Воспитание юного петербуржца. Проект группы для детей с ОВЗ "Маленькие граждане большого города"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Внутренний мир "особого" ребенка и богат, и интересен. Как помочь социализации такого ребенка в нашем сложном, меняющемся мире? Как раскрыть творческий потенциал "особого" ребенка для всех? Мы предлагаем использовать возможности проектного метода в сочетанни с арт-педагогическим подходом и использованием культурного пространства города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_yunogo_peterburzhtsa_statya.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание юного петербуржца.
Проект группы «Маленькие граждане большого города»
Сванидзе Елена Владимировна, учитель-дефектолог, Непряхина Ирина Федоровна, воспитатель, ГБДОУ д/с № 101 г. Санкт-Петербурга
Вид проекта: долгосрочный, модульный, групповой, комплексный (исследовательско – творческий), для детей со сложной структурой дефекта 4 – 7 лет.
Цель: формировать и расширять представления детей по всем лексическим темам через погружение в жизнь петербуржского сообщества, используя возможности мифов и сказок Санкт-Петербурга, знакомя с разными постройками города, его достопримечательностями, традициями и праздниками Санкт-Петербурга.
Программные задачи:
- Расширять знания детей об окружающем мире через погружение в жизнь петербуржского сообщества
- Воспитывать интерес и любовь к городу, в котором мы живем
- Воспитывать желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе
- Развивать и корректировать все психические процессы, формировать элементарные навыки работы с информацией, умения, связанные с выполнением знаково-символических действий.
- Создавать условия для осмысления и применения детьми полученных знаний, умений и навыков
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций, поощрять стремление вступать в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- Развивать творческие способности, изобразительные, артистические, двигательные умения.
Структура проекта
Месяц | Раздел. Тема | Задачи | Презентация результатов |
Сентябрь 1 неделя | Детский сад – деткам рад | Познакомить детей с уголками группы, с одногруппниками, с правилами поведения в детском саду, с педагогами Экскурсия по детскому саду | Оформление стенда «Мой любимый детский сад» |
Сентябрь 2 неделя | Детский сад – на сказки богат | Познакомить детей с историей детского сада, почему появилось такое название, как садик назывался раньше | Оформление выставки «Из прошлого детского сада» |
Сентябрь 3 неделя | До свидания, лето! | Расширять представления детей о лесе, полезных и ядовитых ягодах. Напомнить правила поведения в лесу. Загородные постройки, деревянные дома. Избушка бабы Яги, лесника и т.д. | Фото выставка «Как я провел лето» |
Сентябрь 4 неделя | Лес и дары леса : грибы Лесопарки города и области | Продолжать формировать представление у детей о лесе: деревья леса, полезные и ядовитые грибы. Познакомить с лесопарками города | Городские парки – выставка поделок из природного материала |
Октябрь 1-2 неделя | Дары осени: овощи и фрукты. | Расширять знания об овощах, фруктах, витаминах, развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию и образное мышление. Где можно купить овощи и фрукты? История «киоска» | Экскурсия «Магазин» Творческие отчеты об экскурсии |
Октябрь 3 неделя | Осень: растения осенью Лес – богатство России Многообразие животных леса | Расширять знания детей о признаках осени, разнообразии деревьев, сезонных особенностях жизни зверей, формировать бережное отношение к природе. Познакомить с «Домом для животных» - зоопарком | Выставка работ «Ленинградский зоопарк» |
Октябрь 4 неделя | Моя Родина – Россия Птицы осенью | Формировать представление о нашей стране, ее богатстве. Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Совершить путешествие по городским крышам | Интерактивное занятие « Город с высоты птичьего полета» |
Ноябрь 1 неделя | Игрушки | Расширять представления детей об игрушках, познакомить с историей возникновения игрушек, семейными игрушками Знакомство с кукольным театром | Выставка «Моя любимая игрушка» Кукольный театр «Кот, петух и лиса» |
2 неделя | Домашние животные | Расширять представления о домашних животных, их пользе, уходе за ними. Познакомить с памятниками нашего города, посвященными животным | Интерактивное путешествие «Животные нашего города» |
3 неделя | Домашние птицы | Расширять представление о домашних птицах, их пользе для человека, уходе за ними. Вспомнить сказки, посвященные птицам. Где живут птицы в нашем городе? | Выпуск книги – самоделки «Петушок и его друзья» (сказки, загадки, потешки, прибаутки) |
4 неделя | Моя семья | Воспитывать чувство любви и уважения к труду матери. Формировать представление о роли ребенка – помощника мамы. Мой дом – формировать представление о родном доме | Спектакль по сказке «Три медведя» |
