Воспитание маленького петербуржца как грамотного пешехода.
статья (подготовительная группа) по теме
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей cтраны совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volkovoy_2.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 Невского района Санкт – Петербурга
Автор статьи – воспитатель Волкова Светлана Николаевна
Воспитание маленького петербуржца как грамотного пешехода
С каждым годом растет и хорошеет наш город Санкт-Петербург. Много в нем красивых улиц, переулков. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах, магистралях. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов с детьми. И естественно, что маленького петербуржца интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей cтраны совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
В нашем городе наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий с детьми это:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.
- Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса, трамвая или другого препятствия.
- Игра на проезжей части.
- Ходьба по проезжей части.
Обучение детей правилам дорожного движения - это жизненно важная необходимость, поскольку многие из них не владеют достаточными знаниями и навыками для обеспечения cобственной безопасности и безопасности окружающих.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Поэтому главная задача – доступно разъяснить правила детям, не исказив их содержания.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка c правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения.
Как указывал известный психолог А.В.Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять – шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды будет очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли учёного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне; что узнал в старости – написано на льду».
Обучения маленьких петербуржцев правилам поведения на улице тесно связано c развитием у них ориентировке в пространстве. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если c детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие этих качеств, становится причиной дорожно – транспортных происшествий. Обучения детей правильному поведению на улице необходимо осуществлять в системе, постепенно усложняя, уточняя и дополняя знакомый материал.
Совместная деятельность с детьми построена в форме рассказов-бесед, сопровождающихся стихами, загадками, вопросами, сказками, рассказами и игровыми заданиями, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал. Материал может быть использован при коллективной и индивидуальной работе.
Знакомить детей с правилами поведения на улицах города: рассказывать о правилах дорожного движения; объяснять, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседовать с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре (использовать рассказы из жизни).
Предлогать детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям «случаи – загадки»: где, дети оценивают и отстаивают свою точку зрения в процессе общего обсуждения.
Также рассказать детям о том, как следует переходить дорогу, знакомить их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности"). Детей старшего дошкольного возраста знакомить с различными дорожными знаками, предназначенными, для водителей и пешеходов.
Объяснять, что означает каждый знак, разыгрывать с ребятами дорожные ситуации с помощью макета (которые можно изготовить вместе с детьми) улицы со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Так же знакомить детей с правилами езды на велосипеде: кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых в безопасных местах.
Детям можно предлагать, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями, рассмотреть иллюстрации разных ситуаций.
Знакомство детей с правилами поведения в транспорте вызывает всегда большое оживление при объяснении, что
- входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю (такого они никогда не делали);
- маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.
- разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим.
- нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
- нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
- принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Обязательно проводить c детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых.
Можно организовать игру "Поездка в транспорте". Дети вместе с педагогом с помощью стульев, строителя Поликарпова, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, машины, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Рассказывать детям о работе полицейских - регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. В игровой форме знакомить детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Так же знакомить детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД):
Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях. Они внимательно следят за движением на дорогах, чтобы движение транспорта и
пешеходов было безопасным. Детям показывать картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, постов ГИБДД. Обязательно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний в разнообразных видах детской деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной, продуктивной, музыкально-художественной, при ознакомлении с художественной литературой. Детям очень нравится отгадывать загадки – предостерегалки ( это не только игра, но и средство развития логического мышления ).
Посмотри, силач, какой: на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик. (Регулировщик)
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор)
Можно с ребята составлять и разгадывать кроссворды
(«Дорожный» , «Транспорт» )
Любят дети слушать и запоминать пословицы, поговорки, считалки, песенки, скороговорки:
Осторожность – не трусость.
Не бойся, но опасайся.
В группах можно организовать уголок «Безопасности дорожного движения», где представить: Макеты с игрушечным транспортом различного назначения, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); развивающих игр по правилам дорожного движения.
Мозаики, атрибутов для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.).
Сюжетные картинками, отражающими дорожные ситуации.
На территориях детского сада все чаще стали появляться детский игровой модуль «Маленький пешеход», который дает возможность на практике применять правила дорожного движения.
Правила дорожного движения находят отражение в различных продуктивных видах деятельности и художественном творчестве дошкольников.
Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки, транспорт. Дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют. Любят раскрашивать книжки – раскраски «Транспорт», «Светофор» (пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).
В конструктивной деятельности ребята с увлечением делают «светофор», различные марки машин. Возводят из строителя дома, мосты.
Самое действенное средство воспитания маленького петербуржца, грамотного пешехода зависит от поведения на дороге родителей и окружающих людей. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Переходят улицу в неположенном месте ).Поэтому для родителей оформляются наглядные материалы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения с постоянной и сменной информацией. Родители охотно подключаются к совместной работе по изготовлению макетов, альбомов, интересных материалов. А проведенное анкетирование родителей ещё раз подтвердило всю важность работы в данном направлении для профилактики детского дорожно-танспортного травматизма и пропаганде правил дорожного движения. Ведь дети – это наше будущее, будущее нашего города, поэтому важно воспитать настоящих петербуржцев – грамотных пешеходов великого города.
Литература:
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М. Издательский Дом Третий Рим. 2011.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. М. «Издательство Скрипторий 2003», 2009
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. ТЦ Сфера, 2002.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет. М. Мозаика-Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода
Наглядно-демонстрационный материал для родителей...
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по воспитанию грамотного пешехода.
Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные ...
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по воспитанию грамотного пешехода
Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные ...
статья "Роль семьи в воспитании грамотного пешехода"
Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее про...
Буклет "Воспитание грамотного пешехода"
Буклет "Воспитание грамотного пешехода"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста по воспитанию грамотного пешехода
памятка для ородителей...
Памятка для родителей детей 4-5 лет по воспитанию грамотного пешехода
Ваш малыш еще совсем маленький, но уже не за горами тот день, когда он пойдет в школу. И очень важно (подчас жизненно важно), чтобы к этому моменту ребенок обладал навыками безопасного поведения на до...