ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) по теме

Серегина Татьяна Сергеевна

Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10

ДОКЛАД

Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Должность: Воспитатель Серегина Т. С.

г. Кашира 2011г.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?

Мы все уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, и влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире и дружбе, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.

Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему ... Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, не умение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость друг к другу и конфликтность в детских отношениях.

Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.

И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Кто- то считает, что о нравственности в наше время просто нет смысла говорить. А я считаю, когда во всем мире так неспокойно - трудно быть добродушным, веселым и счастливым. И тем ценнее и необходимее для каждого из нас становятся такое простое чувство, как доброта. А как сделатьдобро привлекательным? Наверно, оно должно постоянно присутствовать в нашей жизни. Это тонкая, кропотливая работа и требует от меня, как от воспитателя уточнения и воспитания собственного сердца.

В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками.

Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. И на основе полученных данных позволяет провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых чувств у детей, проследить их уровень развития, и оценить эффективность становления. И тогда планируется дальнейшая коррекционно - развивающая работа по данной проблеме.

Для решения, задач социально- нравственного воспитания дошкольников в своей работе я применяю некоторые эффективные методы и приемы. Хотелось бы отметить их специфику. Она заключается в следующем:

  1. отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на конкурентность;

безоценочность (любая оценка демонстрирует достоинство и недостатки);

  1. отсутствие предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством ради игрушки;
  2. минимум речи (для этого используются условные сигналы, мимика, выразительные движения и другое);
  3. без принуждения, чтобы не вызывать протеста, замкнутости.

Исходя из этих положений, была взята система игр, разработанная Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Это игра «Ожившие игрушки», «Театр теней», «»Муравьи», «Жизнь в лесу» и др. А также подобраны игры и упражнения, для формирования гуманных межличностных отношений, также как «Позови ласково», «Волшебный стул», «Назови себя» и т. д. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на тему « В мире добра», «Надо ли уметь извиняться?», «В мире книг» и т.д.

Кроме того я в своей работе использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.

Еще одна удачная находка - создание «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на шкафчиках в раздевальной комнате есть кармашки. В этих кармашках помещены картинки девочек и мальчиков с веселыми и грустными лицами. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение. В течении дня, если настроение у ребенка меняется, то и картинка тоже меняется.

В начале этой работы дети видели только картинки. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу воспитанники сами стали обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему товарищу. («Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось?», «Давай поиграем вместе»).

Очень важно в группе иметь традицию. Каждое утро я с ребятами провожу беседы. Это стало нашей доброй традицией. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга.

Кроме того, в своей работе я применяю еще один прием, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, яркий, с аппликацией. И Рядом на полку ставлю сундучок с наличием мелких игрушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкую игрушку.

Итоги подводятся каждый день. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т.д. Главное, надо заметить,

з

оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку.

Очень важно составить вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя»:

  1. Не ябиднячай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем.
  2. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
  3. Принимай советы и замечания от товарищей спокойно.
  4. Если поступил плохо, признай свою ошибку и попроси прощение
  5. Если умеешь что-то делать сам - помоги и научи своего товарища
  6. Если товарищ делает плохо, останови и скажи ему
  7. Не ссорься, а играй дружно
  8. Умей делиться с товарищем

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Все мои советы для родителей не остаются без внимания.

Вот такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей и создает добрый микроклимат в группе.

Часто дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и не могут проявить доброжелательные отношения к ним, выслушать их. Для этого важно иметь положительный опыт общения, который не приведет к конфликтам. Поэтому задача родителей и моя помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Но и самое главное это доброжелательная улыбка воспитателя, добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание доброго микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

"Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлен методический материал  из опыта моей работы для решения задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (игры, упражнение, ко...

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Роль народного искусства  в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...

Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)

В статье изложены технологии сщциално-коммуникативного развития старших дошкольников, на примере развития нравстенно- патриотичекого потенциала. Статья будет полезна воспитателям групп старшего дошкол...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Проблема актуальна сейчас,дети проявляют агрессию между собой и в результате не могут общаться между собой. Нужно создать добрый микроклимат в группе используя при этом занятия, беседы,игры. В работе использован мешочек "добрых дел", созданы правила для группы.

Крепких Марина Вячеславовна

Систематическая работа по данному направлению позволит улучшить взаимоотношения между детьми в группе.

Васильченко Татьяна Юрьевна

Очень грамотный и содержательный материал, в котором представлена работа с детьми на основе технологий партнерского и личностно-ориентированного взаимодействия. Тема, поднятая автором, очень актуальна, современна, поможет педагогам сформировать у детей доброжелательные отношения друг к другу.

Савицкая Елена Константиновна

Актуальный материал, интересный,содержательный.

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Очень интересный опыт работы! Желаю вам дальнейших творческих находок!