Тематический проект "Калейдоскоп Эмоций"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Тематический проект "Калейдоскоп эмоций". Методические разработки по проекту. Занятия в центрах активности. Конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_emociy.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический проект:
«Калейдоскоп эмоций»
Воспитатель:
Захарова А.С.
подготовительная группа
Программное содержание:
- Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное наименование
- Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации
- Создать целостное представление о здоровом образе жизни у дошкольников
- Способствовать самопознанию детей, положительному сомоотношению
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе, принятие других людей
- Учить детей выражать свои чувства приемлемыми способами
- Способствовать формированию положительных черт характера у детей для лучшего взаимопонимания в процессе общения
- Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни
ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые родители!
Мы начинаем новый проект «Калейдоскоп эмоций».
В процессе реализации этого проекта мы будем с детьми вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимоотношению в процессе их общения в группе. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Мы будем стремиться, чтобы ваши дети были веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими, - то есть, прежде всего, здоровыми.
На занятиях дети становятся дружнее, меняется общение между ними. А еще меняется и отношение к родителям, в лучшую сторону конечно.
Педагоги группы, просят вас принять участие в данном проекте и подготовить дома с детьми «рецепты здоровья» в виде брошюры или книжки-малышки.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Словарь по теме:
- Мимика
- Жесты
- Эмоции – радость, грусть, обида, злость, испуг, удивление, и др.
- Здоровье
- Внутренний мир
- Эмоциональное благополучие
- Трудность
- Сила воли
- Самостоятельный ребенок
- Доброжелательный
- Инициативный
- Открытый ребенок
- Сопереживающий
- Любознательный
Круговой сбор
- Игра «Назови имя взрослого» Н-р Маша – Мария, Ваня – Иван, Настя – Анастасия
- Игра «Назови ласково имя» Н-р Маша – Машенька, Злата – Златуся, Саша – Сашенька
- Игра «Скажи наоборот» Н-р Взрослый – маленький, старший – младший, молодой – старый
- Объясни, почему так называют – доброжелательный, инициативный, любознательный, сопереживающий, открытый ребенок, самостоятельный ребенок
- Работа со стендами
- Природные явления (осень)
- Работа с пословицами и поговорками
- Игра «Передай эмоцию по кругу»
- Беседа «Злой медведь». Что может сделать рассерженный медведь? Н-р: напасть на человека, напугать людей в лесу, похитить корову, порычать и др.
- Игра «Пантомима». Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет, действие, эмоции.
- Игра «Попробуй представить, что будет, если…». Н-р: вы гуляли с мамой в парке и встретили твою лучшую подружку (друга); твоя кошка играла дома, прыгнула на подоконник и уронила горшок с цветком; ты сидишь дома, тебе очень хочется на улицу, но за окном идет дождь и др.
- Упражнение «Разминка». Изобразить злого медведя. Но изображать его мы будем «по частям». Н-р: кто-то нахмурит брови, другой оскалит зубы, наморщит нос третий, подышать как рассерженный медведь, порычать, и др.
- Беседа «Добрый медведь». Что может сделать ласковый медведь? Н-р: поесть мед или малину, танцевать, охранять коров и др.
- Беседа «Настроение для мамы». Ваша мама пришла с работы грустная, как можно улучшить настроение мамочки? Н-р: спеть песенку, прибрать в своей комнате, сесть к маме на колени, обнять и поцеловать и др.
- Упражнение «Доброе слово соседу». Давайте скажем нашему соседу справа по одному доброму слову. Н-р: добрый, хороший, веселый, красивый, и др.
- Игра-ассоциация «На что похожа радость?» (можно взять другую эмоцию). Вспомнить сою радость, радостный день, на что она была похожа? На цветок? На музыку? Какого она цвета? (ответы детей).
- Рисование «мысленных картинок» на разные ситуации. Н-р: как мы ездили с семьей в лес за грибами, как я купался в море, смотрю в окно на дождь, сломалась моя самая любимая игрушка, меня поругала мама и др.
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую улыбку.
