Выступление на педагогическом совете на тему: «Двигательная активность и её роль в развитии детей дошкольного возраста». (из опыта работы).
консультация

Егорова Елена Васильевна

 

Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь».

А для детей это просто необходимо, так же естественно, как дышать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedsoveta_.docx81.31 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОРДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №4

Имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»

(МОУ «СОШ имени Л.М. Доватора»)

 

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Двигательная активность и её роль в развитии детей дошкольного возраста».

(из опыта работы).

C:\Users\user\Desktop\1676611830_gas-kvas-com-p-risunki-podvizhnie-igri-v-detskom-sadu-40.jpg

                   

                                           

                                                                        Воспитатель: Егорова Е.В.

Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь».

А для детей это просто необходимо, так же естественно, как дышать.

О том, что хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался, а именно бегал, прыгал, лазил и т.д. - говорят все.  Родители конечно же кивают головами и безусловно соглашаются. Но если дальше спросить более детально: «Так, когда же, как и где двигается ваш ребёнок?» - в лучшем случае мы услышим – «Ну …он (она) ходят на спорт(танцы)», или «У них три физкультуры в неделю в школе – вполне достаточно».

На учёбу времени не хватает какое тут движение - баловство всё это.

Когда приходишь домой усталый. все эти детские вопли и суета очень на нервы действуют. Поэтому чем тише – тем лучше.

И возникает закономерный вопрос: а зачем вообще детям это активное движение?

Человек – это очень целостная «конструкция», состоящая из трёх «китов»: Тело – Разум – Чувства.

Все эти составляющие очень взаимосвязаны друг с другом. Начиная с рождения, происходит активное развитие ребёнка прежде всего через движения и эмоциональный контакт с близкими. Именно в движениях, подкреплённых приятными собственными ощущениями и вниманием любящих взрослых вокруг, формируются многочисленные нервные связи в головном мозге.

От того, что мы с младенчества пытаемся вложить только интеллектуальную информацию - ребёнок не становиться более готов к школе.

Приведём пример.

Мальчик уже в два года мог перечислить названия всех животных, в три года - читал. Родители были счастливы. Правда при более близком контакте бросалась в глаза телесная зажатость в области плечевого пояса, нарушение координации движений.

 А в эмоциональной сфере уже в 5 лет стало заметно, что с трудом выстраиваются отношения со сверстниками. Если что-то идёт не так, как он хочет, возникает ярость и он начинает кусаться и драться (поведение характерное скорее для 2-3х летнего ребёнка).

Начиная с 2-х лет психолог и педагоги сада настоятельно рекомендовали уделять внимание движению, т.к. вспышки ярости во многом тоже были связаны с постоянным телесным напряжением. К сожалению, ответ родителей был неизменен: «Нам это не нужно. Просто у вас дети неадекватные. И вообще вы нам завидуете».

Конечно же в 6, а не в 7 лет его повели в очень сильную школу и несмотря на то, что интеллектуально он далеко опередил своих сверстников – его не взяли из-за эмоциональной незрелости. Родители были в полной растерянности и на какое-то время оставили сына в покое с занятиями – просто ходили гулять. И вдруг заметили, что их шестилетний сын с радостью носится на площадке и пытается повторить все движения за 3-4-хлетними детьми.

Ему это наконец-то позволили, и ещё отдали в плавание и на психологический тренинг общения. В общем, активно занялись доращиванием двух забытых китов: Тело и Чувства. Через год его с удовольствием взяли в ту самую школу.

Так, вот.

В норме к 7-ми годам ребёнок приходит в школу с достаточным количеством межполушарных связей и связей различных отделов мозга с лобными долями, отвечающими за контроль поведения. Если этого не происходит – ребёнок просто не справляется с учебным процессом. Мы часто сваливаем это на лень, но к сожалению, чаще всего дело именно недосформированности важнейших нервных связей.

