Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Формирование исследовательской деятельности старших дошкольников»
материал (подготовительная группа) по теме

Клочкова Наталья Николаевна
 Скажи мне - и я забуду.

                                              Покажи мне – и я запомню.

                                                                                                         Дай мне действовать самому-и я научусь

                                                                                                                                                                                                                                                               Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty-21.03.16.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам образования. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.

Обобщение

                                    педагогического опыта работы

по теме: «Формирование исследовательской деятельности

 старших дошкольников»

Клочкова Н.Н., воспитатель МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»

                

                                                                                  Скажи мне - и я забуду.

                                                                                  Покажи мне – и я запомню.

                                                                                 Дай мне действовать самому – и я научусь.

Конфуций

 

                 

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Потребность ребенка  в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в  этой деятельности он развивается как личность.

Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование как один из видов исследовательской деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментирование – эффективный способ обучения детей.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.

По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное.

Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

 

Организация и проведение исследовательской деятельности старших дошкольников:

Предметно-пространственная среда группы, способствующая познавательному развитию моих воспитанников, представлена «Центром науки», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развитию исследовательских умений.

Основные методы работы, используемые мной  с детьми:

- экспериментальная деятельность

- решение проблемных ситуаций

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в «Центре науки» создана лаборатория, оборудованная всем необходимым:  

  1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
  2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
  3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)
  4. бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
  5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
  6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
  8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
  9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.)
  10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.
  11. карточки – схемы экспериментов

      Для систематизации экспериментальной деятельности в группе представлена картотека опытов из различных природных и других материалов.

В организации экспериментальной с детьми старшего дошкольного возраста я использую три уровня реализации исследовательской деятельности:

  1. Ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне дается самостоятельный поиск)
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  я использую следующую методику, которую реализую с помощью  разработанных папок-планшетов для исследований:

  1. темы исследования, карточки с изображением различных животных, растений, природного материала.
  2. методы исследования, которая представляет собой набор карточек с символическим изображением «методов исследования».

(Выбор темы исследования осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Затем воспитатель ставит задачу – получить как можно больше новых сведений об  этом предмете или явлении с помощью способов добычи информации «методов исследования». В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и т.д.)

Каждый эксперимент я начинаю разрабатывать по следующему алгоритму:

  1. Возникновение проблемы (постановка проблемы)
  2. Выдвижение гипотез (предположений)

Для научения детей выдвигать гипотезы использую следующую технологию:

  1. Учу задавать вопросы;
  2. Предлагаю объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами; (почему поет птица? - 5 реальных и 5 фантастических ответов)
  3. Организую игру «Хорошо - плохо»
  4. Учу выдвигать гипотезы, начиная со слов: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что –если».
  5. Организую опыт, эксперимент (практическая деятельность по проверке предположений)
  6. Учу делать выводы (установление связей)

Обучение экспериментированию организую поэтапно:

  1. Вместе с воспитанниками учимся экспериментировать в специально организованных видах деятельности с моим сопровождением;
  2. Учу своих воспитанников воспроизводить опыты самостоятельно, наблюдая за их действиями.  

Организую исследовательскую деятельность и предметно-пространственную среду, обращаю внимание на то, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:

- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;

- безотказность действия приборов, оборудования и правил обращения с ними;

- показ только существенных сторон или явлений процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям....

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"

В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.

данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"

Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"...