ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка по теме

Киселёва Наталья Валентиновна

«Арт- тераптя как средство сохранения

здоровья воспитанников и педагогов»

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум

 «Арт- тераптя как средство сохранения

здоровья воспитанников и педагогов»

                                                                                                                   

Практикум

Тема: «Арт- тераптя как средство сохранения

здоровья воспитанников и педагогов»

                                                                             Образовательное учреждение

должно обеспечивать здоровье

                                                                                и обучать здоровью.    

Из федеральной

программы «Здоровье»

Цель.

  1. Познакомить с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.
  2. Снять эмоциональное напряжение и хроническую усталость, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность воспитанников и педагогов через применение различных видов Арт- терапии.
  3. Укрепить позитивное отношение педагогов к работе.

Ход мероприятия.

 Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте!

(Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Арт- тераптя как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов». Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

(Слайд №1,2)  

                Для того чтобы определить своё эмоциональное состояние на начальном этапе работы в рамках практикума, прошу обратить внимание на экран и выбрать цвет, который  наиболее для вас предпочтительнее. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Автор теста  известный французский психолог Макс Люшер. 

Тестирование по Люшеру.  (Слайд №3-16)

 Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нарушениями зрения, осанки и нервно-психическими расстройствами. Причины этого – возросшее число отклонений внутриутробного развития ребёнка, родовых травм, слабо развитая эмоционально-личностная сфера,  учебные нагрузки, а также многие другие социальные, экономические, экологические  и генетические проблемы.  Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Таким образом, в современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует кардинального нового решения. Оздоровление необходимо рассматривать как форму развития психофизиологических возможностей детей, для осуществления которого необходимы медицинские и психолого-педагогические методы в режиме саморазвития ребёнка.  

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок в детском саду, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких.  Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

          Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром  эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?

           Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья воспитанников, педагоги  могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Искусство- та непреходящая ценность человеческой культуры, которая существует со времён древнего человека и сопровождает нас от рождения до самой смерти. В России арт- терапия начала распространяться с начала 90-х гг., и в настоящее время институты практической психологии

готовят психологов, применяющих методы арт- терапии.

Арт –терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоуважения, творческого самовыражения. Кроме того её можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учёными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состав крови, и дыхание, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Существует очень много видов арт-терапии, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. (Слайд № 17)

Виды арт-терапии:

  1. Цветотерапия;
  2. Музыкотерапия;
  3. Драматерапия;
  4. Аромотерапия;
  5. Фитотерапия.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Выступление психолога - цветотерапия «Цвет моей судьбы» и музыкотерапия «Мелодия моей души».

Цветотерапия «Цвет моей судьбы».

                                                       В открытом море вода синяя, как лепестки

                                                               васильков,  и прозрачная,  как тончайшее стекло.

                        Но зато и глубоко же там!

Г.-К. Андерсен

Цвет в жизни человека имеет огромное значение. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит.

Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка жёлтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своём знаменитом труде «Канон врачебной науки» также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета. Он также использовал в практике разноцветные мази и цветные эликсиры.

В учении о цвете Гёте писал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции».

Когда мы говорим голубой город, и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем то нудным, монотонным и неинтересным. Выражения: «почернел от горя», «покраснел от гнева», «посерел от страха» мы воспринимаем не буквально, а интуитивно, бессознательно связываем эмоциональные переживания человека, с цветом, способным их выразить. Научно доказано, что эмоции и цвет  тесно взаимосвязаны, цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, эмоции, хотим мы этого или нет.

Цветотерапия – немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор – на нервную систему.

Суть методики состоит в том, что внимательно, но не напрягая зрение необходимо смотреть на лист бумаги нужного цвета (размером 20-40 см  и больше) на расстоянии 1-1,5м в течении 10-15 минут. За это время фиксируют цвет, передают сигнал в мозг, а уж из мозга к органу, на который этот цвет оказывает влияние.

Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.

Доктор Макс Люшер, психолог и следователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделала вывод, выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём.

Учёные выделили физиологическую и  психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорении пульса или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

Эксперименты показали, что воздействие тёплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания. А воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели.

В США было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.

В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи новорожденных.

Хирурги в операционной одеты в тёмно- зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно- зелёный цвет помогает остановить кровотечение.

Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.

В рамках нашего ДОУ психологом проводятся занятия по программе «Цветовой игротренинг» Погосовой Н. М. направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей. Благодаря этим занятиям мы развиваем у детей психическую произвольность (саморегуляцию, самоконтроль).

Наиболее подробно познакомиться с влияние цвета на психику человека я предлагаю через краткую психологическую характеристику каждого цвета.

 (Приложение № 1)

Психолог. Цвет лечит нас - это бесспорно. На некоторых предприятиях уже создаются комнаты цветотерапии для снятия стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное, упражнение, с помощью которого человек может помочь самому себе, снять боль, поднять настроение.

Упражнение «Цветное дыхание».

Сядьте по удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием, А теперь отметьте то место в организме, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в этом месте вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете самую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста поделитесь впечатлением. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?

(Ответы участников.)

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определённые цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Психолог. Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Музыкотерапия  «Мелодия моей души»

Современная медицина всё активнее использует музыку в качестве средства, способного заменить обезболивающие и некоторые другие препараты.

Влияние музыки на человеческую психику и на чувствительность к боли замечено уже давно. В последнее десятилетие, однако, учёные-медики выработали объективные параметры оценки влияния музыки на человека, регистрируя изменения пульса или артериального давления. Более того, научно установлена зависимость этих изменений от характера музыки и использования её для решения конкретных медицинских задач, причём не только психотерапевтических.

Музыкотерапия стремиться заменить медикаментозную терапию музыкальной.

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативных сферах.

 Исследования показали, что в ритмических движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной системы.

Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Именно катарсистическое  (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

В работе, как с детьми, так и с взрослыми, музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

- рецептивной;

- активной;

- интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с взрослыми и детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии  направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

 Восприятие человеком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание - рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального  и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом человеку предлагается как бы «шагнуть» в глубь изображения  - к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве.

Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект. Активная музыкотерапия в работе с дошкольниками используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?  По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию. В качестве примера можно использовать следующее:

Таблица №1

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

                произведения

Автор    

Время

1

2

3

4

Моделирование  настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

 Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

В работе с детьми ЗПР, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников  с отклонением в развитии. Она основана на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребёнка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядке эмоционального напряжения.

В конце своего выступления хотелось бы сказать: «Почаще занимайтесь музыкотерапией ведь она так благотворно влияет на эмоциональное состояние человека».

Для того, чтобы вы воочию убедились в действенности музыкотерапии я предлагаю провести релаксационное упражнение, помогающее успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Звучит спокойная музыка со звуками природы.

Педагогам предлагается сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза.

 Установка: «Вы сейчас погрузитесь в волшебный сон. Но вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому присниться хороший добрый сон».

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется… (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко...

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело (2раза),

Будто мы лежим на травке,

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко...

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Расскажите о своих впечатлениях. Что чувствовали? Удалось ли расслабиться? (Ответы педагогов)

Психолог: Загрязнение окружающей среды, избыточное потребление синтетических лекарств. Добавок и консервантов к которым человек эволюционно не приспособлен, а также недостаток в пище современного человека растительных компонентов, содержащих природные антиоксиданты, антиалергены, антиконцерогены способствуют росту аллергических, онкологических и других заболеваний. Эти обстоятельства служат причиной повышения интереса к поиску профилактических и лечебных средств растительного происхождения среди лекарственных растений. Люди всё активнее стали использовать фито и ароматерапию.

Выступление старшей медицинской сестры: ароматерапия и фитотерапия «Душа читает тексты природы» (Приложение №2)

Психолог: Следующий вид арт-терапии, драматерапия,  хочется обозначить высказыванием: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». 

Выступление заведующего МДОУ ЦРР ДС «Белоснежка» Репиной О.Н. «Театр как инструмент решения конфликтов и способов самовыражения». 

Приложение №3

Психолог: Итак, наш практикум подошёл к концу. Пожалуйста, отметьте, как изменилось состояние вашего тела и души, настроения и мысли.

Повторное тестирование по Люшеру.

В завершении, я прошу всех снова встать в круг и с поклоном сказать друг другу и всем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас объединило и сблизило. Поделитесь своими впечатлениями от всего, что происходило сегодня.

Участники обмениваются мнениями.

Всем всего самого наилучшего! Я вам очень признательна. До новых встреч!

Психологическая характеристика цвета.

Красный

Красный цвет- это энергия и сила. Красный цвет связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией. Это цвет огня, даёт энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему, Стимулирует сенсорные центры, повышает иммунитет, стимулирует надпочечники, симпатическую нервную систему, Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме.

Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание.

Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии, повышает работоспособность, укрепляет волю.

Однако злоупотреблять этим цветом нельзя т.к. может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнения, беспокойство и головную боль.

Оранжевый

Оранжевый – это тёплый и активизирующий цвет. Он часто ассоциируется с солнцем, огнём, радостью и экспрессивностью. Этот цвет помогает почувствовать себя более раскрепощённым и свободным. Оранжевый настраивает человека на оптимизм, открытость и общительность. Он помогает обрести эмоциональное равновесие.

Оранжевый цвет вызывает некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно учащает пульс и дыхание, а также улучшает аппетит.

Как цвет тепла, он регулирует обменные процессы и оказывает исцеляющее внимание на работу организма: омолаживает, увеличивает мышечную силу.

Оранжевый и персиковый цвета оказывают активизирующее воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им освободиться от страха, открыться, довериться и развить нереализованные способности.

Жёлтый

Жёлтый – цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию.

Жёлтый связан с умственными способностями, способствует концентрации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, активизирует двигательные центры, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, обладает слабительным и желчегонным эффектом.

Жёлтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиваться поставленной цели, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении.

В негативном аспекте жёлтый – это склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Зелёный

Зелёный цвет – цвет самой природы, постоянного изменения, обновления. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворения, спокойствия, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

В лечебном плане зелёный стабилизирует работу сердечнососудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление, устраняет бессонницу. Действие зелёного эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

При отсутствии зелёного цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Также обладает способностью успокаивать расшумевшихся.

Воздействие зелёного создаёт в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы себя хорошо чувствуем на природе, на зелёной лужайке в лесу.

Отрицание зелёного цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием.

Голубой

           Голубой – это цвет интуиции, эмоциональности и духовности, цвет мира, медитации и внутренней гармонии. В цветолечении голубой обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.

Голубой цвет утешает и успокаивает. Тёплая голубая спальня, например, хорошо будет успокаивать гиперактивного ребёнка.

Синий

Помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру о преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.

Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли, обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием.

Синий поможет при умственном переутомлении, а также обеспечит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действовать жёстко и прямолинейно.

Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, представляет собой силу разума, мудрости и ясности мысли.

Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями.

Однако необходимо помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека. В фиолетовом соединяются два цветовых начала – синий и красный. Поэтому он включает в себя спокойствие и буйство одновременно.

Фиолетовый цвет эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляющего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благотворное влияние на сон.

Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Художники и поэты, философы и музыканты, изобретатели  и мистики – люди творческих профессий находятся под влиянием фиолетового цвета.

Однако передозировка фиолетового нежелательна, может вызывать состояние тоски и депрессии.

Розовый

Розовый романтичен и нежен. Он воплощение доброты и мягкости. Розовый прекрасно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта, помогает мягко выходить из критических и конфликтных ситуаций.

Розовый развивает интуицию, способствует изменению устоявшейся точки зрения, избавлению от навязчивых мыслей.

Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об уходе от реальной жизни в мир грёз.

Коричневый

Коричневый цвет  символизирует надёжность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек предпочитающий коричневый цвет медленно, но верно идёт к поставленной цели. Он склонен всё тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к действиям. Личная жизнь любителя коричневого цвета может быть достаточно трудной, потому что склонны воспринимать жизнь как борьбу., как вечное преодоление препятствий.

Белый

Белый считается цветом очищения. Если человек отдаёт предпочтение белому цвету, значит он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать новую жизнь. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека. Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных он «ломает лёд» при общении, помогает преодолевать трудности и повышает самооценку. Но чрезмерное господство белого может создать ощущения стерильности, неприступности и превосходства над другими.

Чёрный

Чёрный цвет ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, разрушением и смертью. Чёрный цвет ориентирован больше на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.

Чёрный символизирует завершение жизненного цикла, абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина.

Пристрастие к чёрному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

В то же время, чёрный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперёд, способствует «топтанию на месте». Под влиянием цвета человек находится в состоянии депрессии, но не осознаёт этого. Для преодоления привязанности к чёрному цвету следует воспользоваться другими цветами.

Серый

Серый цвет способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы, вышедшие из под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

Также серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, усталостью, склонностью к критике.

Серебряный

Серебряный цвет – воплощение женственности. Прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, способен устранять споры и восстанавливать душевное равновесие, развивает воображение и фантазию.

Золотой

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Часто этот цвет встречается в сказках, где является воплощением любви и мудрости, тепла, жизни и радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...