Роль семьи в становлении и развитии речевой функции у детей
методическая разработка по теме

Роль семьи в становлении и  развитии речевой функции неоспорима.Задача родителей - наполнить жизнь малыша событиями, создающими потребность в говорении.В статье содержится практический маиериал, который поможет вашему ребёнку быстро, осмысленно, легко выучить любое стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как гармонично развитую личность.

С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, приносящие в жизнь малыша чувство защищённости, любви и ласки.

В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. Ребёнок реагирует на высоту, силу, интонацию голоса взрослых. И чем эмоциональнее общение с ребёнком в данный период его развития, тем легче ребёнку в дальнейшем  будет общаться с другими людьми.

Речь малыша формируется в общении с окружающими. Речь взрослых является образцом для детей. Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи  в первые годы жизни малыша полностью возлагается на них.

Одним из величайших средств раннего развития речи детей является фольклорная проза и  поэзия (считалки, потешки, прибаутки, колыбельные песни, сказки), которые легко воспринимаются детьми, знакомят с красотой и разнообразием родного языка.

Родители с раннего возраста должны прививать ребёнку любовь к книге, чтобы он сначала с интересом слушал, а в дальнейшем  и самостоятельно читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.

Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, таинством, которого бы  малыш очень ждал. Ребёнка необходимо  привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать хорошее и плохое, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя их через собственный опыт.

Очень важно научить ребёнка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребёнок ждёт и от близких людей. Научив ребёнка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие.

Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Она развивается как будто бы сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, выставки.

Задача родителей – расширить круг общения ребёнка, наполнить  жизнь событиями  значимыми для малыша, создающими потребность в говорении, что, в целом, непременно, послужит толчком  к развитию речевой функции.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребёнка рядом с ним были любящие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним.

Памятка для родителей «Как учить стихи?»

Советует логопед:

  1. Прочитайте выразительно стихотворение.
  2. Узнайте у ребёнка его впечатление о прослушанном: «Что ты чувствовал, когда слушал стихотворение?» или «Какое настроение осталось у тебя после услышанного?»
  3. Задайте несколько вопросов на проверку понимания услышанного, например: «О ком (о чём) это стихотворение?»
  4. Прочитайте произведение ещё раз с целью отыскать малопонятные для ребёнка слова и выражения. Объясните ребёнку значение этих слов.
  5. Разделите текст на законченные смысловые фрагменты. После прочтения каждого фрагмента, задайте ребёнку вопросы по содержанию. Ответы должны быть полными.
  6. Обратите внимание ребёнка на сравнительные обороты, яркие образы, которые создал автор. Прочитайте выразительно эти эпизоды.
  7. Предложите ребёнку нарисовать картинку-иллюстрацию к стихотворению или к его части.
  8. Начинайте заучивать стихотворение по смысловым фрагментам, предварительно нацелив ребёнка на   заучивание:

  1. прочитайте одну-две строки, предложите ребёнку их повторить по памяти 3-4раза;
  2. отработайте так же следующие одну-две строки;
  3. прочитайте весь фрагмент, попросите воспроизвести его по памяти 3-4раза;
  4. переходите к заучиванию следующего фрагмента.

  1. Для осмысленного запоминания используйте следующие приёмы:
  1. вы читаете стихотворение по строкам, а ребёнок добавляет последнее слово в каждой строке («Подскажи последнее словечко…»);
  2. «Подскажи два последних слова…»;
  3. количество пропущенных слов увеличивается до тех пор, пока ребёнок по первому слову не воспроизведёт всю строку;
  4. чтение стихотворения по памяти по строкам взрослым и ребёнком через одного («Я начну, а ты продолжи…»).
  1. Прослушать стихотворение ещё раз и рассказать самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей. Критические периоды в развитии речевой функции у детей.

Речь  развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи).  Наиболее час...

Критические периоды в развитии речевой функции у детей.

Представлены и описаны критические периоды в развитии речи детей дошкольного возраста....

ДОКЛАД «Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста» .

Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание м...

Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.

В данной статье я рассказываю о том, как конструирование развивает связную речь дошкольников. Раскрываем суть конструирования, перечисляем его виды и принципы, отмечаем преимущества конструирования в ...

«Конструирование, как средство развития речевых функций, у детей дошкольного возраста»

Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко пр...

Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста

Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста...