Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Формирование исследовательской деятельности старших дошкольников»
материал (подготовительная группа) по теме
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому-и я научусь
Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty-21.03.16.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам образования. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.
Обобщение
педагогического опыта работы
по теме: «Формирование исследовательской деятельности
старших дошкольников»
Клочкова Н.Н., воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Конфуций
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование как один из видов исследовательской деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментирование – эффективный способ обучения детей.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.
По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное.
Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Организация и проведение исследовательской деятельности старших дошкольников:
Предметно-пространственная среда группы, способствующая познавательному развитию моих воспитанников, представлена «Центром науки», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развитию исследовательских умений.
Основные методы работы, используемые мной с детьми:
- экспериментальная деятельность
- решение проблемных ситуаций
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в «Центре науки» создана лаборатория, оборудованная всем необходимым:
- приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
- разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)
- бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
- технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.)
- измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.
- карточки – схемы экспериментов
Для систематизации экспериментальной деятельности в группе представлена картотека опытов из различных природных и других материалов.
В организации экспериментальной с детьми старшего дошкольного возраста я использую три уровня реализации исследовательской деятельности:
- Ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- Ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне дается самостоятельный поиск)
- Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующую методику, которую реализую с помощью разработанных папок-планшетов для исследований:
- темы исследования, карточки с изображением различных животных, растений, природного материала.
- методы исследования, которая представляет собой набор карточек с символическим изображением «методов исследования».
(Выбор темы исследования осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Затем воспитатель ставит задачу – получить как можно больше новых сведений об этом предмете или явлении с помощью способов добычи информации «методов исследования». В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и т.д.)
Каждый эксперимент я начинаю разрабатывать по следующему алгоритму:
- Возникновение проблемы (постановка проблемы)
- Выдвижение гипотез (предположений)
Для научения детей выдвигать гипотезы использую следующую технологию:
- Учу задавать вопросы;
- Предлагаю объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами; (почему поет птица? - 5 реальных и 5 фантастических ответов)
- Организую игру «Хорошо - плохо»
- Учу выдвигать гипотезы, начиная со слов: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что –если».
- Организую опыт, эксперимент (практическая деятельность по проверке предположений)
- Учу делать выводы (установление связей)
Обучение экспериментированию организую поэтапно:
- Вместе с воспитанниками учимся экспериментировать в специально организованных видах деятельности с моим сопровождением;
- Учу своих воспитанников воспроизводить опыты самостоятельно, наблюдая за их действиями.
Организую исследовательскую деятельность и предметно-пространственную среду, обращаю внимание на то, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:
- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов, оборудования и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон или явлений процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.
Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям....
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
Обобщение опыта...
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.
данной работе описываю свой педагогический опыт по теме пластилинография как средство развития творческих способностей детей....
Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"
Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"...