Работа в центрах активности
Центр языка и литературы
- Тема: Как можно изменить чувства другого человека. Занятие: Как помочь грустному человеку («рисование» мысленных картинок на эмоцию – грусть, обсуждение картинок; игры «веселые обезьянки» и «обезьянки уснули»).
- Тема: Как можно изменить чувства другого человека. Занятие: Как помочь сердитому человеку («рисование» мысленных картинок на тему – я сержусь, обсуждение картинок; игры «мама рассердилась» и «ласковое имя»).
- Тема: Сильный человек – это человек с сильной волей. Занятие: Сила человека – это сила его воли («рисование» мысленных картинок на тему – сильный человек, обсуждение картинок; работа со сказкой о двух братьях и сильной воли).
- Конкурс хвастунов. Все мы попали в парк развлечений и превратились в хвастунов. А хвастаться мы будем соседом справа. Посмотрите на своего соседа, подумайте какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.
Центр искусства
- «Человек с сильной волей». Рисование человека с сильной волей.
- «Интересно ли детям на представлении в цирке?». Дорисовать лица детей.
- «Театр». Изготовление масок, которые изображают эмоцию.
- «Храбрец». Лепка из глины своих «страхов» и трансформация их в другие приятные образы.
- «Мир прекрасен» - составление коллажа с помощью различных иллюстраций.
- Роспись деревянных ложек по настроению ребенка.
- «От чего бывает весело, грустно, обидно…». Рисование и лепка из глины различных этюдов на выражение эмоционального состояния.
Центр манипуляций
- Д/и «Как я разрешаю конфликты».
- «Подбери маску клоуну».
- Нарисуй лицо веселого и грустного мальчика.
- «Сложи картинку».
- «Какое слово лишнее».
- «Какое у тебя сейчас настроение?». Работа с карточками.
- Н/и «Королевство внутреннего мира».
- игры с конструктором лего.
- Рецепты детей «Что я делаю для здоровья».
- Составление «цветка здоровья и настроения».
Центр науки
- Тема: Я преодолеваю трудности. Детям предлагается представить, что каждый из них – это маленький котенок, которому нужно выполнить три задания трудное, скучное и неполучающееся. И тот, кто выполнит эти задания, тот преодолеет три горы, а значит, обязательно сможет преодолеть их и в будущем.
Центр сюжетно-ролевых игр
- Игра «Начинающий фотограф».
- Игра « Хочукалки».
- Игра «Щекоталки».
- Игра «Один, два, три, фигура чувства замри».
- Рассматривание картин художников и изображение детьми эмоций: эмоции страха, эмоции радости, эмоции грусти, эмоции гнева и выход из нее.
- Тема: Герои русского фольклора, – какие они?
Задания: - «Конкурс на самую страшную Бабу ягу»
- «Танец Бабы Яги»
- «Самый смешной Змей Горыныч»
- сказка «Репка» в стране «Наоборот»
Центр строительства
- Строительство дома ДРУЖБЫ (индивидуально и коллективно).
- Строительство домика для себя по замыслу.
Литература по теме:
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Тропинка к своему Я». Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Москва: Генезис, 2009
- Г.Б. Монина. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я разрешаю конфликты». – СПб.: Речь, 2006
- Т.М. Маслова. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
- И.В. Ковалец. Азбука эмоций. – Москва: Владос, 2004
- С.Д. Томилова. Полная хрестоматия для дошкольников. – Москва: Астрель, 2009
- ресурсы Интернет//сайт ИД «Первое сентября» - И.В. Самойлова. Групповые занятия, как средство эмоционального развития дошкольников
- И.А. Пазухина. Давай познакомимся!. – СПб.: Детство-Пресс, 2004
- М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. – СПб.: Дельта, 1998
П Р И Л О Ж Е Н И Е
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
О Человеке
- Где смелость, там и победа
- Грамоте учиться – всегда пригодится
- Мир не без добрых людей
- На вкус, на цвет товарища нет
- От вежливых слов язык не отсохнет
О Поведении
- Будь как дома, не забывай, что в гостях
- Дома – как хочу, а в людях – как велят
- Других не суди – на себя погляди
- Не мучь мухи: и ей больно
- После драки кулаками не машут
- Хорошо в гостях, а дома лучше
О Дружбе
- Дружба дороже денег
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь
- Как аукнется, так и откликнется
- Легко друзей найти, да трудно сохранить
- Лучше матери друга не сыщешь
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
- Дети встают в позу кошечки и начинают по музыку двигаться по комнате, по хлопку ведущего кошечки начинают мяукать, ползти, прыгать, лежать, рычать.
- «Салют». Дети кладут руки друг на друга и по команде ведущего вскидывают их вверх, получается салют.
- «Подыши как….». Ведущий просит подышать детей так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек.
- «Будь внимательным». Дети под музыку веселятся. Затем на слове «зайчики» дети должны прыгать, изображая радость, удовольствие. «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол изображая злость, гнев. «Раки» - пятится, изображая обиду. «Птицы» - ходить, раскинув руки, изображая эмоцию страх.
- «Собачка хочет ласки». Дети по очереди превращаются в собачек, которым хочется быть счастливыми, чтобы их погладили. Ребенок – собачка подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят и пытаются сделать его счастливым.
Угадай эмоцию, изобрази мимикой
РАДОСТЬ
- Я улыбаюсь
Мои глаза слегка прищурены
Уголки рта слегка приподняты
Я смеюсь
Я хохочу
Я пою.
- Весела я, весела
Ножками я топаю,
Я танцую, я пою
И в ладоши хлопаю
ПЕЧАЛЬ
- Мне грустно.
Глаза слегка сужены
Уголки рта опущены
Я плачу.
- Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клены,
Как были зелены…
СПОКОЙСТВИЕ
- Мои движения плавны,
Руки свободно опущены.
Мое лицо спокойно.
Глаза слегка приоткрыты. Я засыпаю.
- Тихо все. На ветке замер каждый лист.
Из кустов несется соловьиный свист.
Потемнело небо там, в дали лесной.
Солнце закатилось, и настал покой.
ЗЛОСТЬ
- Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
Я хочу ударить. Я кричу.
- У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то злюка,
Обожгла мне руку.
УДИВЛЕНИЕ
- Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлен.
Глаза раскрыты.
Я восклицаю: «О-О-О!» или «АХ!».
- Строим дом, строим дом.
Снежный ком кладем на ком.
Сами носим, сами льем воду из ведерка.
Ой, хотели сделать дом - получилась горка!
СТРАХ
- Мои брови приподняты и слегка сведены на переносице.
Глаза очень широко открыты.
От испуга я дрожу.
Я хочу защититься, спрятаться, убежать.
- Гром гремит, грозит, грохочет.
Напугать гроза нас хочет.
Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…
Град горошинами бьет, град гулять нам не дает.
ВИНА, СТЫД
- Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
Я прячу глаза.
У меня краснеет лицо, уши.
- Ваза синяя разбита, лужа на паркете…
Мать на мальчиков сердита:
« Отвечайте дети, кто из вас с цветами вазу уронил с окошка?»
Может быть, ответить маме:
«Виновата кошка?».
И Володя, и Сережа покраснели сразу
Мама спрашивает строже:
«Кто же трогал вазу?»
Младший прячется за брата, старший смотрит прямо
Говорит: «Прости нас мама, оба виноваты».
КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА?
Круговой сбор
Здравствуйте ребята, мы очень рады видеть вас здоровыми, веселыми, счастливыми. Я вам предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Вот какое радостное получилось у нас приветствие.
Давайте сегодня мы необычно вас посчитаем. Необходимо вместе со счетом называть имя соседа справа (последний озвучивает количество человек в группе и выставляет число на стенде).
Игра «что за чем?» на тему - времена года (ведущий бросает мяч, ребенку называя при этом время года, а ребенок озвучивает последующее время года).
Сейчас мы с вами поиграем в знакомую нам игру «Мысленные картинки». Каждый представьте себе картинку, на свободную тему…представили, а теперь мы по очереди поделимся своими картинками со всеми ребятами. Придумайте название вашим картинкам и подходящее под нее чувство.
Ребята вспомните, как называется проект, с которым мы с вами начали знакомиться (ответы детей «Калейдоскоп эмоций»).
