Использование мультимедийных презентаций в работе преподавателя по изодеятельности
статья по теме
Статья предназначена для работников ДОУ, планирующих использовать презентации в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентации в работе с детьми | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Использование мультимедийных презентаций в работе
преподавателя по изодеятельности
составила Чуканова Светлана Ивановна
Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на научных конференциях, в высших и средних учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не применяются в современном дошкольном образовании. Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование — мультимедийный проектор, хороший компьютер, специалист по созданию презентаций. Хотя часто проектор есть, но он пылится где-нибудь на полке. И с одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать. Имея некоторый опыт проведения занятий с мультимедийными презентациями по изобразительной деятельности, хотелось бы им поделиться.
Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хочу сразу отметить, что презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Качественные иллюстративный, видео- и аудио- материалы обеспечивают «аффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале. В-третьих, использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными? Во-первых, это обоснованность применения презентации и мультимедийного проектора. Например, рисование с натуры игрушки. Обследование и рассматривание предметов ближайшего окружения для дальнейшего рисования с натуры не целесообразно заменять качественными картинками из презентаций. Во вторых, нередко презентации для дошкольников перегружены различными эффектами, которые, конечно же похвальны для создателя, но совершенно не нужны для дошколят. Нужно всегда ориентироваться на знания методики работы с ТСО и с иллюстративным материалом. В-третьих, использование текста, сложных схем, таблиц, диаграмм делают презентацию менее эффективной в работе с детьми.
При создании презентаций для занятий по изодеятельности прежде всего учитываем следующие условия.
- Картинки на большом экране будет видно также как и на мониторе компьютера (не крупнее и не лучше). Можно провести следующий расчет: если картинку можно рассмотреть с монитора компьютера с обычного расстояния (около 40 – 60 см, или иначе это — 1 – 2 диагонали экрана) то и в аудитории картинка будет хорошо видна на расстоянии 1 – 2 диагоналей экрана, то есть 3-4 метра.
- Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображение.
Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности занятия в 25 минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.
3. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментариями педагога. Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь педагога, при этом она не должна становиться главной частью занятия.
4. Идеальным вариантом является возможность предусмотреть вероятность управления презентацией ребёнком. Например, вернуть слайд, который понадобился для более детального рассмотрения в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому, не рекомендуется установление автоматического режима просмотра презентации во время её создания.
5. Использование музыкального сопровождения допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.
6. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно «сжимать» картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в формате джипег (расширение «.jpg»). Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
Конечно, все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи, когда музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и когда яркий фон лишь усиливает эффект.
В каких же темах оправдано использование презентаций? Далее рассмотрено несколько тем, для которых, как мне кажется, стоит создавать презентации.
Мультимедийные презентации могут сделать куда более интересными занятия по искусствоведению. Специфика таких занятий заключается в большом количестве фактического материала. Например, презентация к занятию «Синь России» по ознакомлению с народным промыслом Гжель. На слайдах фотографии поселка Гжель, гончарных и художественных мастерских, художников за работой, изделий промысла и подборка элементов росписи к занятию. При этом очень многое зависит от подачи материала: если рассказ будет интересным и наглядным, то успех гарантирован, если же нет — тема провалена. Выхода можно найти два. Первый — проводить занятия на фабрике, как это делают коллеги из московской области. Но как поступить, когда до фабрики тысяча километров? И именно здесь как нельзя лучше подойдут презентации — обеспечивающие «доступ к недоступному». Знакомство с творчеством пятигорчанки Вишняк М.А. наша изостудия осуществляет тоже при помощи презентаций в структуре занятия по созданию весеннего пейзажа.
Успешно использовать презентации можно в циклах занятий «Космос», «Подводный мир», «Транспорт», «Моя семья». Благодаря звуковым эффектам, видеоматериалам некоторые сложные связи, процессы или явления можно сделать наглядными и понятными для ребёнка. При этом воспитанникам подготовительной к школе группе сначала представляется не сложная схема Солнечной системы, а её отдельные составляющие планеты, кометы, метеориты и т.п.. Постепенно из последовательных реакций складывается уже итоговая картина, подкрепляемая соответствующим заданием изображения.
В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают 1 минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.
Об эффективности применения презентаций говорят следующие позитивные факторы:
- что презентация несет в себе образный тип информации, доступный для дошкольников;
- повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
На родительских собраниях и консультациях презентации применяются как иллюстрации некоторых педагогических ситуаций. Например, консультация для родителей «Как правильно держать изобразительный инструмент». Детей фотографирует педагог во время занятий по изодеятельности, а потом на примере фотографий с родителями проводится консультация. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом и выработать единый подход к дошкольному образованию.
Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы преподавателя по изодеятельности, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и их родителями и познания мира через непосредственный контакт с окружающим, а лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.
Заведующий МБДОУ детским садом ________________________________ И.В. Сергиенко
№ 31 «Заря»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ
В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....
Методические рекомендации "Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста"
Рекомендации по использованию презентаций....
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием мультимедийной презентации "Моя малая Родина-деревня Савино".
Это занятие проводилось в подготовительной к школе группе "Золотой ключик" нашего детского сада. Для проведения занятия потребовалось создание презентации. Занятие проводится как обобщающее, после все...
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с использованием муль...
Презентация выступления на педагогическом совете "Использование мультимедийных презентаций в организованной деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "
Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....