Воспитание маленького петербуржца
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В данном материале дан анализ программ по петербургуведению, приобщению к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
wrl2786.tmp_.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ МАЛЕНЬКОГО ПЕТЕРБУРЖЦА
В осеннем тумане
В январском снегу
Стоит Петербург
На морском берегу
( Н.Полякова)
В 2001 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).
Академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.
Поэтому нравственное – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Временный стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей родины.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду людей;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о России, ее столице;
- Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняться и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)
Для реализации нравственно- патриотического воспитания дошкольников необходимы:
- Создание благоприятных материально – технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала опорой на опыт и чувства детей;
- Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств.
« Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К.Д.Ушинский.
Особую группу составляют нравственные чувства.
« Те высокие нравственные…чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д.Ушинский, Н. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости. Способности противостоять лжи и жестокости.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Именно этому посвящена программа «Я –Ты –Мы» (О.Л.Князева),способствующая решении проблем нравственно – патриотического воспитания детей.
Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». К.Д.Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. В этой связи большую помощь в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников оказывает программ О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная программа помогает приобщить детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личности культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья
Детский сад
Родная улица,район
Родной город
Страна, ее столица, символика
Права и обязанности - Конституция
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю педагогу необходимо выделить характерное только для данной местности, данного края. Любой край неповторим в замечательном народном творчестве.
Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.
Целесообразно знакомить детей с городом, используя локальный материал, т.е. привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание.
Сведения и понятия о своем родном городе дети усваивают, начиная с малого. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, где находится детский сад.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы. Ему объясняют, что у каждого человека есть свой родной дом и город. Где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает сознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.
Продолжением работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.
К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи, и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.
Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, необходимо постоянно пополнять его знания о нем. Большая роль в этой работе отводится экскурсиям. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует подготовить ребенка, важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом имеется немало разнообразных средств и методов:
- Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города. Улиц;
- Рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, фильмов;
- Наборы открыток, альбомы с видами городов помогут дошкольнику познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен. Слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним;
- Побуждение ребенка к различной деятельности. В которой он может отражать имеющиеся знания и впечатления о родном городе (в играх, рисовании, лепке, поделке игрушек, пении песен, чтении стихов и др.), способствует переосмыслению знаний, выражению своего отношения к окружающему;
- Привлечение ребенка к посильному общественно полезному труду в ближайшем для него окружении. Например, совместный с родителями труд по благоустройству двора, территории детского сада.
- Поощрение ребенка за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за примерное поведение в общественных местах.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, создать у него любовь и привязанность к родным местам. С этого начинается чувство Родины.
Санкт – Петербург - культурная столица России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца. Давайте подготовим детей к этой встрече с чудом. Эту работу можно начинать с младшей группы детского сада, и обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями.
Приобщая детей к культуре, истории и традициям Санкт – Петербурга и к истокам русской народной культуры, мы в нашем детском саду используем методическую разработку «Здравствуй Петербург» Н.И.Ворониной, составленную на основе адаптированного для дошкольников курса «Чудесный город» Л.К.Ермолаевой и программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.
Работа ведется по проекту «Если выпало счастье здесь жить».
Цель проекта: Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, осознающего себя жителем Санкт – Петербурга и продолжателем его традиций.
Задачи проекта:
- Создание особого музейного пространства в ДОУ: «Русской избы» и «Петербургской гостиной», позволяющих получить наглядное представление о соответствующей эпохе, окунуться в атмосферу и условия жизни народа в прошлые времена.
- Установить связи с культурными учреждениями нашего города (музеями, туристическими бюро, детской филармонией и пр.) с целью совместного сотрудничества.
- Привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, занятий.
В детском саду разработан цикл занятий, посвященный знакомству детей с нарушением зрения с историей города. Занятия проходят в «Петербургской гостиной».
В каждой группе оснащен уголок Петербурговедения. В нем подобраны игры, альбомы, иллюстрации, книги, мозаики по петербургской тематике.
Наш детский сад имеет свой герб, Создана летопись «История развития дошкольной тифлопедагогики в Санкт – Петербурге.
Для старших дошкольников организуются автобусные экскурсии по городу, экскурсии в музей хлеба, музей истории города.
Совместно с родителями проводятся выставки семейных реликвий, фотографий «Любимые места в Санкт – Петербурге», «Рисуем сказки Пушкина»- рисунки и поделки по сказкам А.С.Пушкина.
Дети совместно с родителями рисовали генеалогическое древо семьи, герб семьи.
Проводятся комплексные занятия: «Наш Пушкин», день памяти героической обороны города, посвященные Васильевскому острову « Я живу на Васильевском».
В « Русской избе» проводят занятия, посвященные знакомству детей с бытом, ремеслами и традициями русского народа. Детей учат мастерить кукол из тряпок, мочала, ниток.
Совместно с родителями проводятся праздники:
- Кузьминка
- Святки
- Масленица
- Встреча Весны
- День защитника отечества.
На совместных занятиях с родителями дети овладевают народными ремеслами, разучиванием народных песен, потешек, частушек.
