"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
статья (старшая группа) по теме
обощение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babenko_e.a._igra-dramatizatsiya_kak_sredstvo.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-драматизация как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью
воспитатель Елена Андреевна Бабенко
из опыта работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №7»
г.Усолье-Сибирское
Игра ведущий вид деятельности дошкольников, в рамках которого формируется новый вид деятельности – учебная. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра-драматизация значительно отличаются от других игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Л.В. Артёмова пишет, что в игре-драматизации ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с существующим сценарием. Дети переживают за героя, действуют от его имени, внося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого. Эмоции таких детей развиты слабо, часто маловыразительны, однообразны. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать.
Отечественные исследователи И.В. Алехина, А.И.Захаров, Н.Л. Кряжева, связывают возникновение проблем в эмоциональной сфере ребёнка
с дефицитом, прежде всего положительных эмоций и волевого усилия. Для реализации своей разработки я создавала условия, в зоне театрализованной деятельности. Изготовление шапочек – масок, сказочных персонажей (дед, баба, заяц, волк, колобок, лиса, медведь и др.), пальчиковый театр для обыгрывания диалогов (вязаные крючком, сшиты), костюмов и декораций для игр-драматизаций. Активное участие принимали как сами дети, так и родители.
Коррекция эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации мышечного тонуса, преодолении изменчивости настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражение и победы сверстников.
Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать своё поведение. Поэтому я решила использовать в разработке игру-драматизацию, как средство коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе на основе программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой
« Корреционно-развивающее обучение и воспитание».
Целью моей работы, сформировать навыки у детей с общей интеллектуальной недостаточностью понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей, через игру-драматизацию.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: учить детей выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией через этюды; устанавливать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной вызвавшей его, отражая это в речи (диалоги); развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, особенности поведения в игре-драматизации.
Чтоб реализовать задачи, необходима взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения: учитель-дефектолог формирует и развивает психические процессы, учитель-логопед психоречевое развитие, музыкальный руководитель развивает дыхательный аппарат и певческие навыки, инструктор по физическому развитию общую моторику, укрепляет мускулатуру. Для решения задач мною были определены этапы работы: обследование детей (критерии обследования использовала из программы раздел «Социальное развитие»). Этюды на развитие эмоций. Диалоги. Пересказ сказок по сюжетным картинкам. Игра-драматизация (тематическое планирование).
На каждый этап сделала подборку упражнений, пособий с учетом программы, по которой работает наше учреждение.
Этюды: на выражение радости, например «Кто как радуется», «Новые
игрушки», «Кто как бегает, ходит, прыгает», «Поссорились и помирились» и т.д. На выражение гнева, например «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика», « Хмурый орел», «Смешинки и злючки», «Волшебный мешочек» и. д. Игры, на развитие эмоций «Встреча эмоций», «Хорошее настроение», «Страх», «Разное настроение», «Три характера» и упражнение «Тренируем эмоции». Ежедневно один из этюдов я использовала в режимном моменте, утренний отрезок - перед завтраком, в занятиях, после сна, индивидуально, с подгруппой.
Диалоги по наглядным ситуациям, целью этого этапа, учить детей составлять диалоги по наглядным ситуациям, выступая от лица различных персонажей, используя прямую речь. Например, проблемная ситуация по картинке «Ты и твой друг хотите играть одной игрушкой. Что ты будешь делать в этой ситуации?» - ребенок выбирает ответ, отобрать её у друга; уступить её другу; договориться и поиграть вместе или по очереди. Или другая ситуация « Дети играют в интересную игру, а тебя не берут. Что ты будешь делать?» - ребенок выбирает – предложить взять тебя в игру или предложить свою игру, ребенок может предложить другой ответ. Эти упражнения использовала индивидуально в вечерний отрезок времени, индивидуально.
Диалоги сказочных персонажей. Для этого сидя, за столом с ребенком друг напротив друга, на указательный палец одевали персонаж из пальчикового театра и вели диалог. Например, «Бабушка и курочка Ряба»
- Курочка Ряба, куда пошла?
- На речку.
-Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
-Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка Ряба, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
Такие упражнения разучивали индивидуально, в паре в свободной деятельности. На музыкальном занятии попевали некоторые диалоги, используя шапочки-маски.
Целью обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок: учить детей описывать серию сюжетных картинок, устанавливая причинно-следственные зависимости между событиями. Использовала приемы, образец рассказа; дублер рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа детьми.
Содержание работы: чтение произведения с использованием игрушек (настольного театра), видео просмотр сказки, разучивание песен на музыкальном занятии, показ детьми сказки с использованием кукольного, пальчикового театра; пересказ сказки по сюжетным картинкам. Составила тематическое планирование по рассказыванию сказок, исходя и программного содержания: «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Три поросенка». На каждую сказку у нас получилось два месяца разучивания.
На заключительном этапе состоялся показ для детей и родителей дошкольного учреждения сама игра-драматизация. Попутно в игре, я провела обследование детей с целью, как дети научились различать эмоциональные состояния. Пришла к выводу, что эмоции детей приобретают значительную глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции, появилась дружба со сверстниками. Дети стали выделять сверстника, как объект для взаимодействия, проявлять инициативу в организации взаимодействия с окружающими людьми. Научились усваивать правила поведения.
Таким образом, в процессе подготовки и проведении игры-драматизации ребенку дается возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Считаю что, моя разработка, направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы, тренировкой узнавания эмоций по внешним проявлениям; снижением эмоционального напряжения.
Литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду, М. 2005-с87
2.АртемоваА.В. Театрализованныеигры дошкольников М: Просвещение, 1991- 127с
3. Екжановой Е.А. « Корреционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой -М: Просвещение 2003- 271с
4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина – М. 2006- 147с.
5.. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Пособие для работников детских садов М: Сфера 2001- 128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Презентация на тему "Организация театрализованной игры - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя....
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...
«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...