Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина
проект (подготовительная группа) на тему
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.
Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.
Задачи:
· Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.
· Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.
· Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэзии, любовь к родному краю, эмоциональные чувства на поэзию, музыку.
Предварительная работа:
· Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина.
· Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина.
· Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пукшина.
· Проведение выставки книг со сказками А.С.Пушкина.
· Рисование иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.
· Разучивание небольших отрывков из сказок А.С.Пушкина и чтение по ролям.
· Изготовление и подбор декораций и оборудования к литературному вечеру совместно с родителями.
· Разучивание вальса.
Ход
(Дети входят в зал под «Вальс» А.Грибоедова и рассаживаются на стульчики.)
Ведущая: Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный русский поэт А.С.Пушкин. сегодня мы отмечаем день его рождения.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет А.С.Пушкина, но память о нем живет в народе. Все, начиная от вас – маленьких слушателей – и кончая взрослыми, любят читать его произведения. С первых же строк мы попадаем в мир чего-то таинственного, загадочного, чудесного.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Да, не зря А.С.Пушкин называют «солнцем русской поэзии».
А.С.Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен вниманием и заботой своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий – ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково «мамушкой». В дальнейшем, когда Саша вырос и стал писать замечательные стихи и сказки, он часто вспоминал любимую няню и посвятил ей стихотворение. На эти стихи композитор Яковлев написал музыку. Так появился прекрасный романс «Зимний вечер», послушаем его.
(Исполнение романса «Зимний вечер».)
Дети, а вы хотели бы познакомиться с няней – Ариной Родионовной? Тогда давайте позовем ее в гости!
(Девочка и мальчик идут за Ариной Родионовной, выводят её. Она кланяется всем и начинает свой рассказ.)
Няня: Здравствуйте, детишки мои разлюбезные. Расскажу я вам о Москве стародавней и о тех временах, когда Александр Сергеевич был ещё совсем малым дитятей. Жили тогда Пушкины в немецкой слободе. А почему слобода так называлась, знаете? А вот почему. В слободе этой издавна селились чужестранцы: германцы, французы, англичане. По-русски они совсем плохо говорили. Что у них ни спросишь – они глазами хлоп да хлоп, лепечут бог знает что. В старину всех иностранцев называли немцами. Поэтому слободу прозвали Немецкою. Улица, на которой стоял дом гвардии майора Пушкина, тоже была Немецкой. По ней ездили на лошадях: богатые люди – в каретах, а бедные – на телегах. А нынче эта улица называется Бауманской. Была я недавно на этой самой улице. От прежнего ее вида и следа не осталось. Хотела улицу перейти, да куда там! Так они и снуют, ездят туда сюда, как называется – позабыла. (Дети подсказывают – «травмай», «троллейбус», «автобус», «автомобили».) А дыму, шуму от них – ну прямо беда!
А в старые времена Москва совсем другая была: улочки тихие, и, куда ни взглянешь, сады и огороды. Поведу, бывало, Александра Сергеевича гулять в сад, да о каждой птичке, каждом деревце ему расскажу, порадуюсь вместе с ним – какая красота: в тенистых аллеях старинные статуи стоят, фонтаны журчат. Помню, веду я его как-то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили и давай кричать: «Арапчонок идет!». Ох я им, пострелам» а мой Сашенька нисколько не обижался. И правду скажу, лицом он был смугловат, волосы кучерявые, а глаза большие – карие. Очень он был похож на свою матушку – Надежду Осиповну. А она-то приходилась родной внучкой арапу Ибрагиму, который при царе Петре I служил. Вот так-то! И уж очень любил Сашенька сказки мои слушать.
Ребенок: Нянюшка! Расскажите и нам сказку!
Няня: Сказку рассказать? Ну что ж, слушайте. (Зажигает свечу.) Детишки милые, а поможете ли вы мне рассказывать сказки? Да и не только рассказывать, но и показывать!
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним…
(Выходит царица с зеркальцем.)
Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Ведущая: Что ж ей зеркальце в ответ?
Няня: Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее
Ведущая: Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Царица: Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?
Ведущая: Зеркальце в ответ:
Няня: А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее
Ведущая: Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
Царевна: Чернавка, быстрей ко мне! (Прибегает Чернавка.)
Няня: И наказывает ей,
Сенной девушке своей…
Царица: Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Царица с девушкой уходят.)
Няня: И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Вы, ребята конечно знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас. Сказка закончилась хорошо – добро победило зло.
Ведущая: А.С.Пушкин очень любил русские народные песни, ему их пела Арина Родионовна. Пусть Арина Родионовна сейчас отдохнет и послушает в исполнении девочек русскую народную песню «Во поле береза стояла».
(Девочки исполняют песню)
Няня: Спасибо вам за музыку чудесную, любо послушать, да пора кончать слова говорить, пора дальше сказки сказывать.
Няня: Некий царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. И подслушал он один раз разговор трех сестер.
1-я девочка: Кабы я была царица, -
Ведущая: Говорит одна девица, -
1-я девочка: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девочка: Кабы я была царица, -
Ведущая: Говорит ее сестрица, -
2-я девочка: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я девочка: Кабы я была царица, -
Ведущая: Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Няня: Царь женился на меньшой и вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю:
Мальчик: Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Няня: Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море.
Девочка: Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Няня: а что же было дальше, кто знает?
Девочка: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мальчик: Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Няня: Вышли они на землю. Сын с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать. И много чудес было в том городе, а каких?
Ребенок: Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут.
(Выбегает белка, пляшет.)
Няня: Ай-да белка, как она пляшет! Чудо, да и только! А под какую музыку она пляшет?
Дети: Под русскую народную мелодию «Во садули, в огороде».
Ведущая: Сейчас девочки исполнят эту мелодию на музыкальных инструментах.
(Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»)
Няня: Спасибо за музыку. А все ли чудеса из этой сказки вы вспомнили!
Ребенок 1: Там ещё другое диво-
Море вздуется бурливо.
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ребенок 2: Там ещё другое диво:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Няня: Дети, вы знаете, что у этой сказки замечательный конец: добро победило зло и царь нашел свою жену и сына. Ну что, детишки милые понравились вам мои сказки? А тперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием.
Ведущая: Да, удивительные сказки писал А.С.Пушкин. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано! Но особый подъем творческих сил поэт когда писал про времена года.
(Чтение стихов.)
Ведущая: Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как он описывает свои впечатления от московского бала:
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Давайте отправимся с вами на бал.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(Дети исполняют «Вальс» Г.Свиридова.)
Ведущая: Отшумел веселый бал, и заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.
Россия – сколько в этом звуке
Для сердца русского слилось.
Поля, равнины золотые -
О, сколько в нем отозвалось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера по сказкам А.С.Пушкина.
конспект сценария...
Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".
Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина; Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...
Литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина
Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка " вечер поэзии посвященный памяти А.С. Пушкина" в старшей групе
Данная методическая разрабока призвана решить следующие цели: привить интерес и любовь к литературе...
Конспект Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину "Люблю я Пушкина творенья"...
Продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...
Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И &laq...