Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_pedagogov.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В педагогике вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, но тем не менее многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание.
Основное внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет знаний и представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим, а также за счет активизации разных частей речи. Прежде всего детям необходимо показать: каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого детей следует учить их различать по различным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: Кто? Что? Выделять характерные признаки и качества , а также их действия, связанные с движением игрушек, животных и т.д.
В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности( ножка стула- ножка гриба- и т.д.)
Необходимо показать детям , что слова могут быть связаны между собой различными смысловыми отношениями и отношениями типа «род – вид».
Детей нужно научить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба плывет.
Семантическое отношение: « Предмет – обобщающее понятие «дети должны учить в упражнениях: шкаф – мебель, тарелка – посуда. Усваивая семантическое отношение» Название предмета – уменшит.- ласкат. название предмета», дети должны опираться на собственный опыт: дом – домик.
С отношением « Животные – детеныши» детей знакомят на примерах словообразования типа: кошка – котенок.
Знакомят детей с семантическим отношением « Действие – субъект действия» - строить – строитель, учить – учитель.
Очень важно научить детей ориентироваться на коммуникативный центр высказывания, на его интонационное оформление. При построении связных
Текстов необходимо создать условия для активизации слов, связанных различными семантическими отношениями. Так ребенку говорят: Я начну рассказ, а ты продолжи.
Как показала практика наиболее важным оказывается при составлении рассказа его описание.
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
Выделяют 3 уровня семантического развития младших дошкольников.
1 уровень: -Дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуется словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.
2 уровень:- Дети называют предметы, действия, некоторые качества этого предмета. Среди ассоциативных реакций преобладают внеязыковые.
Связные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества.
3 уровень: - Дети испытывают затруднения при назывании предмеов, их действий и особенно качеств. Среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.
Практический материал
по работе над формированием
семантической стороной речи.
Упражнение « Скажи какой ».
Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».
«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).
От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слово о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравни апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)
Упражнение «Сравни кукол»
Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена, Описывают внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики. Дети называют признаки предмета и его действие.
Упражнение « Сравни медвежат»
Цель: Учить различать предметы по характерным признакам.
Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький.
Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).
Упражнение « Сравни разных зверят»
Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку
Мишка большой, а мышка (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка?
Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.
Упражнение « Куклы рисуют и гуляют».
Цель: Обратить внимание на слова, близкие и пртивоположные по смислу, а также на промежуточные признаки.
В гости к детям приходять две куклы: большая и маленькая. Куклы захотіли рисовать. Чем будут рисовать? Сравнение карандашей по длине.Сравнение кукольных рисунков
Куклы идут гулять, а зонтики забыли дома. Тут пошел дождь. Они спрятались под. елкой, Сравнить елочки. Дождь закончился куклы пошли домой. Стали мыть руки : открыли кран а там горячая вода, а потом пошла…..и т.д.
Упражнение « Кукла веселая и грустная»
Цель: Познакомить с противоположными сотояниями.
Стала девочка Маша играть с куклами и заметила, что одна – веселая, другая- грустная. Как вы думаете почему? Каками другими словами можнр сказать какая она. Что можно сделать, чтоб она розвеселилась.
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий ( платье, рубашка – одежда.), равивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части ( паровоз- трубы, окна, колеса – поїзд).
Упражнение « Назови одним словом».
Цель: Закрепить представления об обобщающих словах.
Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать эти предметы?
Далее можно повторить все предыдущие варианты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности....
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...
Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...
Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»
В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей....