Тематическое родительское собрание с применением ИКТ "Мир эмоций глазами детей"
методическая разработка на тему
Нетрадиционное родительское собрание, направленное на изучение родителями эмоций своих детей и умения с ними справляться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sobraniya_-_mir_emotsiy.doc | 55.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_mir_emotsiy_i_deti.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«МИР ЭМОЦИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании, которое пройдёт сегодня в необычной обстановке. Тема нашего собрания «Мир эмоций и дети».
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — всё это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.
Сейчас дети покажут вам небольшие мини-сценки, в которых они попробуют отразить эмоции, которые они испытывают в данный момент.
- « Корзина»
В тихом лесу среди кустов и дорожек (дети выходят с двух сторон из-за ширмы),
Жили два друга, Зайчик и Ёжик (Зайчик подает руки ладошками вверх, Ёжик кладет свои ладошки сверху),
Как – то они на прогулку пошли (идут рука об руку к корзине),
И на поляне корзину нашли (изображают удивление, разводят руками),
Ёжик навстречу к корзине шагнул,
Заяц корзину к себе потянул,
Заяц: «Я первый!»,
А Ёжик: «Нет. Я!» (Ёжик берёт корзину),
Заяц обиделся (отворачивается, изображает обиду):
«Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош». (Заяц и Ёж уходят за ширму).
- «Трус»
Ведущий: - Зайку спрашивает ёж:
ЁЖ - Что ты заинька, ревёшь?
ЗАЯЦ - Очень я перепугался,
с диким зверем повстречался.
(всхлипывает, трясётся, показывает на лягушку)
Он зелёный, пучеглазый, не видал таких ни разу.
- «Разговор с кошкой»
Ребёнок - Кошка, как тебя зовут?
Кошка - Мяу! (потягиваясь)
Ребёнок:- Стережёшь ты мышку тут?
Кошка - Мяу! (гордо, задрав нос)
Ребёнок ласково (протягивая блюдце) - Мяу, хочешь молока?
Кошка радостно (берёт блюдце) – Мяу!
Ребёнок хитро (выводит из-за спины ребенка в маске собаки) – А в приятели щенка?
Кошка бросает блюдце, показывает коготки -Фрррр…
Что такое эмоции, и какими они бывают?
Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные эмоции у ребёнка возникают по разным причинам. Это и противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его, и конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку, неуверенному в собственных силах, и частые негативные эмоциональные состояния взрослых, и отсутствие навыков контроля с их стороны.
Эмоции могут проявляться в различных формах. Я предлагаю вам прослушать небольшие стихотворения и определить о какой эмоции идёт речь.
1. РАДОСТЬ: Весела я, весела
Ножками я топаю,
Я танцую, я пою
И в ладоши хлопаю
- ПЕЧАЛЬ: Плакали ночью
Жёлтые клёны.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны…
- ЗЛОСТЬ: У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то злюка,
Обожгла мне руку.
- УДИВЛЕНИЕ: Строим дом, строим дом.
Снежный ком кладём на ком.
Сами носим, сами льём воду из ведёрка.
Ой, хотели сделать дом - получилась горка!
- СТРАХ: Гром гремит, грозит, грохочет.
Напугать гроза нас хочет.
Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…
Град горошинами бьёт,
Град гулять нам не даёт.
- ВИНА: Ваза синяя разбита, лужа на паркете…
Мать на мальчиков сердита:
« Отвечайте дети, кто из вас с цветами вазу уронил с окошка?»
Может быть, ответить маме: «Виновата кошка?».
И Володя, и Серёжа покраснели сразу
Мама спрашивает строже: «Кто же трогал вазу?»
Младший прячется за брата, старший смотрит прямо
Говорит: «Прости нас мама, оба виноваты».
Когда ребёнок впервые проявляет эмоции?
Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребёнок появился на свет. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворённости. Чем взрослее ребёнок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребёнку исполнится 10.
Чтобы лучше понять наших детей, их эмоциональное состояние, предлагаю Вам немного поиграть. Игра называется «Я и моё настроение». Вам нужно распределиться на команды. На время игры представить себя в роли ваших детей, подобрать на предложенный вопрос четыре ответа и записать их на бумаге.
Интерактивная игра «Я и моё настроение»
«Я радуюсь, когда…»
1. мне весело
2. праздник
3. приходит бабушка
4. день рождения
«Я грущу, когда…»
1. на работе папа
2. меня обижают
3. рядом нет мамы
4. мне ничего не покупают
«Я злюсь, когда…»
1. меня обижают и стукают ребята
2. меня ругают родители
3. меня ставят в угол
4. говорят плохие слова
«Я боюсь, когда…»
1. темно
2. снятся страшные сны
3. идёт гроза
4. папы и мамы нет дома
«Я удивляюсь, когда…»
1. праздник
2. мне дарят много подарков
3. вижу миллион игрушек
4. вижу много шоколада
«Я обиделся, когда…»
1. меня стукнули
2. не приходит бабушка
3. меня кусают
4. мама не покупает игрушку
«Я стесняюсь, когда…»
1. ребята смеются надо мной
2. приходят гости
3. на меня что то смешное надели
4. рядом мама.
Как развивать эмоции у детей?
Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребёнка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путём проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.
Например: малыш прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка!
1. Мама, выказывая явную заинтересованность, идёт с ребёнком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша (похвала и выделение ребёнку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов).
2. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребёнка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне» (в результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна; малыш будет лишён возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности).
Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.
Развитие позитивных эмоций у детей возможно с помощью:
- игрушек, которые окружают ребёнка (не покупайте малышу игрушек, которые не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции0.
- искусства (рисуйте с малышом, ходите на выставки, пойте, ходите на концерты, занимайтесь с ним музыкой или просто включайте диски).
- сказки (возьмите себе за правило ежедневное чтение перед сном; читайте выразительно, с яркими эмоциями, тогда малыш сможет прочувствовать услышанное, сформировать личное отношение к тем или иным поступкам героев, сделает определённые выводы).
Как справляться с негативными эмоциями?
Если с позитивными эмоциями всё понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой?
Зачастую ребёнок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что иногда дети, особенно до 10-летнего возраста, не могут описать, что творится в их душе, и чем они недовольны. Чтобы избежать последствий, вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например Упражнение «Зеркало»: Вы снова выступаете в роли детей, которым предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов:
- колотить руками подушку (но учтите, что это должна быть одна, отведённая для этой цели подушка, и ни в коем случае не игрушка);
- можно взять чашку и кричать в неё, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет;
- в тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки (ребёнок сам не заметит, как увлечётся и вовсе забудет о своём недавнем состоянии).
Воспитывайте у ребёнка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в игру «Уговор»: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребёнок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаёте вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребёнком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.
Также с ребёнком на развитие эмоций можно поиграть в игру «Этюды».
В данном задании вам необходимо разделиться на группы, подготовиться и показать сценку, где герои испытывают разные эмоции. После показа сценки зрители будут угадывать эти эмоции.
Этюды для разгадывания.
“Два ёжика”
Два друга – ёжика шли по лесу и вдруг услышали, что в траве что-то тикает. Сначала они испугались, а потом испуганно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы - страх и любопытство.)
“Медведь и ёж”
Косолапый медведь случайно задел ежа и уколол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы - обида и вина)
“Волк и заяц”
Волк гнался за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы - страдания и радость)
“Кот и птичка”
Грозный, сердитый кот, рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы – гнев/злость, испуг.)
И закончить наше собрание хочется на весёлой ноте:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их весёлкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй всё в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Мир эмоций глазами детей
Для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...
Тематическое родительское собрание «Безопасность детей — забота взрослых»
Мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребёнка навыкам безопасного поведения? Начинать ...
Конспект тематического родительского собрания "Детям о Великой Отечественной войне"
Цель собрания: обсудить с родителями тему «Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?» и поговорить о том, как рассказать детям о войне.Задачи:1. П...
Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках».
Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках»....
Презентация центра активности "Мир эмоций глазами детей"
Задачи:• создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;• сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;• организовать систематическую работу по нормализа...
Методическая разработка тематического родительского собрания на тему: «Безопасность детей – забота семьи»
Цель: Формирование у родителей системы знаний, направленных на осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения и обучения детей эти правилам.Предварительная работа:Анкетирование родителей...