Организуются экскурсии в «Русскую деревню», спортивные праздники с элементами народных игр.
Регулярно в детском саду проводятся концерты детской филармонии, показ кукольных спектаклей.
Мы надеемся создать все условия для развития гармоничной личности ребенка с нарушениями зрения, осознающего себя достойным жителем Санкт – Петербурга, продолжателем его традиций, а также создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры. В результате активизируется творческая деятельность детей, повышается их увлеченность, заинтересованность в самостоятельной исследовательской работе, для решения поставленных задач. Мы надеемся повысить заинтересованность родителей к жизни ДОУ, поможет лучше узнать своего ребенка, наблюдая его в различных видах деятельности: игре, творчестве, на праздниках и занятиях.
Для знакомства дошкольников с Санкт – Петербургом обычно используют следующие программы: «Взрослеем вместе с городом» Г.С.Вежель; «Чудесный город» Л.К.Ермолаевой, «Первые шаги» Г.Т.Алифановой, «Знакомство с Санкт – Петербургом» Н.Т.Смирновой.
Проведем анализ содержания данных программ.
«Взрослеем вместе с городом» Г.С.Вежель.
Разрабатывалась в русле общеметодологических проблем развития образовательных систем в составе темы «Развитие воспитательного пространства» в 1995 году в г. Санкт- Петербурге.
Цель программы: становление мировоззрения, необходимого для духовной зрелости человека.
Программа интегрированная, четырехступенчатая, воспитательно-образовательная система – ВЗРОСЛЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ…
IY образовательная ступень (10 – 11 классы):
ОСНОВЫ ИСТОРИОСОФИИ - осмысленная история Мировой культуры;
III образовательная ступень (9 – 5 классы):
ФАКТОЛОГИЯ, дающая представление об единстве Мировой культуры;
II образовательная ступень (3 – 1 классы):
ГЛАВНЫЕ ЗНАНИЯ – нравственно – эстетически означенные, обеспечивающие ориентацию человека в окружающем его Мире;
I ступень (дошкольное образование):
СТРОИМ «ГОРОД – САД», в игре Сущность постигая.
Средство: Постижение истории Мировой культуры в привязке к Санкт – Петербургу – средоточию Мировых идей, образов и судеб.
Цель I ступени – воспитание положительно – созидательного отношения ребенка ко всему и вся, и к самому себе тоже.
Общая методическая установка – детство человечества и человека сходны: там и там – стремление постичь в образах СУЩНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ И СВОЕГО МЕСТА В НЕМ.
Конкретные целевые установки:
- Сведение в целое Общего – Частного – Отдельного: МИРА – ГОРОДА – ЧЕЛОВЕКА.
- Поиск ответов на вопросы ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ и КАК.
- Постижение Истины – Добра – Красоты, согласно которым Петербург родился, чтобы стать ГОРОРДОМ – САДОМ ДЛЯ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ.
- Воспитание способностей видеть в Петербурге ДРЕВНЕРУСКИЕ КОРНИ.
- Обучение не рисунку, живописи, лепке, макетированию, проектированию – ОБУЧЕНИЮ УМЕНИЮ ВИДЕТЬ КРАСОТУ.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, слайдами, аудио – видеокассетами. Есть курсы и воскресные школы.
Способы контроля усвоения знаний: три способа закрепления накапливаемого опыта размышлений:
- Режиссуру занятий нужно троить так, чтобы в ходе их вызвать ответное чувство, задев душу (свою и детскую),ПОТОМУ ЧТО ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНА.
- Переводить переживание, впечатление в зримый образ, собственным воображением рожденный (набросок, акварель), ПОТОМУ ЧТО В ПОСТИЖЕНИЯХ ЗНАЧИМ ТОЛЬКО СВОЙ ОПЫТ.
- Свободная систематизация накопленных размышлений, естественная при закреплении пережитого в зримых образах: собираем в папку – перебираем, вдруг что – то ожило опять…
«Чудесный город» Л.К. Ермолаева.
Программа пропедевтического краеведческого курса, составлена в русле концепции школьного краеведческого образования, разработанной
Богуславским Г.А., Ермолаевой Л.К.
Цель программы: вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им, осознание ценности памятников истории и культуры; «влюбить» в Город.
Задачи курса:
- Формирование знаний:
- Познакомить маленьких горожан со спецификой Города как «среды обитания»;
- Сформировать представление об уникальности, неповторимости, сказочности нашего Города;
- Познакомить с центральными ансамблями невских берегов;
- Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
- Познакомить учеников со своим районом.
2.Формирование нравственно – этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию.
- Замечать красоту Петербурга;
- Бережно относиться к богатству нашего города;
- Соблюдать правила поведения горожанина – петербуржца.
3.Формирование учебных умений:
- «читать» карту – схему;
- пользоваться краеведческими справочниками;
- описывать памятники, достопримечательности города;
- ориентироваться в Петербурге.
