Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
консультация на тему

Мельникова Елена Николаевна

Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»

                                                                                

           Воля  является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Волевые качества формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, ребенок должен обнаружить не только знания, умения,   но и приложить волевые усилия. Воля  - ключевой фактор развития личности,  определяющий самостоятельность и ответственность дошкольника в будущем.

            К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;

— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;

— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и  во время НОД.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

             Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности.  В течение дошкольного детства развиваются такие  волевые качества, как  

дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.  Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).   Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни.                                                                                                

упорство и настойчивость - данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.  Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели.  Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

решительность  - волевое качество, характеризующееся как   быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.  

выдержка -  это    устойчивое проявление      сдержанности,   несмотря на сильные желания.

           Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий.  Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники.  Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.  Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление.

Рекомендую проводить следующие подвижные  игры с правилами  для    развития таких  волевых  качеств:    настойчивости - игры:  «Третий  лишний»,  «Лисица  на  одной  ноге»,  «Бой  петухов», «К  своим  флажкам»,   «Караси  и  щуки»;  упорства, быстроты и ловкости  -    игры-перебежки   "Два Мороза", "Волк во рву", "Гуси-лебеди;                                                                                          выдержки, дисциплинированности, ответственности   -   игры: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Белые медведи», «Горелки».

 Подвижные игры с элементами соревнования   вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", «Кто больше забросит мячей в корзину» и др.                                                                                                          Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры,                                      в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу.                  В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.                                                                                                

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них.  

Рекомендую проводить следующие  игры- эстафеты для    развития таких  волевых  качеств как выдержка, настойчивость, дисциплинированность:  «Дорожка препятствий» - бег с мячом до ориентира                                            (усложнение: бег, ударяя мячом о пол)

« Чья команда быстрее соберётся в круг»                                                                                 ( усложнение:  используя цветные флажки в разных местах площадки)

«Меткие стрелки»  - забрасывание мяча в корзину с места,                                                              (усложнение: забрасывание мяча в корзину с  разбега)

«Передай мяч над головой»                                                                                                           (усложнение: передай мяч между ног)

«Бег парами» - до ориентира и обратно;                                                                                               (усложнение: стоя спиной друг к другу, взяться за руки, бег боком)

«Прыжки на одной ноге до флажка»                                                                        (усложнение: прыжки на одной ноге боком через предметы)

«Бег в обруче»                                                                                                                                               (усложнение: бег в обруче вдвоём)

                    Подвижные игры   не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться  в незнакомых ситуациях.  

                         

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование волевых качеств у дошкольников

Описасание опыта работы с родителями...

Формирование волевых качеств личности, как залог подготовки детей 6-7 лет к жизни.

В статье рассматривается тема формирования волевого поведения человека, воспитанника подготовительной группы и особенности работы педагогов группы или специалистов (психолога), демонстрирующих множест...

картотека игр и упражнений на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста Пояснительная записка Актуальной задачей в настоящее время является формирование волевых качеств дошкольника...

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

        Консультация для родителейФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВЛИЧНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА...

Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...