"Создание условий для воспитания личностных качеств старших дошкольников посредством использования доброжелательной социо-игровой технологии"
учебно-методический материал (старшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Описание практики использования доброжелательной социо-игровой технологии в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы

«Создание условий для воспитания личностных качеств старших дошкольников посредством доброжелательной социо-игровой технологии»

Анахина Т.А.,

 воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка –

 детский сад №33

«Радуга»

Губкин, 2021

Слайд 1

 «Создание условий для воспитания личностных качеств старших дошкольников посредством доброжелательной социо-игровой технологии»

Слайд 2

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу напомнить о том, что с 2019 года на территории Белгородской области реализуется образовательная стратегия «Доброжелательная школа», в связи с этим на муниципальном уровне сформирован портфель из 13 отдельных проектов. Среди них - проект «Дарите детям доброту» (Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Губкинского городского округа).

        

Слайд 3

        Проект направлен на создание к декабрю, т.е. к концу 2021 года доброжелательной развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, соответствующих образу доброжелательного детского сада во всех дошкольных организациях округа.

Образ доброжелательного детского сада- это формирующий, развивающий, играющий детский сад, где игра, как ведущий вид детской деятельности затрагивает все стороны развития личности: коммуникативную, двигательную, познавательно- исследовательскую.

Доброжелательный детский сад- это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребенка.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются все возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Слайд 4

 Одно из направлений проекта по достижению вышеуказанных целей- это внедрение «Доброжелательных технологий» в практику работы с детьми дошкольного возраста. В теоретическом аспекте доброжелательных технологий лежит крайне важная проблема межличностных отношений ребенка с другими детьми, взрослыми. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Слайд 5

Родители и педагоги не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Слайд 6

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Слайд 7

Педагоги нашего детского сада изучили и систематизировали методические рекомендации по использованию «доброжелательных технологий» в практической деятельности.  А уже с 01.06.2020 года в каждой группе проводилась работа по внедрению «доброжелательных» технологий в педагогический процесс.

Слайд 8

        Народная мудрость гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игровой формы взаимодействия, как «Утренний сбор», помогающей детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.

Слайд 9

Данная технология проводится ежедневно в утренний промежуток, для создания положительного, эмоционального настроя на весь день, для развития у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

 

Слайд 10

          Существует множество коммуникативных игр с соблюдением определённых правил, среди которых мы выбрали игры и упражнения доброжелательного характера, объединив их в систему.

Эти игры условно делятся на 4 блока и используется в комплексе как «доброжелательная социо-игровая технология».

Слайд 11

1 БЛОК: «Игры для рабочего настроя» или «Игры-приветствия» («Чудесная шкатулка», «Волшебный клубочек», «Доброе сердечко»)

        Упражнение «Доброе сердечко»        

Оборудование: сердце, вырезанное из картона, разделенное на клеточки, красный маркер.

Ход игры: «Дети» сидят в кругу. (Предлагает присесть на колени).

Педагог дает одному вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей и маркер красного цвета. Получивший его, рассказывает о хорошем, добром поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце.

Слайд 12

Вывод: -Посмотрите, какое большое у нас получилось сердце, сотканное из наших добрых дел.

Слайд 13

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.  Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, а также комплименты. Например, игра «Теплые ладошки»:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить- запомнить это надо.

Слайд 14

2 БЛОК: «Игры творческого самоутверждения» 

Учат проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, а также предполагают определенный результат продуктивно-творческой деятельности такие игры, как «Представь и покажи», «Рисуем вместе», «Полянка комплиментов».

Оборудование: Зеленый картон, вырезанные цветы или бабочки для каждого ребёнка.

Слайд 15

Ход игры: Воспитатель (показывает на лист картона зеленого цвета). Как вы думаете, что это? (зеленая полянка). Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов, бабочек …

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем.

Слайд 16

Далее выполняют по подгруппам небольшую аппликацию: приклеивают сердцевинки цветам и узоры бабочкам.

Слайд 17

-А теперь каждая бабочка выберет себе цветочек (дети объединяются в пары) и каждая пара вместе помещает на полянку цветок и бабочку, сказав друг другу комплимент.

(Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты любому ровеснику и прикрепляют его на полянке. Получается общее панно.

Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку).

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое и пр.

Вывод: Для этого нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие, добрые слова).

Слайд 18

В 3-й БЛОК включены «Игры вольные, требующие передвижения» такие как: «Жмурки», «Золотые ворота», «Сижу, сижу на камушке»)

Слайд 18,19

Предлагаю народную игру «Сижу, сижу на камушке», которая помогает развивать чувство эмпатии, умение выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Оборудование: детский стульчик, платок.

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один садится на корточки (стульчик) в круг, накрыв плечи платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

                После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и набрасывает на плечи платочек. Его «голубит» следующий желающий.

Вывод: Как оказывается непросто, но вместе с тем важно и интересно найти нужные слова поддержки для каждого человека.

Слайд 21

При организации социо-игровой технологии у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. У детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Слайд 22

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: одна и та же мелодия на определенный период времени.  Дети присаживаются в круг. В младшем дошкольном возрасте или если дети затрудняются образовывать круг, можно использовать атрибуты, которые они выбирают сами, или которые вызывают определенный эмоциональный настрой. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, мы используем, например, мячик, игрушку, светящийся шар, «волшебную» палочку, яркий мягкий - приятный на ощупь, куб, во время ответов на вопрос. У кого он в руках, тот и высказывается. Остальные внимательно слушают.

Слайд 23

Зачем это надо? Общий элемент помогает детям организоваться в группу и сосредоточить свое внимание на ответах друг друга.

Социо-игровая технология предполагает не только игры с правилами, но в условиях «Ежедневного рефлексивного круга», проведение этих игр влечет за собой обсуждение на темы, интересующие детей, актуальные в данный момент времени. Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» А также: «Наши добрые дела», «Передай тепло», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Чему учат книги?», «Мое настроение», «Мир фантазий» и др.

Слайд 24

Неоднократно проводим «Рефлексивный круг» на тему «Дружба», который призван сформировать у детей понятия «друг»«дружба», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

В результате такой работы в группе появились свои правила и атрибуты: «стульчик для размышления», «коврик примирения», для изготовления которых мы привлекали родителей.

                

Слайд 25

        Если первый месяц ребятам было сложно без помощи воспитателя, то теперь дети сами собирают круг, для обсуждения какой-то темы. Дети самостоятельно ищут выход из сложившихся ситуаций, обсуждают и договариваются о дальнейших действиях. Сейчас «круг» становится для них привычной формой взаимодействия.

Рефлексивные круги учат детей разрешать конфликтные ситуации в целом, без акцента на конкретном ребенке. Самые продуктивные встречи — по утрам, когда воспитатель вместе с детьми может запланировать работу на целый день.

Слайд 26, 27

Таким образом, внедрение доброжелательных технологий в жизнь детского сада позволило нам создать условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса наравне с компетентным партнером-взрослым. В приоритете жизнедеятельности в группе – игра, как наиболее органичная для дошкольника деятельность, открытое пространство и как следствие широкие возможности для выбора. Все это позволяет дошкольникам не только получать необходимую информацию, но и проявлять креативные способности, самостоятельность и инициативность, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...