«Конструирование, как средство развития речевых функций, у детей дошкольного возраста»
консультация
Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта, отвечающей интересам ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конструирование, как средство развития
речевых функций,
у детей дошкольного возраста»
Основой любой умственной деятельности является речь. Она так же является обязательным и незаменимым компонентом общения людей. Если у ребенка успехи в овладении связной речью, то у него и определённые успехи в учебной деятельности. В настоящее время – богатая дополнениями, синонимами и описаниями, образная речь у дошкольников – очень редкое явление, потому что взрослые очень заняты, и не всегда могут или не хотят уделять детям больше внимания. Из - за этого ребенок в основном смотрит и слушает, а не разговаривает.
Наблюдается большое количество речевых проблем у детей, а именно: речь состоит
из простых предложений, односложная; им сложно построить грамматически правильное распространённое предложение. Отсюда недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, отсутствие монолога. Дети не могут логически обосновать свои утверждения и сделать выводы. Но так как у современных детей перенасыщенность информацией, то процесс обучения необходимо построить так, чтобы он был для них занимательным, интересным, деятельным, развивающим и работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не перенасыщал его.
Поэтому, в детских садах подбирают, внедряют и совершенствуют технологии и обучающие средства, которые способны вызвать у детей потребность в длительном общении с окружающими, эмоционально откликаться на возникающие ситуации. Одной из таких технологий является конструктор.
Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта, отвечающей интересам ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой.
В ходе работы с конструкторами повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей, повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.
Именно поэтому, интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:
– «опредмечиванию» словаря;
– развитию связной речи;
– развитию познавательной активности детей;
– развитию зрительно-пространственной ориентации;
– повышению мотивации;
– снижению нагрузки на детей.
Основная цель работы с детьми – развитие связной речи детей, через обучение составлению рассказа – описания в процессе конструирования.
Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:
1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.
2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.
4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.
Основные принципы использования конструирования:
– доступность и наглядность материала;
– систематичность и последовательность обучения и воспитания;
– работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психофизиологиче-
ских особенностей детей.
– личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
– Концентрацию внимания.
– Мелкую моторику.
– Умение следовать образцу.
– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
– Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.).
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности, а, следовательно, повышению их мотивации к учению на следующих ступенях образования. Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.
Конструирование, как вид детской деятельности, включает в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивает представления о предмете, способствует анализу и синтезу объектов окружающего мира, обогащению словаря ребенка и сенсорное восприятие. Таким образом, работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Такая деятельность по развитию речи с применением данной технологии
делает этот процесс более результативным. Дети воспринимают образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Конструирование позволяет сформировать у детей дошкольного возраста потенциальную готовность к
речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса. Конструирование – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.
Литература:
Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. – М.; Линка Пресс, 2001 г.
Мамрова В.Н. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – Челябинск, 2014.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.
Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста
Инновационный подход в педагогике...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
ДОКЛАД «Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста» .
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание м...
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста.
В данной статье я рассказываю о том, как конструирование развивает связную речь дошкольников. Раскрываем суть конструирования, перечисляем его виды и принципы, отмечаем преимущества конструирования в ...
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста
Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста...
Игры- головоломки как средство развития пространственных функций у детей дошкольного возраста
Аннотация: в статье представлен обзор приемов и методов коррекци-онно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Рассматриваются основн...
«Конструирование, как средство развития речевых функций, у детей дошкольного возраста»
Наблюдается большое количество речевых проблем у детей, а именно: речь состоитиз простых предложений, односложная; им сложно построить грамматически правильное распространённое предложение. Отсю...