Роль семьи в становлении и развитии речевой функции у детей
методическая разработка по теме
Роль семьи в становлении и развитии речевой функции неоспорима.Задача родителей - наполнить жизнь малыша событиями, создающими потребность в говорении.В статье содержится практический маиериал, который поможет вашему ребёнку быстро, осмысленно, легко выучить любое стихотворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как гармонично развитую личность.
С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, приносящие в жизнь малыша чувство защищённости, любви и ласки.
В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. Ребёнок реагирует на высоту, силу, интонацию голоса взрослых. И чем эмоциональнее общение с ребёнком в данный период его развития, тем легче ребёнку в дальнейшем будет общаться с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Речь взрослых является образцом для детей. Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи в первые годы жизни малыша полностью возлагается на них.
Одним из величайших средств раннего развития речи детей является фольклорная проза и поэзия (считалки, потешки, прибаутки, колыбельные песни, сказки), которые легко воспринимаются детьми, знакомят с красотой и разнообразием родного языка.
Родители с раннего возраста должны прививать ребёнку любовь к книге, чтобы он сначала с интересом слушал, а в дальнейшем и самостоятельно читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.
Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, таинством, которого бы малыш очень ждал. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать хорошее и плохое, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя их через собственный опыт.
Очень важно научить ребёнка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребёнок ждёт и от близких людей. Научив ребёнка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие.
Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Она развивается как будто бы сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, выставки.
Задача родителей – расширить круг общения ребёнка, наполнить жизнь событиями значимыми для малыша, создающими потребность в говорении, что, в целом, непременно, послужит толчком к развитию речевой функции.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребёнка рядом с ним были любящие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним.
Памятка для родителей «Как учить стихи?»
Советует логопед:
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Узнайте у ребёнка его впечатление о прослушанном: «Что ты чувствовал, когда слушал стихотворение?» или «Какое настроение осталось у тебя после услышанного?»
- Задайте несколько вопросов на проверку понимания услышанного, например: «О ком (о чём) это стихотворение?»
- Прочитайте произведение ещё раз с целью отыскать малопонятные для ребёнка слова и выражения. Объясните ребёнку значение этих слов.
- Разделите текст на законченные смысловые фрагменты. После прочтения каждого фрагмента, задайте ребёнку вопросы по содержанию. Ответы должны быть полными.
- Обратите внимание ребёнка на сравнительные обороты, яркие образы, которые создал автор. Прочитайте выразительно эти эпизоды.
- Предложите ребёнку нарисовать картинку-иллюстрацию к стихотворению или к его части.
- Начинайте заучивать стихотворение по смысловым фрагментам, предварительно нацелив ребёнка на заучивание:
- прочитайте одну-две строки, предложите ребёнку их повторить по памяти 3-4раза;
- отработайте так же следующие одну-две строки;
- прочитайте весь фрагмент, попросите воспроизвести его по памяти 3-4раза;
- переходите к заучиванию следующего фрагмента.
- Для осмысленного запоминания используйте следующие приёмы:
- вы читаете стихотворение по строкам, а ребёнок добавляет последнее слово в каждой строке («Подскажи последнее словечко…»);
- «Подскажи два последних слова…»;
- количество пропущенных слов увеличивается до тех пор, пока ребёнок по первому слову не воспроизведёт всю строку;
- чтение стихотворения по памяти по строкам взрослым и ребёнком через одного («Я начну, а ты продолжи…»).
- Прослушать стихотворение ещё раз и рассказать самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей. Критические периоды в развитии речевой функции у детей.
Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи). Наиболее час...
Критические периоды в развитии речевой функции у детей.
Представлены и описаны критические периоды в развитии речи детей дошкольного возраста....
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста
Инновационный подход в педагогике...
ДОКЛАД «Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста» .
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание м...
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.
В данной статье я рассказываю о том, как конструирование развивает связную речь дошкольников. Раскрываем суть конструирования, перечисляем его виды и принципы, отмечаем преимущества конструирования в ...
«Конструирование, как средство развития речевых функций, у детей дошкольного возраста»
Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко пр...
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста...