближаемся к конечной станции нашего маршрута «Главная Российская».Слайд 17   На ней развивается один из главных символов нашей страны - Российский флаг

Дидактическая и игра «Флаг»

Дети я читаю стихотворение, но не называю первую строчку

 Флаг синквейн

( Флаг )
2. Национальный, российский
3. Развевается, висит, символизирует
4. Флаг – гордость страны

5. Символ

Воспитатель: Молодцы . 

Воспитатель:   У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

Давайте повторим его вместе – РОССИЯ

Воспитатель: Ребята, а теперь мы попробуем  составить синквейн о России.  Так ка вы не умеете писать,   будем использовать  картинки- иллюстрации. Каждый делает самостоятельно , а затем сверим с тем , что получилось у работающего на магнитной доске.

 

Итак, первая строчка, ребята, это - Россия

Воспитатель: вторая строчка (Какая она?)
Дети:  Сильная, большая,  красивая, огромная, величественная, необъятная, великая, свободная, просторная, бескрайняя, могучая,

Воспитатель: что делает Россия для каждого человека?

Дети:  защищает, развивает, лечит, учит, бережет

Воспитатель: А сейчас давайте вместе составим короткое предложение о нашей России

Дети:  « Нет в мире краше Родины нашей»)

Воспитатель: о чем мы сегодня с вами говорили

Дети: о нашей Родине

Воспитатель: И вот что у нас получилось

1.Россия

2. Сильная, большая

3. Защищает, развивает, учит.

4. Мы любим Россию  (Нет в мире краше Родины нашей»)

5.Родина.

Познавательное, речевое развитие.
Вид детской деятельности:
игровая,
речевая,
коммуникативная,
рассматривание.

Слово воспитателя.

Беседа.

Демонстрация наглядности

Релаксация
Беседа

Игра

Работа с синквейном-загадкой

Слово педагога.

Самостоятельная работа детей с минимальной помощью педагога.
Рассказывание детьми синквейна о России

Физическая карта России

Презентация «Лес»

Аудиозапись «Звуки леса»

Дидактические  игры »Отгадай дерево», «Кто где живет?», «Определи по силуэту»

Синквейны –загадки «Лес» и «Вода», «Флаг»

Комплект раздаточного материала для каждого ребенка

(лист А-4  с трафаретами, елочек,  картинки -иллюстрации по теме «Россия»),

магнитная доска

 Проявление активности во взаимодействии с педагогом и сверстниками.

Владение связной речью, как средством общения.

Проявление интереса к природным богатствам России.

Закрепление знаний и умения выражать свои знания и мысли.

Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми.

Проявление речевой активности и интереса к происходящим действиям. Взаимодействие с педагогом, умение самостоятельно выполнять задания, опираясь на свои знания и умения.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

 Формирование позитивных установок.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше интересное путешествие по нашей Родине и нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад.

 Поехали ! (Музыка)

Вот мы и дома.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о Родине, флаге государства, о животных, деревьях, о морях ) 

Воспитатель: А для того чтобы узнать понравилось ли вам наше путешествие, я предлагаю вам выбрать ромашки, если вам было интересно и все понятно то выберите веселую ромашку, а если вам было скучно и вы затруднялись в ответах выберите грустную ромашку.

 

Воспитатель: Дети вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными

Я приготовила вам на память магнитики о сегодняшнем путешествии по нашей Родине. 

Речевое развитие.

Вид деятельности:
коммуникация

Беседа.
Рефлексия Свободное общение.

Бумажные ромашки- – символы настроения.

Магниты по теме занятия

Каждый ребёнок принял участие в познавательно-игровой деятельности.

Позитивное  взаимодействие ребёнка с педагогом и  сверстниками. Умение давать самооценку собственной деятельности.

Умение анализировать делать выводы.

Закреплены знания и умения по составлению синквейна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для младшего дошкольного возраста. Тема «Я люблю свои игрушки» по стихотворениям А. Барто.

Интеграция образовательных областей: развитие речи,     художественно-  эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.Цель: развитие процессов мышления, внима...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста по теме «Здравствуй, Август»

Программное содержание: 1. Углубить и обобщить представления детей о лете, 2. Закреплять знания детей о характерных признаках летних месяцев; 3. Развивать наблюдательность, внимание, интерес к окружаю...