"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
статья (старшая группа) по теме
обощение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-драматизация как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью
воспитатель Елена Андреевна Бабенко
из опыта работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №7»
г.Усолье-Сибирское
Игра ведущий вид деятельности дошкольников, в рамках которого формируется новый вид деятельности – учебная. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра-драматизация значительно отличаются от других игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Л.В. Артёмова пишет, что в игре-драматизации ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с существующим сценарием. Дети переживают за героя, действуют от его имени, внося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого. Эмоции таких детей развиты слабо, часто маловыразительны, однообразны. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать.
Отечественные исследователи И.В. Алехина, А.И.Захаров, Н.Л. Кряжева, связывают возникновение проблем в эмоциональной сфере ребёнка
с дефицитом, прежде всего положительных эмоций и волевого усилия. Для реализации своей разработки я создавала условия, в зоне театрализованной деятельности. Изготовление шапочек – масок, сказочных персонажей (дед, баба, заяц, волк, колобок, лиса, медведь и др.), пальчиковый театр для обыгрывания диалогов (вязаные крючком, сшиты), костюмов и декораций для игр-драматизаций. Активное участие принимали как сами дети, так и родители.
Коррекция эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации мышечного тонуса, преодолении изменчивости настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражение и победы сверстников.
Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать своё поведение. Поэтому я решила использовать в разработке игру-драматизацию, как средство коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе на основе программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой
« Корреционно-развивающее обучение и воспитание».
Целью моей работы, сформировать навыки у детей с общей интеллектуальной недостаточностью понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей, через игру-драматизацию.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: учить детей выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией через этюды; устанавливать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной вызвавшей его, отражая это в речи (диалоги); развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, особенности поведения в игре-драматизации.
Чтоб реализовать задачи, необходима взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения: учитель-дефектолог формирует и развивает психические процессы, учитель-логопед психоречевое развитие, музыкальный руководитель развивает дыхательный аппарат и певческие навыки, инструктор по физическому развитию общую моторику, укрепляет мускулатуру. Для решения задач мною были определены этапы работы: обследование детей (критерии обследования использовала из программы раздел «Социальное развитие»). Этюды на развитие эмоций. Диалоги. Пересказ сказок по сюжетным картинкам. Игра-драматизация (тематическое планирование).
На каждый этап сделала подборку упражнений, пособий с учетом программы, по которой работает наше учреждение.
Этюды: на выражение радости, например «Кто как радуется», «Новые
игрушки», «Кто как бегает, ходит, прыгает», «Поссорились и помирились» и т.д. На выражение гнева, например «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика», « Хмурый орел», «Смешинки и злючки», «Волшебный мешочек» и. д. Игры, на развитие эмоций «Встреча эмоций», «Хорошее настроение», «Страх», «Разное настроение», «Три характера» и упражнение «Тренируем эмоции». Ежедневно один из этюдов я использовала в режимном моменте, утренний отрезок - перед завтраком, в занятиях, после сна, индивидуально, с подгруппой.
Диалоги по наглядным ситуациям, целью этого этапа, учить детей составлять диалоги по наглядным ситуациям, выступая от лица различных персонажей, используя прямую речь. Например, проблемная ситуация по картинке «Ты и твой друг хотите играть одной игрушкой. Что ты будешь делать в этой ситуации?» - ребенок выбирает ответ, отобрать её у друга; уступить её другу; договориться и поиграть вместе или по очереди. Или другая ситуация « Дети играют в интересную игру, а тебя не берут. Что ты будешь делать?» - ребенок выбирает – предложить взять тебя в игру или предложить свою игру, ребенок может предложить другой ответ. Эти упражнения использовала индивидуально в вечерний отрезок времени, индивидуально.
Диалоги сказочных персонажей. Для этого сидя, за столом с ребенком друг напротив друга, на указательный палец одевали персонаж из пальчикового театра и вели диалог. Например, «Бабушка и курочка Ряба»
- Курочка Ряба, куда пошла?
- На речку.
-Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
-Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка Ряба, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
Такие упражнения разучивали индивидуально, в паре в свободной деятельности. На музыкальном занятии попевали некоторые диалоги, используя шапочки-маски.
Целью обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок: учить детей описывать серию сюжетных картинок, устанавливая причинно-следственные зависимости между событиями. Использовала приемы, образец рассказа; дублер рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа детьми.
Содержание работы: чтение произведения с использованием игрушек (настольного театра), видео просмотр сказки, разучивание песен на музыкальном занятии, показ детьми сказки с использованием кукольного, пальчикового театра; пересказ сказки по сюжетным картинкам. Составила тематическое планирование по рассказыванию сказок, исходя и программного содержания: «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Три поросенка». На каждую сказку у нас получилось два месяца разучивания.
На заключительном этапе состоялся показ для детей и родителей дошкольного учреждения сама игра-драматизация. Попутно в игре, я провела обследование детей с целью, как дети научились различать эмоциональные состояния. Пришла к выводу, что эмоции детей приобретают значительную глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции, появилась дружба со сверстниками. Дети стали выделять сверстника, как объект для взаимодействия, проявлять инициативу в организации взаимодействия с окружающими людьми. Научились усваивать правила поведения.
Таким образом, в процессе подготовки и проведении игры-драматизации ребенку дается возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Считаю что, моя разработка, направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы, тренировкой узнавания эмоций по внешним проявлениям; снижением эмоционального напряжения.
Литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду, М. 2005-с87
2.АртемоваА.В. Театрализованныеигры дошкольников М: Просвещение, 1991- 127с
3. Екжановой Е.А. « Корреционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой -М: Просвещение 2003- 271с
4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина – М. 2006- 147с.
5.. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Пособие для работников детских садов М: Сфера 2001- 128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-326272-1707121234.jpg)
Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692929-1445367791.jpg)
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-621674-1516126716.jpg)
Презентация на тему "Организация театрализованной игры - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1028732-1664209803.jpg)
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1209510-1579856938.jpg)
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-1461878-1709400350.jpg)
«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...