Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Мамонтова Людмила Николаевна

В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»

Авторы : МамонтоваЛ.Н., Игнатова Р.Г., Королёва О.Н.

Цель: 1. Раскрыть приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация.

2. Обучить родителей игровым приемам  просодической стороны речи совместно с детьми, используя практический материал.

Форма проведения: родительское собрание  (средняя группа)

Оборудование: вата, су – джок, игрушка Бегемотик, листы с практическим материалом.

                                             Ход работы:

  1. Установочный этап.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас родительское собрание, посвященное теме речевого развития детей. Вы уже знакомы с теоретическими аспектами развития просодической стороны речи дошкольников: посещали открытые занятия, принимали участие в проектной деятельности, участвовали в дистанционном анкетировании на нашем сайте. А сегодня я хочу показать вам  мастер- класс, с игровыми  практическими упражнениями, которые вы можете провести дома со своим ребенком.

  1. Содержательный этап.

Мы сегодня вместе  придумаем одну историю про очень любопытного героя. Его мы  сделаем из кусочка ваты(попросите ребенка скатать кусочек ваты в плотный шарик).Знакомься, это ватный шарик, а зовут его Пушок. Он очень любил  гулять и путешествовать. Однажды он отправился на очередную прогулку и заблудился. Пушок очень просит помочь ему   вернуться домой. Помоги ему вернуться домой. Все приключения Пушка начинаются из кружка.

Первое испытание (на речевое дыхание) – приложение 1:

Ватный шарик оказался у речки, а ему надо попасть на другой берег. «Скорее дуй на ватный шарик, но так, чтобы он не упал в  речку».

(родители со своим ребенком добиваетесь правильного результата).

Второе испытание (на ритм) – приложение 2:

Вот он оказался на втором берегу. Поставьте Пушка в кружок. На берегу реку стояла пещера, в котором жил веселый динозаврик. У него было любимое  развлечение – гулять по своему лабиринту (покатайте шарик по лабиринту со своим ребенком: сначала правой рукой, затем левой). Динозаврик катался-  катался и вдруг увидел неожиданного гостя Пушок, который искал дорогу домой.

Динозаврик был необычный, с каким- то секретом внутри. Давайте посмотрим, что же это за секрет.

(Динозаврик – это су- джок. Попросите ребенка открыть шарик, достать пружинку, надеть его на большой палец и повторять движения со словами.)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой

Этот пальчик для того, чтобы показывать его

Этот самый длинный он стоит посередине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый

Ну а этот хоть и мал, очень ловок и удал

Это пружинка – колесико показало тропинку к дому и отправился дальше.

Третье испытание (на темп, ритм) – приложение 3:

А тропинка привела к болоту, в котором жил одинокий Бегемотик Жужа. Бегемотик очень обрадовался гостю, ведь играть с кем- то это очень весело. И поиграл он вот так:

(пусть ребенок выполняет артикуляционные движения вместе с вами, четко и ритмично. Используйте при этом движения кисти руки):

Открывай по шире ротик, как вот этот Бегемотик. (раз- два, раз- два)

На качелях покачались, верх -вниз, верх-вниз (верх-вниз, верх-вниз)

С горки весело спустились (раз- два, раз- два) (Упражнение «Горка» - язык за нижними зубами, «Лопатка» - спокойный язык)

Четвертое испытание (на тембр) – приложение 4:

С горки весело спустились на полянке очутились. А на полянке жили зверята. Поздоровались зверята с Пушком. Давайте скажем слово «Здравствуйте!» как  мышонок. (голосок тоненький, высокий)

Каким голосом поздоровается  лиса с Пушком? (голос загадочный)

Каким голосом поздоровается  медведь с Пушком? (голос низкий, грубый)

Пятое испытание (на интонацию) – приложение 5:

 А вот уже  вдалеке виднеется домик Пушка. Пушок обрадовался. Давайте покажем, как радостно он идет к дому:

Раз, два, три, четыре, пять

Я иду домой играть

Маму с папой обнимать

  1. Заключительный этап.

Вот так, уважаемые родители закончилось наше небольшое приключение. Тот материал, который мы вам предлагаем многофункциональный, каждое приложение вы можете использовать независимо от нашей предложенной сказки. Так, используя приложение 3, вы можете с ребёнком заштриховать данный рисунок, и раскрасить его, придумать сказку. Используя приложение 5, вы можете  раскрасить рисунок, украсить  с помощью пластилина.

Таким образом, вы не только развиваете просодическую сторону речи, но и занимаетесь развитием мелкой моторики, воображения, связной речи.  Используя практический материал к нашей сказке, вы решаете развивающие  задачи и с пользой можете провести время со своим любимым ребенком.

Приложение 1

Приложение 2

        Приложение 3http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Problemy-sovremennogo-obschestva/0006-005-Kak-chelove-stal-chelovekom-razumnyM.pnghttp://raskrasko.ru/images/cms/thumbs/685ae7f0483d8426b16342b1aa1d26110a65b47b/begemot04_auto_700.jpg

        

Приложение 4

http://www.umnyedetki.ru/images/raskr/elka_m.jpghttp://nadfl.ru/img/112/energiya-solntsa-slujba-solntsa-166822.pnghttp://raskrasko.ru/images/cms/thumbs/0ee3d3bd53e2332f10ecaf47635d1665157ed767/medved25_160_224.jpghttp://www.topglobus.ru/skin/omalovanky/nahled/zvirata-liska-vlk/054368fea36436e910fa8fc327b6844f.jpghttp://raskrasko.ru/images/cms/thumbs/7f3435a1cd3e1b48cdc1e385fc200f4fb54577f1/mish36_160_224.jpg

        

Приложение 5

http://kidscutecoloringpages.com/wp-content/uploads/2011/11/christmas-house-coloring-sheets-300x294.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем....

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных  материалов позволит учителю-логопеду организовать...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»

Мастер – классдля воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»...