Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
консультация на тему
Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Волевые качества формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, ребенок должен обнаружить не только знания, умения, но и приложить волевые усилия. Воля - ключевой фактор развития личности, определяющий самостоятельность и ответственность дошкольника в будущем.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.
Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и во время НОД.
Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.
Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. В течение дошкольного детства развиваются такие волевые качества, как
дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания). Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни.
упорство и настойчивость - данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
решительность - волевое качество, характеризующееся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.
выдержка - это устойчивое проявление сдержанности, несмотря на сильные желания.
Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление.
Рекомендую проводить следующие подвижные игры с правилами для развития таких волевых качеств: настойчивости - игры: «Третий лишний», «Лисица на одной ноге», «Бой петухов», «К своим флажкам», «Караси и щуки»; упорства, быстроты и ловкости - игры-перебежки "Два Мороза", "Волк во рву", "Гуси-лебеди; выдержки, дисциплинированности, ответственности - игры: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Белые медведи», «Горелки».
Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", «Кто больше забросит мячей в корзину» и др. Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.
Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них.
Рекомендую проводить следующие игры- эстафеты для развития таких волевых качеств как выдержка, настойчивость, дисциплинированность: «Дорожка препятствий» - бег с мячом до ориентира (усложнение: бег, ударяя мячом о пол)
« Чья команда быстрее соберётся в круг» ( усложнение: используя цветные флажки в разных местах площадки)
«Меткие стрелки» - забрасывание мяча в корзину с места, (усложнение: забрасывание мяча в корзину с разбега)
«Передай мяч над головой» (усложнение: передай мяч между ног)
«Бег парами» - до ориентира и обратно; (усложнение: стоя спиной друг к другу, взяться за руки, бег боком)
«Прыжки на одной ноге до флажка» (усложнение: прыжки на одной ноге боком через предметы)
«Бег в обруче» (усложнение: бег в обруче вдвоём)
Подвижные игры не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться в незнакомых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-239158-1662386576.jpg)
Формирование волевых качеств личности через подвижную игру у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации по формированию волевых качеств детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1230113-1584970477.jpg)
Формирование волевых качеств личности, как залог подготовки детей 6-7 лет к жизни.
В статье рассматривается тема формирования волевого поведения человека, воспитанника подготовительной группы и особенности работы педагогов группы или специалистов (психолога), демонстрирующих множест...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-1137557-1555348246.jpg)
картотека игр и упражнений на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста Пояснительная записка Актуальной задачей в настоящее время является формирование волевых качеств дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1279433-1603030952.jpg)
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для родителейФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА...
Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...