Декабрь 1 неделя | Наше тело. Здоровье. | Расширять представления детей о теле человека. Формировать представление о здоровье и болезни. Познакомить с правилами здорового образа жизни и людьми, поддерживающими здоровье людей (медики). Расширять представления о разных по назначению домах: поликлиника, аптека, больница | Экскурсия «Аптека» |
Декабрь 2 неделя | Зима. Признаки зимы. Зимняя одежда. | Продолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе. Расширять знания детей о признаках зимы, зимней одежде. Познакомить с профессиями, связанными с изготовлением одежды. Ателье. | Интегрированное интерактивное занятие «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» (стр. 144 Народная культура и традиции) Мастер класс по изготовлению шарфа |
Декабрь 3 неделя | Новый год – праздник Праздничное убранство города | Расширять представление о традициях празднования Нового года и Рождества. Познакомить с фонарями города | Новогодний утренник Выставка творческих работ «Сказочные фонари» |
Декабрь 4 неделя | Зимние забавы Спортивные площадки города | Расширять представления о зимних забавах и зимних видах спорта. Познакомить с русскими народными занятиями в зимний период. Познакомить со спортивными сооружениями города | Встреча с интересными людьми: инструктор ЛФК «Зимние виды спорта» |
Январь 2 неделя | Зима. Зимовье диких животных | Формировать и расширять представления об образе жизни и многообразии диких животных, условиях жизни животных зимой. Имена животных в городских названиях (Заячий остров, Лосий остров и т.д.) | Выставка рисунков «Зимовье зверей» |
Январь 3 неделя | Зимующие птицы Наш двор. Наши соседи | Расширять представление о зимующих птицах, помощи птицам зимой. Познакомить с домашним адресом, кто живет в нашем дворе | Мастер класс по изготовлению кормушки Выставка «Кормушки – столовая для птиц» |
Январь 4 неделя | День Снятия Блокады Ленинграда | Познакомить с историей нашего города в дни войны. Сформировать представление о подвиге ленинградцев в годы блокады. Музей Блокады Ленинграда | Создание фильма «Подвигу твоему, Ленинград» |
Февраль 1 неделя | Город, улица Моя улица | Формировать и расширять представление о городе. Познакомить с разными городами России. Формировать представление об улице, проспекте, переулке | Кукольный театр «Три поросенка» |
Февраль 2 неделя | Транспорт Городской транспорт | Формировать представление о многообразии транспортных средств, профессии людей на транспорте. | Встреча с интересными людьми – Водитель. Выставка рисунков «Сказочные средства передвижения» |
Февраль 3 неделя | Правила поведения на улице Полицейский, постовой, городовой | Формировать правила безопасного поведения на дороге. Познакомить с перекрестком | Встреча с интересными людьми – полицейский. Экскурсия «Перекресток» |
Февраль 4 неделя | День защитника Отечества Памятники защитникам Отечества в нашем городе Петропавловская крепость | Формировать представления о разных военных профессиях, уточнять представления о значимости труда военного. Познакомить с памятниками защитникам Отечества в нашем городе, с Петропавловской крепостью | Интерактивное занятие «Они защищали наш город» КВН «Знатоки Санкт- Петербурга» |
Март 1 неделя | Мамин день | Расширять представление о роли мамы в жизни людей. Воспитывать желание помогать мамам, чувства уважения и любви к маме. Познакомить с профессией парикмахера. | Мамин праздник Экскурсия «Парикмахерская» Конкурс причесок |
Март 2 неделя | Посуда Фарфоровый завод | Формировать представление о многообразии предметов посуды и ее назначении, формировать навыки безопасного использования предметов посуды, ухода за посудой. | Интерактивное занятие по сказке К. Чуковского «Федорино горе» Выставка «Посуда . Из прошлого в будущее» |
Март 3 неделя | Продукты питания Городское кафе | Расширять представление детей о продуктах питания, их пользе, способах хранения, приготовления. Познакомить с местами общественного питания: кафе, столовая. | Экскурсия «Кафе» Фотовыставка «Любимое блюдо нашей семьи» |
Март 4 неделя | Мебель Достопримечательности города: дворцы | Формировать и расширять представления детей о предметах мебели, их назначении, истории возникновения, профессиях, связанных с производством мебели. Дворцовая мебель | Интерактивное путешествие «Эрмитаж» |
Апрель 1 неделя | Признаки весны Первоцветы Летний сад | Расширять представления о признаках весны в природе, первых цветах. Познакомить с Летним садом, его историей, достопримечательностями. | Мастер класс «Букет» (флорист) Создание книжки – самоделки «Цветочные истории Летнего сада» |
