Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnye_zadachi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования в ДОУ является важной задачей, стоящей перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Одна из составляющих этой системы является мониторинг. В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 г. N 03-248) мониторинг определяется, как «совокупность апробированных описанных в психолого-методической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребёнка на каждом этапе его возрастного развития».

Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ - исследование сформированности у детей интегративных качеств:

- физических (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками);

- интеллектуальных (любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);

- личностных (эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).

На основании Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) в каждом ДОУ должна быть разработана, принята и утверждена основная общеобразовательная программа. В основной общеобразовательной программе имеются разделы, раскрывающие мониторинг :

- «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

- «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Мониторинг бывает итоговым и промежуточным. Итоговый мониторинг описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.

Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года с теми детьми, которые выпускаются в школу.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития.

В каждом ДОУ при разработке системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы важно учитывать:

- методическое обеспечение Программы (реализуемые методики, технологии, комплексную и парциальные программы);

- вид учреждения,

- наличие специалистов,

- участие ДОУ в инновационной деятельности.

С целью составления алгоритма и системы мониторинга ДОУ можно создать творческую группу. Система мониторинга определяется на весь учебный год по всем интегративным качествам. (Приложение N 1 - система мониторинга промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ на примере интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»), (Приложение N 2 - система мониторинга итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ на примере интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»).

Периодичность промежуточного мониторинга определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Если ставится цель: выявить стартовые условия (исходный уровень развития) - мониторинг проводится в начале учебного года (в сентябре- октябре). Определяются достижения ребёнка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагогов.

Если ставится цель: оценить степень решения поставленных задач, определить перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учётом новых задач развития данного ребёнка - мониторинг проводится в конце учебного года (в апреле- мае).

Алгоритм подготовки и проведения промежуточного и итогового мониторинга:

1. Постановка задач на развитие интегративных качеств у детей (задачи из раздела основной общеобразовательной программы ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»);

2. Подбор показателей интегративных качеств по возрастам (показатели подбираются из комплексной и парциальных программ, которые лежат в основе общеобразовательной программы ДОУ);

3. Подбор методик, методов мониторирования ;

4. Проведение мониторинга;

5. Оформление результатов мониторинга.

(Приложение N 3 Мониторинг промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, проведенный воспитателем на примере интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»)

(Приложение N 4 Сводная таблица по промежуточным результатам мониторинга в группе компенсирующей направленности (5-6 лет)).

(Приложение N 5 Сводная таблица итогового мониторинга в подготовительной группе общеразвивающей направленности).

Для объективности осуществления мониторинга привлекаются педагоги, специалисты. Они используют при проведении мониторинга низко и высоко формализованными методы. Наблюдение, беседа, игровые ситуации и задания, анализ детских работ – используют воспитатели. Специалисты ДОУ ( музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и др) применяют комплекс методов мониторирования – тесты, контрольные задания в игровой форме и др.

Педагогические работники проводят промежуточный мониторинг освоения программы с заполнением Карты развития детей возрастной группы, листов наблюдений и др., заполняют таблицы с выявленным у детей уровнем приобретения интегративных качеств каждым ребенком, проводят количественный и качественный анализ и сдают результаты старшему воспитателю. Старший воспитатель готовит диагностический инструментарий для каждой возрастной группы, составляет сводные таблицы результатов мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы, оформляет их количественный и качественный анализ, составляет аналитическую справку. В ходе анализа воспитатели и специалисты, взаимодействующие с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате мониторинга информацию. Оценка, в зависимости от выбора ДОУ, может быть в уровнях, баллах и др. Вся полученная информация в процессе мониторинга обрабатывается, структурируется, хранится по каждому ребенку до выпуска его из ДОУ. Итоги мониторинга обсуждаются на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС»

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного миним...

Диагностический инструментарий для организации педагогического мониторинга промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ЗОЛУШКА»

Диагностический инструментарий для организации педагогического маниторинга промежуточных результатов освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл

Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...

Отчёт о результатах освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования в средних группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегорода Тулуна «Центр развития ребенка -  детский сад  «Гармония». Отчет о результатах освоения детьми осно...

Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ – Детский сад №233...

Динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования по итогам мониторингов в старшей группе

Динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образованияпо итогам мониторинговв старшей группе на 2021 - 2022 уч. г....