Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
статья (развитие речи, младшая группа) по теме
Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь – важнейшая психическая функция человека.
Формирование грамматического строя речи - это умение выражать свои мысли простыми, распространенными и сложными предложениями, а также правильно использовать грамматические формы рода, числа и падежа.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игр, труда и других видов детской деятельности, но главным образом в процессе общения детей с окружающими их людьми в повседневной жизни.
Пользуясь различными вещами, выполняя несложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами предметов, отношениями между ними, приобретают элементарные практические навыки. Эти жизненные впечатления и составляют основу речевого развития ребенка.
В повседневном общении ребенок учится понимать обращенную к нему речь
Более сложную в грамматическом отношении, чем его собственная. Из речи окружающих заимствует ребенок и слова и их грамматические формы и конструкции предложений. Поэтому важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, не допускали ошибок, а также, чтобы новое для малыша слово употреблялось в разных падежах, а не только в именительном.
Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона.
Так, в младшей группе, на 4-ом году жизни, зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Ребенок в этом возрасте экспериментирует со словом, как с материальным объектом, так же, как он экспериментирует с предметами и игрушками.
Для того, чтобы этот процесс развивался творчески, необходимо создать определенные условия. Что очень важно. Ведь речевое развитие жестоко страдает, если ребенок находится в нервозной обстановке, если бедна педагогическая и языковая среда.
Необходимо откликаться на активность ребенка, создавать материальные условия, обогащать педагогическую среду. Не менее важно активно обращаться к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, общение (особенно малоактивных, пассивных в общении детей).
Такое общение может происходить в форме индивидуальной работы или подгрупповой зависимости от задач и условий.
В младшей группе специально организованные игры не должны иметь учебной мотивации. Такие игры имеют свободную организацию (расположение в пространстве, двигательная активность, свободное перемещение и т.д.). Дети участвуют в играх только добровольно, а педагог симулирует и поддерживает инициативные непроизвольные высказывания детей, их разговоры, обращения, вопросы. Поэтому постановка дидактических задач имеет относительно общий характер, само общение нацелено на импровизацию.
Какие же задачи по формированию грамматически правильной речи ставятся в младшей группе? Их много, вот некоторые:
-согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде;
-образование форм глаголов в повелительном наклонении;
-образование форм существительных родительного падежа множественного числа;
-родовая принадлежность ряда существительных;
-способы образования слов;
-употребление некоторых предлогов (на, под, около и др.) и т. д.
Существует множество специально разработанных дидактических игр и упражнений для решения этих задач. Например, такие:
= «Чего не стало?», «Чего не хватает Тане для прогулки?»- на образование форм родительного падежа множественного числа существительных.
= «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок»- на усвоение родовой принадлежности существительных.
= «Вы хотите? Мы хотим!»- спряжение глаголов.
= «Что изменилось?»- на усвоение и активизацию предлогов и наречий.
= «Поручения» - образование форм глаголов. И многие другие игры.
Игр много, однако, грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задача: отыскать спрятанную игрушку ( «Прятки»), запомнит предметы, выставленные на столе воспитателя, быть внимательным ( «Чего не стало?»), узнать предмет по описанию ( «Чудесный мешочек»), сделать покупку ( «Магазин») и т. п.
Все игры проводятся с использованием наглядности-игрушек, реальных предметов или их изображений.
Важна также и теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой. Неуместны в подобных играх повторы правильных ответов (например: Оля говорит –«не стало ручек», а Васю и Колю просят повторить: не стало ручек).Более естественным способом коррекции будет прием, когда взрослый подтверждая детское высказывание, распространяет его ( например: «праздничать будем?»-взрослый:- «а что мы будем праздновать? день рождения?»), т.е. сымпровизировать дальнейший диалог с использованием этого слова.
Не следует забывать, что упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам. Ведь ребенку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, помочь усвоить грамматические правила и законы в доступных ребенку формах.
Кроме специальных игр и упражнений с грамматическим содержанием в младшем дошкольном возрасте большое значение имеют совместные с взрослым сюжетно-отобразительные игры, подвижные, музыкальные игры и пластические упражнения, игры-драматизации, инсценировки, театры и т.д. Все это организовывается так, чтобы у детей в течение всего дня были условия для спонтанного возникновения языковых игр, которые в свою очередь стимулируют игровую и речевую активность.
Через организацию совместных с детьми инсценировок и игр – драматизаций осуществляется формирование структуры предложений. Педагог привлекает детей к рассказыванию сказок, задавая вопросы, подсказывая реплики, побуждая к движениям. Драматизации хороши тем, что источником для подражания является высокохудожественный текст и вместе с тем, предполагает импровизацию, творчество.
Но в таких играх, во время импровизационного общения нельзя навязывать ребенку тот или иной оборот речи, требовать повторить, заменить на похожую и т.п. без игровой мотивации, в чисто дидактических целях. Ведь для ребенка в первую очередь важно само общение.
Своеобразной игрой является загадывание и отгадывание загадок. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок, ребенок упражняет и свой ум, и свой язык. В младшем возрасте отгадка представлена в виде предмета ил и игрушки, которую надо выбрать из группы других. Сначала дети просто отгадывают. В дальнейшем можно попросить их доказать правильность ответа (обосновывая отгадку ребенок использует сложноподчиненные предложения).
Важны для развития грамматического строя речи и подвижные игры. Такие как «Ежик и мыши», «Поезд», народная игра «Бабушка Маланья» и др. В них дети учатся соотносить слово и действие, активизируется глагольная лексика.
Языковой материал игр естественно будет меняться в зависимости от того, какие предметы в ней используются.
Планируя и целенаправленно проводя грамматическую работу с детьми, не стоит забывать, что овладение грамматическим строем языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную поисковую активность ребенка, экспериментирование его со словом.
Задача взрослых не столько в предупреждении и исправлении грамматических ошибок, «затверживании» отдельных трудных грамматических форм, а в создании условий для творчества в языковой сфере и поощрении этой активности.
Важно помнить также, что в группе есть дети, находящиеся на разных уровнях овладения родным языком. Работа должна строиться так, чтобы предоставить каждому ребенку возможность решать посильные для него речевые задачи.
Основы правильной речи закладываются в детстве, поэтому необходимо воспитывать у детей интерес к языку, внимание к языковым явлениям, к собственной речи, учить владеть словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
Система работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Волшебное дерево»
Система работы по формированию грамматического строя речи....
Статья: «Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье представлены задачи, методы и приемы по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....