Литературный вечер посвященный Г.Тукаю на тему:"Просто всем сердцем любил он народ."
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

вечер для работы с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.tukay_liturat.vecher_s_vospitatelyami.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально – литературный вечер с воспитателями и родителями

«Просто всем сердцем любил он народ..»

Задачи:

Закреплять и расширять знание о татарском народном поэте –о Габдулле Тукае.

Воспитывать    любовь к родному краю, уважение татарскому народу, к его быту и традициям; чувство патриотизма, понимание прекрасного.

Оборудование и материалы: Праздничное  оформление музыкального зала  , портрет Г. Тукая, плакаты, полотенца с орнаментами, платки, татарские народные костюмы для ведущих и для детей, музыкальный центр, проектор, выставка рисунков.

1 ведущий ,

 Бьёт нынче радость через край,

Мир полон красок разных,

Но отчего так? Знаю я:

 Байрам сегодня праздник.

Песня «Сегодня праздник» сл. Г Тукая

2 ведущий.

Тукай- великий поэт, великая  личность .Такой личности никогда не было. Он заставил волноваться всю общественность своего времени. Он волновал умы последующих поколений.

1 ведущий.

Тукай – дуща  татарского народа ,ею истинный. глубинный дух.

У Тукая все его величие в этом национальном.

Его национальное заключение в глубоком понимании и раскрытии чувств. Желаний  дум народа.

Чтение стихотворение «К народу»сл.Г.Тукая.

Мысли все и днём и ночью о тебе, народ родной!

Я здоров, когда здоров ты, болен ты- и я больной.

Ты священен, уважаем, от тебя не откажусь,

Если даже все богатства мир положит предо мной…

Заслужить хочу бессмертье я поэзией своей…

О создатель, не мечтаю я об участи иной.

Жизнь мою возьми, стихи же для потомков сбереги,

Как  мне страшно быть забытом отчей милой стороной.

Пусть умру- народ запомнит имя скромное моё,

В этом цель моя, такою буду счастлив я судьбой.

2 ведущий.

Тукай- не может повториться вновь. Для этого нужно родиться Тукаем.

1 ведущий.

Г.Тукай мало прожив , успел много сделать  .Он умер. Когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года- и апрель 1913 года. Родился весной и ушёл из жизни весной.

Чтение стихотворение « Моя Звезда» сл.Г.Тукая

Как ни жесток к нам этот мир, он запугать не может нас.

Где надо плакать- я смеюсь, не опускаю хмуро глаз.

Пусть жизнь моя. как ночь, темна, не жду ни солнца ни луны

Я благодарен и за то, что звёзды в небе мне видны….

Пускай шайтаны слёзы льёт, пусть кровью плачут день и ночь,

Но я оставлю светлый след. когда уйду из жизни прочь.

Звездятся в сердце у меня надежды, радости, тоска,

Навеки сердцу моему звезда свящённая близка.

1 ведущий.

Родился  Г. Тукай 26 апреля 1886 года. В деревне  Кушлауч,  Менгерской  волости, бывший Казанской губернии. В семьи муллы. Нищий край.

Тукаю было 5 месяцев, когда умер отец. А потом из рук в руки. Из дома в дом. Из деревни  в деревню. Сиротство, нищета, угнетения.

«Во всяком случае. Он .не ,озлобился на свою судьбу. обернувщуюся  злой мачехой. Не ожесточился сердцем,  так глубоко, проникся болью и состраданиями, народа и стал певцом его маленьких радостей и больших надежд

Чтение стихотворение «Родной земле»сл.Г.Тукая.

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,

Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.

Эти земли луговые, чувства издали меня,

Память мучая, вернули на родной простор меня

Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,

Пусть томили униженья юность горькую мою.

Времена те миновали, птицей улетели прочь,

Хоть твои хлестали волны, не пошёл мой челн на дно,

Хоть твоё палила пламя, не сожгло меня оно.

И поэтому я не понял. Край мой, истину одну.

Что душа равно приемлет огонь твой и волну….

2 ведущий.

С детства унаследовал Габдулла   Тукай  любовь

к песне, к родному языку.

Его мать Мамдуда  любила слагать стихи.  И   отец   Мамдуды, Зиннатулла, иногда сочинял для себя. Чистота, напевность родной речи проникли в душу ребёнка с самыми первыми детскими впечатлениями.

Исполняется песня «Аллюки» сл.Г.Тукая.

Чтение   стихотворение «Национальные чувства» сл.Г.Тукая

Вчера я слышал- кто-то напевал

Наш   , кровный, светлый, ласковый мотив…

Щемил он сердце, думы   навевал

До боли близок, вечен и красив.

Срываясь, переливы в тишине

Поведали, чем жив родной народ.

В напеве том понятны были мне

Все триста лет страданий и невзгод.

Жил столько бед претерпевая зря,

Жил . слёзы проливая, горько жил.

Но чувством кровной общности горя,

Народ в напев свои мечты вложил…

Стоял я, потрясенный глубиной

Величия страдающей души.

Вставал Великий Булгар предо мной,

Катила волны белая в тиши.

Не снес в боли, подошёл к нему,

Спросил:»Земляк. Что за напев- как стон?»

Печально поглядев в ночную тьму,-

Напев мой- Аллюки.- ответил он.

1 ведущий.

Самой  большой мечтой и целью Тукая было увидеть свой народ в ряду передовых народов. Ради этого он горел, боролся, страдал. Этому посвятил свою жизнь.

2 ведущий.

Пусть жизнь моя, как ночь темна.

Не жду ни солнца, ни луна.

Я благодарен за то. Что звезда

Мне видны,

Я ощущаю тяжесть рук.  Прикосновение черных сил,

Но враг с мной в сердце у меня святой

Звёзды не погасли.

Нет, нет. горит моя звезда; не меркнет

Отблеск золотой.

И несомненно. Хоть один заблудший той спасен звездой.

1ведущий.

В творчестве Тукая значительное место занимает переводы. До Тукая ни один из татарских писателей не изучал так глубоко русскую литературу.

Пушкин , Лермонтов- два солнца- высоко вознесены,

Я же свет их отражаю наподобие луны.

Пушкин , ты неподражаем, в повтореньях толку нет,

Повтори  я стих Корана. Был бы я тогда поэт?

2 ведущий.

«Народ     велик , он могуч, он страстен,   он музыкален, он писатель, он поэт»-говорил Тукай.

Одно из достоинств его стихотворений в том. Что звучит они как продолжение народных песен.

Исполняется  песня     «Разбитые надежды»сл.Г.Тукая

1 ведущий.

 Его жизни проходила в Казани в номере «Булгар» и  «Апанай»

Тукай был свободен. И не захотел с кем –либо связать своё сердце. Он понимал силу своего духа и и это определила линию судьбу.

Песня «Пара лошадей» сл.Г.Тукая

2 ведущий.

Находясь в больнице Тукай писал «1913 год. Я проснулся. Проснулся. ,чтоб

не засыпать вовек.»Словно он   предчувствовал   бессмертие

.Его именем названы села, районы,  красивейшие улицы в городах

 Стихи его превратились в песни. В нём созданы драмы. симфонии

1ведущий

Теперь   самого Тукая    так же любовно и бережно

 переводят   русские поэты. Он переведён на многие языки  миров и иностранные языки.

С народом Росси мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.

1 ведущий.

О  , язык родной, певучий! О родительская речь!

Что ещё на свете знал я, что сумел я уберечь.

Исполняется  песня «Родной язык» сл Г. Тукая  на татарском языке.

МДОУ № 45 “Машенька”

Воспитатель по обучению детей татарскому языку

Хурмаева Г.М.г. Набережные


Музыкально- литературный вечер с воспитателями и родителями

«Тукай –великий поэт , великая личность»

Хурмаева Г. М.

Воспитатель по обучению

родному языку

МДОУ №45 « Машенька»

Набережные Челны 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный творчеству К.И. Чуковского

Сценарий проведения литературного вечера с подробным описание инсценирования стихов К.И. Чуковского...

Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина

Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.Задачи: ·...

Литературный вечер, посвященный творчеству А.Л. Барто «В Стране Счастливого детства»

Материал поможет воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, расширить и углубить знания детей о творчестве поэтессы А.Л Барто....

Литературный вечер, посвященный дню Победы.

Литературный вечер, посвященный дню Победы. Старшая группа. Приглашали ребенка с другой группы, которая учавствовала в городском конкурсе чтецов....

Литературный вечер «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ»

Посвещение в читатели в детской районной библиотеке...

Литературный вечер, посвященный 110 – летию А. Барто «В Стране Счастливого детства»

Цель: формирование желания читать книгиЗадачи:Образовательные:1.Закрепить знания детей о произведениях А. Л. БартоРазвивающие:1. Развивать речевую активность,  память, внимание, мышлениеВоспитате...

Музыкально-литературный час, посвященный творчеству Мустая Карима "Как пело его сердце"

Цель - открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово башкирского писателя, поэта.Познакомить детей с творчеством башкирского поэта; воспитывать в них умение видеть ...