Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии на тему
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie_dlya_vospit_didaktich.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т. д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.
Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т. д.
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:
- У меня куклы и т. д.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т. д.
Упражнение «Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.
Упражнение «Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т. д.
Упражнение «Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.
Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”. Ребёнок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.
Драматизация сказки «Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т. д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Игра «Чего не стало? ».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т. д.
Игра «Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т. д.
Игра «Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т. д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка? ”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т. д.
Упражнение «Теремок».
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Что с чем?
Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что с чем? ”. Дети отвечают.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С ПРЕДЛОГАМИ
Упражнение «Что ты любишь? ».
Цель: активизация в речи предлога с.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красное платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Саши и т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина/.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на самокате.
- Вера едет на машине. И т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Цель: активизация в речи предлога у.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красивое платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Сани. И т. д.
Упражнение «Где Петрушка? ».
Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где Петрушка:
- Петрушка сидит на стуле. И т. д.
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ – В ЧИСЛЕ, РОДЕ.
Игра «Картинки».
Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой, какая, какое? /.
Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон, помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо, большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.
Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.
Игра «Кто с кем».
Наглядный материал: картинки – животные и их животные.
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?
- Лиса с лисёнком.
- Зайчиха с зайчёнком и т. д.
Игра «Где мишка искал свой мяч».
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за, на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.
- Что делает мишка? /Мишка спит/.
- Где спит мишка? /На кровати/.
- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.
- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.
- Где он сидит? / На кровати/.
Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом, он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине.
По ходу игры задаются вопросы:
- Куда теперь пошёл мишка?
- Что он делает?
- Почему он наклонился?
- Где он сейчас ищет мяч?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Статья: «Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье представлены задачи, методы и приемы по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....