Опыт работы «Социализация воспитанников ДОУ через трудовое воспитание»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Социализация воспитанников ДОУ через трудовое воспитание»
Подготовила воспитатель Файзуллина Мария Михайловна
Приобщение детей к труду играет важную роль в организации целостного подхода к образованию дошкольников. Именно трудовая деятельность помогает социализации ребят и воспитанию в них самостоятельности. Кроме того, этот вид активности даёт возможность в ходе освоения практических навыков обозначить круг своих интересов, что через 10–11 лет может повлиять на выбор пути для профессиональной самореализации.
В подготовительной группе (дети 6–7 лет) важным является продолжение начатого в старшей группе перехода от игровой формы трудовой деятельности в форму обязанностей.
Цель трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении это развивать творческую инициативу, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества.
Задачи трудового воспитания это продолжать формировать осознанное отношение и интерес к своей деятельности, умение достигать запланированного результата, воспитывать трудолюбие. Учить детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Учить детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировать стол, приводить его в порядок после еды), формировать навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы и т.д.). Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда.
Побуждение к той или иной деятельности играет важную роль в успешном освоении детьми конкретного направления образования. Что касается трудовой активности в подготовительной группе, то мотивами могут выступать:
- желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным (многие методисты стимулирование именно этого мотива называют ведущим, так как с его помощью малыш самостоятельно определяет интерес к овладению новыми навыками, например, научиться сажать картошку, которая является стратегическим запасом для каждой семьи на зиму, о важности этой заготовки дети знают с самого раннего возраста);
- стремление самоутвердиться среди сверстников (доказывая окружающим, что он может справляться с трудовыми обязанностями и поручениями не хуже Вовы, Насти, а даже лучше);
- желание принести пользу — когда ребёнок видит реальную перспективу своих действий, его включение в трудовую деятельность происходит более результативно
Мы применяем в своей работе такие методы трудового воспитания как ООД; экскурсии и наблюдения за трудом взрослых; организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым; художественные средства; дидактические, сюжетно-ролевые игры; рассматривание иллюстраций; использование ИКТ. Используя при этом такие приёмы: речевые приёмы (объяснение, загадки и стихотворения, чтение, сказки); наглядные приёмы (показ воспитателем); Видео: развивающий мультфильм о профессиях; Игровые приёмы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры), Подвижные игры представлены в трудовой деятельности только одной из форм организации, то есть соревнования.
Мы работаем по проектной деятельности и все задачи по трудовому воспитанию мы воплощаем в наших проектах с помощью этих методов и приёмов.
Формы занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе
Трудовое воспитание проходит красной линией через все направления образовательной деятельности в ДОУ за счёт организации разных видов занятий.
Поручения
В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.
Поручения могут быть трёх типов:
индивидуальные (воспитанник получает задание полить фикус в группе);
групповые (поручения адресуются 2–4 ребятам, к примеру, после проведения досугового мероприятия разложить игровой материал по коробкам — куклы, машинки, настольные игры, спортивный инвентарь);
общие (задание получают все дети в группе, например, убрать за собой писчие принадлежности в коробку, разложив отдельно карандаши, отдельно ручки, после того, как закончится занятие по обучению грамоте).
В учебно-образовательном процессе комбинируются все виды заданий, что отображается при составлении картотеки трудовых поручений. Этот вид занятий трудовой деятельностью особенно остро нуждается в поощрении. И не только за достойное выполнение поручения, но и за инициативу, стремление оказать помощь.
Дежурство
Этот вид трудовой деятельности заключается в получении несколькими (2–4) детьми определённой задачи, выполнение которой требует проявления высокой степени ответственности. Дежурства могут быть следующих видов:
по столовой, предполагающее раскладывание приборов, расстановку по столам тарелочек с хлебом и т. д.;
по территории, когда ребята после прогулки накрывают песочницу, собирают оставшиеся игрушки, подметают дорожки;
по подготовке к занятиям, то есть ребята готовят наборы материалов для каждого воспитанника в соответствии с учебно-воспитательным направлением конкретного урока (краски, кисточки, вода, тряпочка, листы бумаги — на рисовании красками и пр.);
в уголке природы — дети поливают цветы, насыпают корм рыбкам и пр. (одним из приёмов работы в этом виде трудовой деятельности является «разговор с животными, цветами», когда воспитанники благодарят растения за цветение, желают доброго дня и т. д., что помогает ребятам понять важность внимания и доброго слова для всего живого).
Совместный труд
Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть занятия заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.
Виды занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе
Самообслуживание. Одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду является самообслуживание. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. В подготовительной группе мы продолжаем воспитывать привычку убирать кровать, наводить порядок в шкафчике (в дальнейшем сформируется навык порядка в портфеле);
При формировании навыков самообслуживания мы принимаем такие приёмы как: Дидактические игры и упражнения: «Убери со стола», «Оденем куклу на прогулку», Чтение художественной литературы: В.Берестов «Новый бант», Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая»; Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Была оформлена консультация для родителей «Домашние обязанности вашего ребенка», где в доступной форме изложена информация по трудовому воспитанию детей дома. Изготовили памятки о трудовом воспитании детей. Кроме этого, мы проводили индивидуальные беседы и консультации с родителями «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Хозяйственно - бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим.
-воспитывать ответственность при выполнении обязанностей дежурных (накрывать на стол, следить за порядком в группе, помогать младшим на прогулке и пр.).
-приучать во время ремонтировать коробки для игр, книги (подклеивать, оборачивать);
Организуется совместный, коллективный труд: стирка платочков, стирка платьица, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли.
Для взаимодействия с родителями предоставлены консультации: «Игры на кухне». В процессе проекта «Неделя доброты» организовали фотовыставку «Посмотри, как я тружусь». Анкета «Домашние обязанности ребёнка». Выставка «Мини книги на татарском языке»
В ходе трудовой деятельности применяются : речевые приёмы (объяснение, загадки и стихотворения, чтение пословиц, сказки); Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Я. Аким «Неумейка».
наглядные приёмы (показ воспитателем); игровые приёмы (Д/и «Составь цепочку трудового процесса», «Собери пословицу о труде»).
Не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Особое значение имеет труд в природе для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живому, любви к природе.
Труд в природе
Содержанием такого труда являются не только уход за комнатными растениями, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях.
Каждый год в марте дети начинают наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности с детьми занимаемся посадкой цветов. Затем подросшую, окрепшую рассаду высаживаем на участок детского сада, а перья лука периодически употребляем в пищу. В рамках проекта «Флора осенью» провели игру – занятие «Угадай на вкус» — начальная ступень на пути в мир кулинарного труда. Также провели акцию «Посадили мы сосну» и «Цветущий детский сад».
Каждый год в зимний период дети и родители принимают участие в конкурсе кормушек для птиц, а в весенний изготавливают скворечники. Родители всегда принимают участие в ежегодных месячниках по благоустройству территории сада.
Ведутся наблюдения за трудом взрослых. При организации экскурсий по детскому саду в кабинет медсестры, к поварам, в прачечную, дети знакомятся с оборудованием, инструментами, техникой их назначением. Так у детей формируется уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда.
В ходе трудовой деятельности применяются : речевые приёмы (объяснение, загадки и стихотворения, чтение, сказки); Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»; В. Маяковский «Кем быть»; Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»; наглядные приёмы (показ воспитателем); игровые приёмы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры).
Трудовое воспитание мы воплощаем в таких проектах как: Профессии членов моей семьи и в рамках проекта прошёл конкурс «Моя будущая профессия»
Ручной труд
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Мы сделали игру, которую можно использовать как Дидактическую игру «Пришей пуговицу» или как сюжетно – ролевую игру «Ателье».
Совместно с родителями дети принимают участие в выставках: по проектам «Осень» (поделки из природного материала - с родителями «Осенние фантазии»), «Игрушки для елки своими руками» (поделки из бросового материала с родителями) «Укрась новогоднюю игрушку». Проект «Коллекция игрушек» выставка «Народная игрушка своими руками». А также мы устраиваем конкурсы – выставки в группе по проектам «В мире полезных вещей» (выставка «Бытовая техника и мебель» из бросового материала)
И в конце учебного года мы проводим Сабантуй. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга. В нашем случае подведения итогов и завершения учебного года.
Перспектива развития в работе по трудовому воспитанию, на мой взгляд, могут стать следующие:
-углубление изучения проблемы, связанное с помощью младшему воспитателю. В данное время этому виду трудовой деятельности уделяется мало внимания.
-расширить работу с родителями по вопросу обязанности ребёнка дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.
Адаптация детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой,...
Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...
Опыт работы «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»
Опыт работы выкладываю в сокращенном варианте, с основными направлениями деятельности....
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы: "Использование природного материала в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Рассматриваются вопросы использования природного материала в трудовой деятельности старших дошкольников...
Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...