Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
- развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.
Задачи:
Образовательные задачи:
способствовать обогащению активного словарного запаса детей,
закрепить употребление грамматических норм слов-признаков, слов-действий.
расширить представления детей о стране, в которой живут;
закрепить знание о символике страны - флаге РФ.
Развивающие задачи:
развивать память, образное мышление, связную речь, внимание,
умение выражать главную мысль.
Воспитательные задачи:
воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России;
формировать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhorova.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».
(Жорова Расмия Газанфаровна, воспитатель высшей категории, муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения детского сада «Золотой ключик» Купинского района)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД: музыкальный зал с оформленными зонами «Лес», «Водные ресурсы», «Символы России», физическая карта России, столы, ноутбук, телевизор.
Цель:
- развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.
Задачи:
Образовательные задачи:
способствовать обогащению активного словарного запаса детей,
закрепить употребление грамматических норм слов-признаков, слов-действий.
расширить представления детей о стране, в которой живут;
закрепить знание о символике страны - флаге РФ.
Развивающие задачи:
развивать память, образное мышление, связную речь, внимание,
умение выражать главную мысль.
Воспитательные задачи:
воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России;
формировать бережное отношение к природе.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Стимулировать интерес к предстоящей деятельности, создать эмоциональный настрой на нее и вызвать познавательный интерес, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым. Развивать познавательную активность, расширять знания детей о родном крае Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей малой Родине Формировать умение координировать речь и движение. | Дети проходят в зал, встают вокруг педагога. Игра-упражнение “Передай улыбку ” Воспитатель: Ребята, чтобы наше занятие сегодня прошло интересно, чтобы все работали слажено, давайте поприветствуем друг друга. Скажем, друг другу: «Здравствуйте» ,- и подарим улыбки. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Воспитатель: А на чем можно путешествовать? Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на лошадях, на корабле, пешком. Воспитатель: А на каком транспорте отправимся мы, вы узнает, если отгадайте загадку. Загадка Полотно ,а не дорожка, конь не конь-сороконожка. По дороге той ползет Весь обоз один везет Дети : Поезд Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться путешествовать по нашей Родине на красивом поезде. Дети: Из города Купино Воспитатель: А вы любите наш город? Дети: Да Воспитатель: Конечно ,это наша малая Родина и мы все гордимся ею. Здесь живут наши близкие, родные, друзья. А давайте сейчас разомнем наши пальчики и расскажем о любимых местах в нашем городе. Динамическая пуза Люблю по городу шагать (шагают по кругу), Люблю смотреть(изображают «бинокль»), Люблю считать (шевелят пальчиками). Площадь - раз,(загибают пальцы по- одному, начиная с большого). Музей наш - два, три- фонтаны и ДК, А четыре – паровоз, первый поезд к нам привез, Пять - по парку я гуляю, всякий уголок в нем знаю. Шесть – на стадион хожу, там со спортом я дружу. Семь, конечно, детский сад, сюда хожу 5 дней подряд. Восемь – детские площадки, здесь качели и лошадки. Девять - это же бассейн, ждет всегда моих друзей. Десять - школы. Там все дети узнают все- все на свете! Очень я люблю мой город (поочередно переставляют кулачки). Он, красив и вечно молод!(хлопки) Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо вы знаете наш город Купино. Итак, мы отправляемся. Скажем друг другу счастливого пути! Поехали! . | Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие | Специальное моделирование ситуации общения, создание игровой мотивации
Беседа Создание игровой воображаемой ситуации Игровая ситуация | Слово педагога Игра-упражнение «Передай улыбку»
Слово воспитателя. Пальчиковая динамическая гимнастика | Активное взаимодействие детей с педагогом. Сформирована мотивация на предстоящую деятельность. Дети выражают положительные эмоции (интерес, радость). Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность. Ребенок проявляет любознательность. У детей развита общая и мелкая моторика, владеют основными движениями, координируют свои движения с речью. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
1.Повысить познавательную активность детей. Создать условия для развития логического и ассоциативного мышления, воображения, внимания. Обобщить знания детей о растительном и животном мире нашей Родины Формировать умение отвечать полным ответом на заданный вопрос. Бережное отношение к природе родного края Развивать память, мышление, речь, внимание Закрепить знание о символике страны- флаге РФ Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей Родине, уважительное отношение к государственному символу России Продолжать учить детей составлять синквейн | Воспитатель: Итак, мы отправляемся в небольшое путешествие по нашей стране. Воспитатель обращает внимание детей на физическую карту России. - Ребята, вы знаете, что это такое? (ответы детей). Воспитатель: Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать, огромная. Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей. Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (ответы детей.) На территории нашей страны есть хвойные смешанные и лиственные леса. И самый огромный лес на земле – тайга, тоже находится в России. Закройте глаза и послушайте звуки леса. Чьи голоса мы слышим? Какие ещё звуки? А какие деревья вы знаете? (ответы детей) Дидактическая игра «Отгадай дерево » (Слайды деревьев: берёзы дуба сосны клены рябины Воспитатель: А что дают нам леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов мебели. И бумагу, из которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, и к лесу нужно относиться очень бережно. Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить леса? Дети: Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой. Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Не играть с огнем. Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Воспитатель: Молодцы, нужно беречь и охранять нашу природу. Ребята, я вам предлагаю составить синквейн на тему Лес , но прежде, давайте вспомним правила составления синквейна. (Ответы детей) Воспитатель : Синквейн это ? 1…..(Лес) Воспитатель: Молодцы, ребята ! Наш поезд отправляется дальше. Скажем друг другу счастливого пути! Поехали!