Вы правильно вспомнили, знакомство наше продолжается. Для вас сегодня открыто четыре центра: центр литературы – в нем вы познакомитесь, как можно помочь грустному человеку; центр искусства – в нем вы будите необычным способом рисовать настроения; в центре строительства – вы сможете построить «дом дружбы» и в центре манипуляции вас ждет игра «Королевство внутреннего мира».
Центр литературы
В центре литературы мы сегодня будем работать над темой: как можно изменить чувства другого человека. Занятие наше называется – как помочь грустному человеку.
Ребята, некоторые мысленные картинки, нарисованные вами, были веселыми, а некоторые грустными. И это понятно, потому что у всех в жизни бывают и веселые и грустные ситуации. Сегодня мы поговорим о грустных ситуациях и вспомним некоторые из них (выбор ребенка с самой грустной ситуацией на роль грустного человечка). Выбранный ребенок садиться на стул перед группой, делает грустное выражение лица, а дети по очереди подходят и пытаются утешить (сказать добрые слова, рассмешить, погладить, поиграть), когда выбранный ребенок улыбнется, он возвращается на место, а тот, кому удалось заставить улыбнуться, занимает его место.
Домашнее задание: понаблюдайте дома за мамой, когда она грустит, и попробуйте ее утешить разными способами.
Центр искусства
Сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. На музыкальном занятии вы играли на музыкальных инструментах, как они называются? Конечно, это были деревянные ложки. А что необычного вы в них заметили? (ответы детей…). Конечно, ложки были нераскрашены. А вы сегодня, в центре искусства будете рисовать на каждой ложке – настроение. Ведь у каждой ложки может быть свое настроение, свой характер.
Центр строительства
Ребята, посмотрите кто же это у нас в гостях (ответ детей – чебурашка).
А посмотрите на его лицо, как вы думаете, какое у него настроение…да он очень грустный. Чебурашка так хотел, чтобы все его друзья были рядом, дружили и весело играли, но нет для этого подходящего места. Мы сможем помочь ему? А как? (ответы детей…). А давайте построим для всех друзей ДОМ ДРУЖБЫ.
Центр манипуляции
В центре манипуляций мы предлагаем вам сегодня поиграть в игру, которая называется «Королевство внутреннего мира». Эта игра относится к классу хорошо знакомых вам настольных игр, но отличается тем, что в ней нужно не просто передвигать по клеточкам фишки, бросая игральный кубик, но и выполнять самые разные задания. Посмотрите, клеточная дорожка разбита на шесть секторов – мышление, внимание, чувства, память, характер и воображение. В случае если ваша фишка попала на клеточку со знаком вопроса, то вы должны взять верхнюю карточку, лежащую в этом секторе и выполнить задание, написанное в карточке. Если задание выполнено правильно вы получаете один балл. Итак, мы начинаем игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание с применением ИКТ "Мир эмоций глазами детей"
Нетрадиционное родительское собрание, направленное на изучение родителями эмоций своих детей и умения с ними справляться....
Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие базовых эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление, интерес.)
Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутренне...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста к музыкально - тематическому занятию "В мире эмоций"
Иллюстративный и музыкальный материал по теме "Эмоции"...
Тематическое занятие в подготовительной группе "Наши эмоции"
Эмоциональный интелект играет важную роль в жизни каждого человека. Для того, чтобы этот вид интелекта проявился и сработал его надо начинать формировать и развивать с дошкольного возраста. Развитие э...
Тематическая групповая консультация для родителей в детском саду в период самоизоляции "Управлять эмоциями, как? Техники самоподдержки". Презентация. Психолог.
В процессе консультации совместно с участниками работаем над такими темами как:--- Чем отличаются Эмоции и Чувства;--- Учимся отслеживать свое эмоциональное состояние в ситуациях;--- Не отрицаем эмоци...
Конспект тематического занятия «Эмоция – грусть, печаль»
Конспект тематического занятия «Эмоция – грусть, печаль»Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Интеграция областей: «Познавательное развитие...
Конспект тематического занятия «Эмоция - радость»
Конспект тематического занятия «Эмоция - радость» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художестве...