Роль поисковой деятельности в формировании личностных качеств старших дошкольников и развитии их творческих способностей
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poiskovoy_deyatelnosti.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Дмитриева Л.В.
МБДОУ № 1 д/с «Светлячок»
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, мы часто используем комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, что очень важно для будущих школьников, как их интеграция (взаимопроникновение этих разделов друг в друга). Интегрированный метод обучения является для нас новым. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема, решая которую дети проявляют свою активность.
Отечественные ученые выделили два типа детской активности:
1 – собственную активность ребенка, полностью определяемую им самим.
2 – активность ребенка, стимулируемую взрослым.
Развивая у детей моей группы познавательных и творческих способностей, попробовала использовать технологию проектирования, как одну из форм поисковой деятельности. Проектирование поводилось с учётом уважения личности каждого ребенка, принятие его целей, запросов, интересов и свободы всех участников в выражении субъективного мнения, в выборе, как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. Дети охотно приняли проблему, которую я предложила.
Играя на прогулке в игру «Кафе», дети с интересом «готовили» различные блюда, напитки. Угощали других детей и меня. Шёл разговор о любимых блюдах детей. Вот тут я им и предложила написать с родителями рецепты любимых блюд.
Придя домой на следующий день в детский сад, дети рассказывали и показывали свои рецепты. Их оказалось так много, что кто-то из девочек предложил: «Давайте сделаем кулинарную книгу, как у моей мамы». Дети поддержали идею, стали высказывать свои предложения, размышления, идеи. В этом обсуждении я была соучастником, в каких–то моментах стимулировала активность детей, замечая и поощряя их. Это помогло детям понять, что они делают правильно, а где ошибаются.
Здесь проявились те два типа детской активности: собственная активность и активность, стимулируемая взрослым.
Прочитав опыт работы детского сада № 138 города Москвы «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», выяснила, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при участии и поддержке взрослого.
1 этап проектирования – это освоение проектирования (первые попытки детей решить проблему самостоятельно, но ведущая роль принадлежит воспитателю).
2 этап – это освоение проектирования. На этом этапе активность взрослого снижается.
3 этап – творческий – этап развития проектной деятельности. Этот этап характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе – развить и поддержать творческую активность детей, создать условия для самостоятельного определения цели, содержания предстоящей деятельности, выбора способа работы над проектом и организовать её.
Так как я работаю с детьми подготовительной группы, решила начать проектную деятельность сразу с третьего этапа. Вместе с детьми, используя алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования, определили этапы работы над кулинарной книгой:
- Проблема (цель) – создать книгу с кулинарными рецептами любимых детьми блюд.
- Мотивация – угостить родителей и сотрудников детского сада блюдами, приготовленными своими руками на утреннике, посвященному выпуску в школу.
- Распределить все принесенные рецепты на 4 группы: а) салаты,
б) вторые блюда, в) десерт, г) напитки.
4. Нарисовать иллюстрации к рецептам блюд.
5. Определить средства реализации проекта.
6. Собрать рецепты и иллюстрации в одну большую книгу.
7. Обсудить результат: ход работы, действия каждого, выяснить причины
успехов и неудач.
- Совместно определить перспективы развития проекта.
Выполняя этот проект, дети делились на две группы: одни сортировали рецепты, другие рисовали иллюстрации.
Определяя перспективы развития проекта, дети решили добавить в кулинарную книгу рецепты блюд, богатые витаминами для сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, применяя в работе проектный метод, мы формируем личностные качества ребенка, необходимые для успешного обучения в школе (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды; подчинять свой темперамент, характер общим интересам; умение решать творческие споры; достигать договоренности; делиться собственным опытом; оценивать свои действия и действия товарищей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравстенных качеств старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы
План по методической теме...
Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр...
«Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».
laquo;Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».«Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка к его душе»Л. С...
О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...
Консультация для педагогов «Формирование личностных качеств ребенка дошкольника»
Познакомить педагогов с основными (базовми) личностными качествами человек, с тем как они формироуются и влияют на характер, направленность, мотивацию личности...
"Создание условий для воспитания личностных качеств старших дошкольников посредством использования доброжелательной социо-игровой технологии"
Описание практики использования доброжелательной социо-игровой технологии в детском саду....
Формирование личностных качеств у дошкольников посредством обогащения образовательной деятельности здоровьеоринтированной кейс-технологией
Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положитель...
Комментарии
Здорово!!! Мне тоже