В России много рек, озер, морей, а с севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. А как вы думаете, каким цветом они обозначены на карте? (Ответы детей) Дети : питание, строят гидроэлектростанции, перевозят грузы по реке Воспитатель: Ребята, все живые существа нуждаются в воде. Вода – это жизнь. Вода очень важна в жизни людей. Жизнь есть только там, где есть вода. Поэтому водоемы надо защищать и оберегать А каких водных обитателей вы знаете? Ответы детей. (рыба, дельфин, кит, осьминог, рак, медуза и т.д.). Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
Дидактическая и игра «Флаг» Дети я читаю стихотворение, но не называю первую строчку Флаг синквейн ( Флаг ) Воспитатель: Молодцы . Воспитатель: У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе – РОССИЯ Воспитатель: Ребята, а теперь мы попробуем составить синквейн о России. Так ка вы не умеете писать, будем использовать картинки- иллюстрации. Каждый делает самостоятельно , а затем сверим с тем , что получилось у работающего на магнитной доске.
Итак, первая строчка, ребята, это - Россия Воспитатель: вторая строчка (Какая она?) Воспитатель: что делает Россия для каждого человека? Дети: защищает, развивает, лечит, учит, бережет Воспитатель: А сейчас давайте вместе составим короткое предложение о нашей России Дети: « Нет в мире краше Родины нашей») Воспитатель: о чем мы сегодня с вами говорили Дети: о нашей Родине Воспитатель: И вот что у нас получилось 1.Россия 2. Сильная, большая 3. Защищает, развивает, учит. 4. Мы любим Россию (Нет в мире краше Родины нашей») 5.Родина. | Познавательное, речевое развитие. | Слово воспитателя. Демонстрация наглядности Релаксация Игра Работа с синквейном-загадкой Слово педагога. Самостоятельная работа детей с минимальной помощью педагога. | Физическая карта России Презентация «Лес» Аудиозапись «Звуки леса» Дидактические игры »Отгадай дерево», «Кто где живет?», «Определи по силуэту» Синквейны –загадки «Лес» и «Вода», «Флаг» Комплект раздаточного материала для каждого ребенка (лист А-4 с трафаретами, елочек, картинки -иллюстрации по теме «Россия»), магнитная доска | Проявление активности во взаимодействии с педагогом и сверстниками. Владение связной речью, как средством общения. Проявление интереса к природным богатствам России. Закрепление знаний и умения выражать свои знания и мысли. Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми. Проявление речевой активности и интереса к происходящим действиям. Взаимодействие с педагогом, умение самостоятельно выполнять задания, опираясь на свои знания и умения. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Формирование позитивных установок. Осознание себя как участника познавательного процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. | Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше интересное путешествие по нашей Родине и нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Поехали ! (Музыка) Вот мы и дома. Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о Родине, флаге государства, о животных, деревьях, о морях ) Воспитатель: А для того чтобы узнать понравилось ли вам наше путешествие, я предлагаю вам выбрать ромашки, если вам было интересно и все понятно то выберите веселую ромашку, а если вам было скучно и вы затруднялись в ответах выберите грустную ромашку.
Воспитатель: Дети вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными Я приготовила вам на память магнитики о сегодняшнем путешествии по нашей Родине. | Речевое развитие. Вид деятельности: | Беседа. | Бумажные ромашки- – символы настроения. Магниты по теме занятия | Каждый ребёнок принял участие в познавательно-игровой деятельности. Позитивное взаимодействие ребёнка с педагогом и сверстниками. Умение давать самооценку собственной деятельности. Умение анализировать делать выводы. Закреплены знания и умения по составлению синквейна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для младшего дошкольного возраста. Тема «Я люблю свои игрушки» по стихотворениям А. Барто.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.Цель: развитие процессов мышления, внима...
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста по теме «Здравствуй, Август»
Программное содержание: 1. Углубить и обобщить представления детей о лете, 2. Закреплять знания детей о характерных признаках летних месяцев; 3. Развивать наблюдательность, внимание, интерес к окружаю...