ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) по теме
Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10
ДОКЛАД
Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Должность: Воспитатель Серегина Т. С.
г. Кашира 2011г.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Мы все уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, и влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире и дружбе, которого не знаем сами, - в мире будущего.
Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.
Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему ... Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, не умение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость друг к другу и конфликтность в детских отношениях.
Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.
И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Кто- то считает, что о нравственности в наше время просто нет смысла говорить. А я считаю, когда во всем мире так неспокойно - трудно быть добродушным, веселым и счастливым. И тем ценнее и необходимее для каждого из нас становятся такое простое чувство, как доброта. А как сделатьдобро привлекательным? Наверно, оно должно постоянно присутствовать в нашей жизни. Это тонкая, кропотливая работа и требует от меня, как от воспитателя уточнения и воспитания собственного сердца.
В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками.
Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. И на основе полученных данных позволяет провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых чувств у детей, проследить их уровень развития, и оценить эффективность становления. И тогда планируется дальнейшая коррекционно - развивающая работа по данной проблеме.
Для решения, задач социально- нравственного воспитания дошкольников в своей работе я применяю некоторые эффективные методы и приемы. Хотелось бы отметить их специфику. Она заключается в следующем:
- отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на конкурентность;
безоценочность (любая оценка демонстрирует достоинство и недостатки);
- отсутствие предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством ради игрушки;
- минимум речи (для этого используются условные сигналы, мимика, выразительные движения и другое);
- без принуждения, чтобы не вызывать протеста, замкнутости.
Исходя из этих положений, была взята система игр, разработанная Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Это игра «Ожившие игрушки», «Театр теней», «»Муравьи», «Жизнь в лесу» и др. А также подобраны игры и упражнения, для формирования гуманных межличностных отношений, также как «Позови ласково», «Волшебный стул», «Назови себя» и т. д. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на тему « В мире добра», «Надо ли уметь извиняться?», «В мире книг» и т.д.
Кроме того я в своей работе использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.
Еще одна удачная находка - создание «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на шкафчиках в раздевальной комнате есть кармашки. В этих кармашках помещены картинки девочек и мальчиков с веселыми и грустными лицами. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение. В течении дня, если настроение у ребенка меняется, то и картинка тоже меняется.
В начале этой работы дети видели только картинки. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу воспитанники сами стали обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему товарищу. («Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось?», «Давай поиграем вместе»).
Очень важно в группе иметь традицию. Каждое утро я с ребятами провожу беседы. Это стало нашей доброй традицией. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга.
Кроме того, в своей работе я применяю еще один прием, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, яркий, с аппликацией. И Рядом на полку ставлю сундучок с наличием мелких игрушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкую игрушку.
Итоги подводятся каждый день. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т.д. Главное, надо заметить,
з
оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку.
Очень важно составить вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя»:
- Не ябиднячай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
- Принимай советы и замечания от товарищей спокойно.
- Если поступил плохо, признай свою ошибку и попроси прощение
- Если умеешь что-то делать сам - помоги и научи своего товарища
- Если товарищ делает плохо, останови и скажи ему
- Не ссорься, а играй дружно
- Умей делиться с товарищем
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Все мои советы для родителей не остаются без внимания.
Вот такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей и создает добрый микроклимат в группе.
Часто дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и не могут проявить доброжелательные отношения к ним, выслушать их. Для этого важно иметь положительный опыт общения, который не приведет к конфликтам. Поэтому задача родителей и моя помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
Но и самое главное это доброжелательная улыбка воспитателя, добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание доброго микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...
Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...
"Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлен методический материал из опыта моей работы для решения задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (игры, упражнение, ко...
Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...
Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)
В статье изложены технологии сщциално-коммуникативного развития старших дошкольников, на примере развития нравстенно- патриотичекого потенциала. Статья будет полезна воспитателям групп старшего дошкол...
Комментарии
Доклад "Создание доброго микроклимата в группе детского сада,
Проблема актуальна сейчас,дети проявляют агрессию между собой и в результате не могут общаться между собой. Нужно создать добрый микроклимат в группе используя при этом занятия, беседы,игры. В работе использован мешочек "добрых дел", созданы правила для группы.
Доклад "Создание доброго микроклимата в группе".
Систематическая работа по данному направлению позволит улучшить взаимоотношения между детьми в группе.
Формировние дружеских отношений между дошкольниками
Очень грамотный и содержательный материал, в котором представлена работа с детьми на основе технологий партнерского и личностно-ориентированного взаимодействия. Тема, поднятая автором, очень актуальна, современна, поможет педагогам сформировать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
Актуальный материал,
Актуальный материал, интересный,содержательный.
Очень интересный опыт работы!
Очень интересный опыт работы! Желаю вам дальнейших творческих находок!