Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья по теме
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, а диагностические методики, используемые при обследовании детей групп разной направленности по всем направлениям, прописаны в образовательной программе учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_kontrolya_za_razvitiem_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Старший воспитатель МДОУ ДС КВ№7
с. Кухаривка МО Ейский район
Белик О.В.
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, а диагностические методики, используемые при обследовании детей групп разной направленности по всем направлениям, прописаны в образовательной программе учреждения.
Периодичность мониторинга устанавливается так же образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижения каждого ребёнка. В нашем детском саду диагностика проводится на начало учебного года, с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания учебно – воспитательного процесса; в конце года – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Все результаты диагностики обсуждаются на педагогическом совете.
Основные методы диагностики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты.
Принятая нами система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребёнка, помогает подготовить его к школе.
При определении готовности ребёнка к школе используем пособие для педагогов дошкольных учреждений под редакцией Н.Е. Варецы «Диагностика готовности ребёнка к школе».
Данное пособие вместе с «тетрадью для диагностики готовности ребёнка к школе» составляет методический комплект, позволяющий определить степень готовности ребёнка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомлённости в основных областях знаний. В основе данной системы диагностики лежит подход, разработанный детскими психолагами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), согласно которому развитие ребёнка – дошкольника характеризуется становлением общих способностей (познавательных, регуляторных, коммуникативных), позволяющих детям успешно действовать в разных ситуациях. Предлагаемый в данном пособии диагностический аппарат имеет практическую задачу. Он позволяет не только дать общую оценку развития дошкольников, но и установить те проблемные составляющие способностей каждого ребёнка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.
Диагностические методики специально разработаны для педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, для того, чтобы, они могли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности психического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать индивидуальную деятельность каждого ребёнка, нуждающегося в развитии тех или иных способностей.
Данный методический аппарат, представленный в пособии, состоит из диагностических методик, анкеты и карт развития ребёнка и имеет следующие особенности:
- Направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребёнка, но позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития
- Достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей
- Отражает возрастную динамику детского развития
- Позволяет целостно представить картину психического развития ребёнка
- Даёт педагогу возможность проанализировать собственную деятельность
- Позволяет анализировать не только общий уровень развития ребёнка, но и отдельные стороны психического развития
- Адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования
Каковы же основные направления развития детей старшего дошкольного возраста предусмотрены в диагностике Готовности ребёнка к школе?
- Здоровье и двигательная активность. Наиболее значимыми параметрами, характеризующими здоровье и двигательную активность ребёнка, являются показатели общей активности, работоспособности, крупной и мелкой моторики. Крупная моторика оценивается на основе наблюдений воспитателя за особенностями двигательной активности ребёнка в различных ситуациях, а оценка уровня мелкой моторики осуществляется с помощью специальной методики.
- Умственные способности.
К умственным способностям относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие. Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребёнка и являются базой для успешного
овладения различными школьными предметами ( арифметикой, чтением,
природоведением и др.)
- Интеллектуальные способности обеспечивают решение задач на более сложном уровне, чем восприятие, на уровне процесса мышления.
- Творческие способности позволяют человеку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе её преобразования создать новый продукт.
Коммуникативные способности
Коммуникативные способности играют большую роль в готовности ребёнка к школьному обучению. Благодаря им у ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной деятельности.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников разработан методический инструментарий, включающий семь вопросов анкеты и четыре диагностические методики. Он позволяет определить:
- Различает ли ребёнок ситуации взаимодействия
- Понимает ли состояние сверстников
- Владеет ли способами выражения своего отношения ко взрослому
- Владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику
Регуляторные способности
Под регуляцией психической деятельности понимается управление, налаживание, оптимизация процессов, связанных с её выполнением.
Способность к построению речевого высказывания
Осведомлённость в основных областях знаний
Педагог должен оценить речевое развитие детей, знание ими произведений художественной литературы, их представления об окружающем мире, о временных, пространственных и математических отношениях. Диагностические методики позволяют объективно оценить уровень овладения детьми основными знаниями.
Виды деятельности
- Игровая деятельность ( с.р.и., игры с правилами)
- Продуктивные виды деятельности ( изобразительная,
конструирование,).
В процессе диагностических исследований по всем данным направлениям развития детей старшего дошкольного возраста используют анкеты, которые направлены на выявление уровня психического развития ребёнка. Перед её заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ребёнком, а так же для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.
Диагностические методики.
Перед началом диагностического обследования педагог раздаёт детям карандаши и тетради с заданиями. Педагог объясняет детям каждое задание и даёт время на его выполнение. Каждый раз он ждёт пока все дети справятся с заданием, и только потом переходит к следующему.
После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребёнка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие у дошкольников в образовательном процессе.
Ещё одной важной задачей, которая решается с помощью предлагаемого методического аппарата, является проблема повышения образовательной культуры работников дошкольных учреждений. Анкета и методики не только являются инструментом анализа детского развития, но средством развития их профессиональной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...
«Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здоров...
Презентация к статье "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)
В статье изложены технологии сщциално-коммуникативного развития старших дошкольников, на примере развития нравстенно- патриотичекого потенциала. Статья будет полезна воспитателям групп старшего дошкол...