«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Стадник Марина Николаевна

Схема развития любого вида деятельности:

сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,

затем в совместной деятельности со сверстниками

и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка. 

Л.С. Выготский

 

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе.  Под познавательным развитием принято понимать раскрытие в ребенке познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности:

сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,

затем в совместной деятельности со сверстниками

и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.  

Л.С. Выготский

В философии «познание»  это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе.  Под познавательным развитием принято понимать раскрытие в ребенке познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

      - развитие любознательности и познавательной мотивации;

      - формирование познавательных действий, становление сознания;

      - развитие воображения и творческой активности;

      - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Финишные показатели познавательного развития дошкольника:

это первичное, обобщенное отношение к миру:

  • познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;
  • бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;
  • созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Познавательные возможности ребенка дошкольного возраста и методика их сопровождения в образовательном процессе

Познавательные

возможности 

Младший дошкольный

возраст 

Средний дошкольный

возраст 

Старший дошкольный

возраст 

Способы

познания 

Сенсорное познание

Речь как источник познания

Интеллектуальные задачи (анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение)

Источник

познания 

Наблюдение,  манипуляция с предметами, игра, взрослый человек

Взрослый человек,

познавательный вопрос,

познавательная задача

Познавательная инициатива самого ребенка

Отношение

к познанию 

Эмоционально-

чувственный образ мира

Положительное отношение

к полученной информации

Положительное активное отношение к познанию

Периоды

познания 

Накопления информации

через любопытство

Упорядочение информации

как  результат любознательности и познавательного интереса

Самостоятельное получение информации ребенком

Средства 

Предметы окружающего

мира

Книга, рассказ взрослого,

произведения искусства

Книга, рассказ взрослого, средства массовой информации, компьютер

Методы 

Наблюдение,

рассматривание,

сюжетно-ролевая игра

Чтение-рассматривание

книг, беседа, игры с

правилами, рассказ

взрослого

Эксперимент,

исследование,

проектирование,

коллекционирование

Формы 

Совместная деятельность

с взрослыми

Совместная деятельность

со сверстниками и

взрослыми

Самостоятельная

деятельность ребенка и

совместная деятельность

со сверстниками

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;
  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:

для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.

для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования.

для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

 Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование,  которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

  • Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);
  • Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения);
  • Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети
  • Информационно – практико - ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования  к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.  

Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

 

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.

Познавательное развитие вне занятий

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

  • Традиция «Встречи с интересными людьми»;
  • «Познаем вместе»;
  • Традиция «Наши славные дела»;
  • Создание альбома « Все работы хороши»;
  • Познавательные вечера«Сейчас узнаем»;  
  • Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
  • Подбор  материала о животных и растениях (копилка)  «Мы их знаем», «Наши любимцы»;
  • Выращивание рассады вместе с детьми «Зеленый детский сад»;
  • Календарь жизни группы (традиция);
  • Коллекционирование.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности,  тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.    

Используемая литература:

             

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.  −  Москва:  Мозаика-Синтез, 2014.
  3.  Дибина О.В. Ребенок в мире поиска. М., Творческий центр 2005.
  4. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.
  5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Слайд 2

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка. Л.С. Выготский

Слайд 3

1.Знакомить с представлениями о мире. 2.Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире. 3.Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное ( хочу сохранить ), созидательное ( хочу создать и приумножить ) и познавательное ( хочу знать ) отношения. 4.Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой ( познавательной) деятельности. Задачи познавательного развития

Слайд 4

Стадии познавательного развития детей дошкольного возраста

Слайд 5

1 СТАДИЯ. ЛЮБОПЫТСТВО . Для него характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. 2 СТАДИЯ. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ , которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. 3 СТАДИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС , характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. 4 СТАДИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ , основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача . Развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами 5 СТАДИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ , Высокий уровень познавательного развития детей дошкольного возраста, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс. Стадии познавательного развития дошкольников

Слайд 6

Финишные показатели познавательного развития дошкольника это первичное, обобщенное отношение к миру : познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать; бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Слайд 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 8

Познавательные возможности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Способы познания Сенсорное познание Речь как источник познания Интеллектуальные задачи (анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение) Источник познания Наблюдение, манипуляция с предметами, игра, взрослый человек Взрослый человек, познавательный вопрос, познавательная задача Познавательная инициатива самого ребенка Отношение к познанию Эмоционально- чувственный образ мира Положительное отношение к полученной информации Положительное активное отношение к познанию Периоды познания Накопления информации через любопытство Упорядочение информации как результат любознательности и познавательного интереса Самостоятельное получение информации ребенком Средства Предметы окружающего мира Книга, рассказ взрослого, произведения искусства Книга, рассказ взрослого, средства массовой информации, компьютер Методы Наблюдение, рассматривание, сюжетно-ролевая игра Чтение-рассматривание книг, беседа, игры с правилами, рассказ взрослого Эксперимент, исследование, проектирование, коллекционирование Формы Совместная деятельность с взрослыми Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми Самостоятельная деятельность ребенка и совместная деятельность со сверстниками Познавательные возможности ребенка дошкольного возраста и методика их сопровождения в образовательном процессе

Слайд 9

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты: когнитивный , направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира; деятельностный , отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка; эмоционально-чувственный , определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Слайд 10

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется: для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей. для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования. для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование . ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности. Компоненты познавательного развития реализуются:

Слайд 11

Основная цель познавательного развития старших дошкольников: Развитие познавательных интересов и потребностей детей, как важной предпосылки готовности к обучению в школе У детей старшего дошкольного возраста наблюдается: стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру; более яркие и четкие индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.

Слайд 12

Деятельный компонент методики познавательного развития старших дошкольников: В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее: – ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; – предлагает возможные решения; – проверяет эти возможные решения, исходя из данных; – делает выводы в соответствии с результатами проверки; – применяет выводы к новым данным; – делает обобщения.

Слайд 13

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной . Гл. 3, параграф 3.3 ФГОС ДО

Слайд 14

Значение предметной среды активизировать собственные познавательные интересы; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; расширять кругозор.

Слайд 15

Природа - природа живая и неживая, мир растений и животных и прочее; - элементарные географические представления (разные климатические зоны); - времена года (сезоны); - влияние природы на жизнь человека. Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род. К. Д. Ушинский

Слайд 16

Здоровье и правила личной безопасности представления о строении собственного тела; питание, профилактика заболеваний; правила личной безопасности: «Опасности в доме» «Ребенок и улица» « Ребенок и природа».

Слайд 17

Познавательное развитие вне занятий Мероприятия, спланированные вне занятий , являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания. Формы мероприятий, проводимые вне занятий Традиция «Встречи с интересными людьми»; «Познаем вместе»; Традиция «Наши славные дела»; Создание альбома « Все работы хороши»; Познавательные вечера«Сейчас узнаем»; Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»; Подбор материала о животных и растениях (копилка) «Мы их знаем», «Наши любимцы»; Выращивание рассады вместе с детьми «Зеленый детский сад»; Календарь жизни группы (традиция); Коллекционирование.

Слайд 18

« Чем бы мы не занимались с детьми, о чем бы не рассказывали им, что бы не развивали в них, всегда и везде интенсивно помимо нашей воли идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И в конечном результате именно отношение будет определять, на что ребенок направит свои знания, способности. При помощи взрослых ребенок познает мир, учится взаимодействовать с ним. У ребенка перед школой должен быть сформирован первичный элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему».

Слайд 19

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности , тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Слайд 20

Значение взрослых в развитии познавательной активности ребенка Педагог, который сам не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, не может зажечь в сердце ребенка и сознании жажду познания мира

Слайд 21

Спасибо за внимание Выступление подготовила: воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад № 20 «Островок» М.Н.Стадник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....