Программа предполагает непрерывное изучение Санкт – Петербурга детьми, начиная с дошкольного возраста, на протяжении всех лет обучения в школе. Она включает три блока знаний:
- первоначальные сведения о городе как среде обитания, о его особенностях, о «ядре» Санкт – Петербурга;
- элементарные знания о роли нашего края в жизни России, о значении Города в мировой культуре (5 – 7 классы);
- систематические знания об истории и культуре Санкт – Петербурга и его области (8 – 9 классы).
Методическое обеспечение:
- наличие дидактического материала;
- экскурсионная программа
- «Петербургская тетрадь» - учебное пособие.
Критерии оценки достижений воспитанников: выполнение заданий в «Петербургской тетради».
«Первые шаги» (воспитание петербуржца – дошкольника) Г.Т.Алифанова.
Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни.
ЦЕЛИ: младшая группа – воспитание любви и интереса к родному городу, воспитание желания узнать свой город.
Средняя группа - вызываем познавательный интерес к городу, формируем начальные знания о родном городе.
Старшая группа - воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры, осознание ценности памятников культуры и искусства.
Подготовительная группа – развитие духовного кругозора личности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
- Работа в группе;
- Целевые прогулки, экскурсии;
- Работа в кабинете петербурговедения;
- Оснащение педпроцесса.
Методическое обеспечение: методическое пособие, темы экскурсий, конспекты занятий – путешествий.
Наличие критериев оценки достижения воспитанников – определен круг вопросов и понятий, которые дети должны знать к концу года.
«Знакомство с Санкт – Петербургом» Н.Т.Смирнова.
Задачи программы:
- Познакомить дошкольников с ближайшем окружением, микрорайоном: улица, проспект, переулок, площадь, дом,красивые здания, памятники.
- Познакомит с некоторыми достопримечатательностями Петербурга.
- Дать начальные сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Познакомить с творчеством отдельных архитекторов, писателей, поэтов и, художников и композиторов.
- Расширить словарный запас детей.
- Приобщить дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, к участию в петербургских праздниках.
- Создать эмоциональный настрой на город.
- Способствовать формированию этики поведения петербуржца.
Методическое обеспечение:
- Темы экскурсий выходного дня;
- Список литературы для чтения вне занятий;
- Перечень игр и пособий, разработанных для реализации программы.
Способы контроля усвоения знаний:
Усвоение знаний детьми выявляется различными способами:
- Узнавание объекта в изображении и в натуре, названии его, узнавании по описанию;
- Анализ рисунков, аппликаций, конструктивных работ;
- Знание детьми программных стихотворений;
- Экспертная оценка (родители и воспитатели)
- Тестирование.
Все проанализированные программы направлены на достижения главной цели – воспитание достойного гражданина нашего города, который должен гордиться тем, что живет в прекрасном городе –Санкт – Петербурге.
Программа «Первые шаги» Алифановой Г.Т. вобрала себя все лучшие разработки и методики остальных программ.
У всех программ разработаны методические рекомендации, перечислены условия реализации программ.
Работа с детьми 6 – 7 летнего возраста очень специфична. Наш детский сад является коррекционным: для детей с нарушением зрения. Поэтому использование чисто одной программы затруднено в силу специфики детей.
Мы используем программу « Чудесный город» Ермолаевой Л.К., методическую разработку « Здравствуй Петербург» Ворониной Н.И.. Эта разработка строится на использовании большого количества игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме знакомить детей с родным городом. Они способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, творчества, помогают осваивать навыки учебной деятельности.
Мы надеемся, что дети, выйдя из детского сада, не потеряют все те знания, которые в них заложили в дошкольном детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Растим маленьких петербуржцев"
Эти игры помогут нашим детям лучше узнать город в котором они живут, пополнить словарный запас, развить творческие способности в процессе коммуникативной деятельности, выработать положител...
Воспитание маленького петербуржца как грамотного пешехода.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей cтраны совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный т...
Воспитание маленького петербуржца через приобщение к театральной культуре родного города
Санкт-Петербург культурная столица нашей родины. Это неоспоримый факт. Но не только музеи, театры, дворцы и памятники делают таким наш город. Главное – это люди, живу...
Использование регионального компонента - истории и культуры СПб и Петергофа в воспитании маленького петербуржца.
«Мир детства. Он очень хорош. Он открыт Свету, Добру, Красоте, открыт уму и сердцу. Но он не долговечен, этот мир. И очень важно, ЧТО унесет с собой маленький человек во взрослую жизнь. Ведь того, что...
Воспитание маленького петербуржца
Знакомство с историей родного города – важная часть деятельности работника дошкольного образования. Начиная изучать природу, историю, особенности родного края в старшем дошкольном возрасте, мы заклады...
Воспитание юного петербуржца. Проект группы для детей с ОВЗ "Маленькие граждане большого города"
Внутренний мир "особого" ребенка и богат, и интересен. Как помочь социализации такого ребенка в нашем сложном, меняющемся мире? Как раскрыть творческий потенциал "особого" ребенка ...
методическая разработка: Патриотическое воспитание дошкольника. "Капельки истории Летнего сада в жизни маленького петербуржца"
Сценарий досуговой деятельности-"Осенний летний сад"...