Основное формирование их продолжается до 12 лет. И во многом благодаря двигательной активности ребёнка. Поэтому, представление о хорошем ученике, как о вечно спокойно сидящем и делающим уроки 18 часов в сутки – слегка неверно. (Хотя и очень удобно.) Ведь неслучайно в начальной школе после 10-15 минут урока обязательна физкультминутка.

Да и перемены в общем-то задуманы для снятия накопившегося телесного напряжения. Ведь в течении урока устают и крупные мышцы тела – от однообразной позы, от длительного письма, и мелкие – например мышцы глаз. То есть проходимость нервных импульсов от руки, глаз, ушей в головной мозг и обратно – снижается. Как следствие – глупые ошибки, снижение настроения и естественно нежелание учиться.

Зная это мы взрослые работающие в МДОУ должны создавать все условия для хорошего развития наших детей.

 

Двигательную активность осуществляем согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, занятия по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на такие принципы, как доступность, систематичность, последовательность и повторность.

Для развития самовыражения и самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате создан спортивный уголок с достаточным набором спортивного инвентаря и пособий:

-облегченные надувные мячи

-мячи-мякиши

-погремушки

- султанчики

-снежинки

-платочки

-веревочки – косички-флажки

-прыгалки

- маски для подвижных игр и т. д.

А также обустроенная спортивная площадка на территории детского сада.

Модель двигательного режима содержат следующие виды деятельности:

Ежедневную физкультурно-оздоровительную работу:

- утреннюю гимнастику

Каждое утро начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе или физкультурном зале, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде).

- гимнастику после дневного сна

Бодрящая гимнастика – это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики.

- физкультминутки вовремя НОД

- подвижные игры и упражнения (в то числе и на прогулке)

Большое значение для наших детей имеют подвижные игры и упражнения на внимание и логическое мышление. Смелость, решительность, уверенность в своих силах вырабатываю у детей в командных играх, эстафетах. Стараюсь научить детей смело действовать в игре, выручать товарищей, стремиться вместе выполнить общую задачу.

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Я подобрала записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение.

 Самостоятельную двигательную деятельность

- на прогулках

Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности, а также для закрепления подвижных, спортивных игр и упражнений.

 Формы активного отдыха

-физкультурные досуги

-дни здоровья

-театральные представления

Проводится пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию.

 

 В заключении хочу прочитать высказывания известных людей.

Ж.-Ж. Руссо отмечал, что движение, являясь средством познания

окружающего мира, играет большую роль для усвоения таких понятий, как

пространство, время, форма.

К.Д. Ушинский многократно указывал, что движения способствуют

лучшему овладению ребёнком родного языка.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции вызываются в

жизни только с помощью движений. Он считал необходимым условием

предоставление возможности детям двигаться как в повседневной жизни, так

и на занятиях и называл высокую подвижность ребёнка-дошкольника «его

естественной стихией».

Академик Н. Амосов назвал движения «…первичным стимулом» для

умственного развития ребёнка. В процессе движения идёт познание

окружающего мира ребёнком; прививается любовь к нему; научение

рационально действовать в нём.

Движение у маленького ребёнка является первым истоком смелости,

выносливости, решительности; а у старших детей в процессе движения

происходит формирование формы проявлений этих существенных

человеческих качеств.

Природа обеспечила ребёнка естественным стремлением к движению, чувством «мышечной радости».

Ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки относят к

основным движениям. Основные движения жизненно необходимы для

ребёнка и их формирование является одной центральной проблемой

психофизического становления личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Педагогический совет «Двигательная активность и ее роль в развитии детей дошкольного возраста»

Представлен материал по подготовке, проведению педсовета, тематического контроля...

Роль двигательной активности в физическом и психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста

Еще Аристотель в своих трудах писал, что жизнь требует движения, а позже Циолковский отметил, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли, и таких примеров можно привести ещ...

"Двигательная активность и ее роль в развитии детей дошкольного возраста"

Чем больше ребенок приобретает двигательных навыков в дошкольном возрасте, тем больше это будет способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, дети станут активнее, больше будет прису...