Апрель 2 неделя | День космонавтики Артиллерийский музей | Формировать и расширять представления детей о космосе, космических объектах, истории освоения космоса, профессиях, связанных с космосом. Экскурсия в Артиллерийский музей города (залы космонавтики) | Мини музей «Покорители космоса» |
Апрель 3 неделя | Сезонные изменения в жизни животных и птиц Зоологический музей | Расширять представления детей об изменениях в жизни животных и птиц весной. Познакомить с музеями города на примере «Зоологического» музея | Интерактивное путешествие в Зоологический музей |
Апрель 4 неделя | Животный мир морей и океанов Реки нашего города | Расширять представления детей о жителях морей и океанов. Познакомить с названиями рек нашего города. | Кукольный театр «Сказка о золотой рыбке» |
Май 1 неделя | Цветы Ботанический сад | Расширять представления детей о цветах, их названиях, строении, воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с Ботаническим садом нашего города | Интерактивное путешествие «Ботанический сад» Выставка рисунков «Цветы Ботанического сада» |
Май 2 неделя | День Победы Площадь Победы Дворцовая площадь | Расширять представления о подвиге наших дедов и прадедов. Познакомить с традициями празднования Дня Победы: парад на Дворцовой площади, возложении цветов к памятнику на площади Победы, поздравления ветеранов, праздничный салют. Формировать представление о площадях нашего города. | Создание книги Памяти. |
Май 3 неделя | Лето Петербургские мосты | Расширять представления о признаках лета, летнем отдыхе. Вспомнить правила поведения в лесу, на воде. Познакомить с петербургскими мостами | Презентация творческих работ «Мосты нашего города» |
Май 4 неделя | Насекомые Путешествие бабочки по нашему району | Расширять представления детей о жизни насекомых, их пользе. Познакомить с насекомыми, опасными для человека. Совершить путешествие с бабочкой по нашему Фрунзенскому району. | Создание книжки – передвижки «Вместе с бабочкой» |
Литература, используемая в проекте
1.Алифанова Г.Т., Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет, СПб, Паритет, 2005
2. Никонова Е. А., Мы – горожане, СПб, Паритет , 2005
3. Никонова Е. А., Первые прогулки по Петербургу, СПб, Паритет, 2004
4. Никонова Е.А., Чудо – богатыри земли Русской, СПб, Паритет , 2005
5. Куликова С.Ю., Детям о традициях и праздниках русского народа, СПб, «Паритет», 2015
6. История России в картинах русских художниках, СПб, «Сова», 2009
7. Малова В.В., Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре, М., Владос, 2013
8. Серова З.А., Петербургский задачник для малышей, СПб, Паритет , 2003
7. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет, Волгоград, «Учитель», 2013
8. Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н., Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, Спб, «Детство- Пресс», 2012
9. Бойчук И.А.. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством, СПб, «Детство-Пресс», 2013
10. Сертакова Н.М., Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, СПб, «Дество-Пересс», 2012
11. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, СПб, «Детство-Пресс», 2014
12. Дмитриев В.К., Санкт-Петербург для малышей, СПб, Корона принт, 2006
13. Солнцева О.В., Город – сказка, город – быль, СПб, Речь, 2013
14. Ермолаева Л.К., Воронина Н.И., Мой город, СПб, Норинт, 2000
15. Скаченков С., Праздник на Неве, Детская литература, 1987
16.Лелина Е.И., Петропавловская крепость, СПб, 1996
17.Шиф Л., Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком, СПб, Невский курьер, 1994
18. Санкт-Петербург, прогулки по Северной столице, СПб, 2007
19.Эрмитаж. парадные залы, СПб, 2008
20.Летний сад, СПб, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...
метод.разр.:Взаимодействие семьи и ОДО в воспитании юного петербуржца -"ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ"-1,2,3г. обучения детей"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию метод.разраб. по работе с родителями «Взаимодействие семьи и ГБДОУ в воспитании юного петербуржца»,....
Проект: "Воспитание юного петербуржца".
реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с Санкт - Петербургом....
Воспитание юного Петербуржца, как условие успешной социализации детей с общим недоразвитием речи
Воспитание юного Петербуржца, как условие успешной социализации детей с общим недоразвитием речи...
Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты» подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)
содействие финансовому просвещению и экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...
Методическая разработка: Сценарий досугового мероприятия для детей «Воспитание юного петербуржца».
Сценарий досугового мероприятия создан с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к историческим и культурным ценностям родного города, воспитания нравственно-эстетических качеств, вс...