Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
статья по теме
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_2.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
Основные задачи, стоящие перед дошкольным образованием - воспитывать активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностей. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – детский сад».
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.
Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно – нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом.
В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров.
Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них детско-родительской гостиной «Семь – Я» на базе МДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линёво.
Исходя из задач МДОУ, реализующего комплексную программу «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» авторы: В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, разрабатываются планы работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; так же планируется работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении. На основании данных наблюдений за поведением детей в среде сверстников и взрослых; наблюдений за детско-родительскими отношениями; индивидуальных бесед с каждым ребёнком, его родителями; психологических тестов для детей (тест Рене Жиля, тест на выявление самооценки «Лесенка», рисуночный тест «Моя семья») определяется проблема, имеющаяся у ребёнка.
Самое сложное в этой работе – установление первого контакта, так как семьи «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться, количество таких семей растет с каждым годом. Важно сообщить цель и задачи своей работы, расположить к себе родителей. Таким семьям в нашем детском саду оказывается консультативная, координационная помощь.
Дети из таких семей «группы риска» часто не умеют общаться, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, они часто конфликтуют со своими сверстниками. Поэтому первостепенной задачей специалистов ДОУ является создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе. Манерам поведения, взаимоотношениям с людьми ребенок учится у родителей (членов семьи), воспитателей в детском саду, в коллективе сверстников.
Воспитание в семье отличается эмоциональной насыщенностью отношений между родителями и ребенком: вниманием, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ним. Именно в семье удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым и любимым.
Целью работы нашей гостиной является – формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей.
В рамках гостиной совместно решаются следующие задачи:
- объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;
- осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;
- совместная забота о здоровье детей (психическом, физическом, психологическом);
- предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);
- совместная деятельность по созданию в ДОУ благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата в семьях воспитанников.
Решить данные задачи можно только на основе доверительных отношений педагога и членов семьи ребенка и при осознанности родителями своей воспитательной роли, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Задачами работы педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической поддержки ребенку и его семье являются:
- Создание благоприятных социально-психологических условий для развития ребенка.
- Активизация внутреннего потенциала участников образовательного процесса, которыми являются: дети, родители и педагоги.
- Диагностика и мониторинг хода развития ребенка.
Организация взаимодействия с семьями в нашем детском саду в рамках детско-родительской гостиной предполагает проведение мероприятий с участием родителей через тесную взаимосвязь специалистов:
- педагога-психолога;
- социального педагога;
- воспитателя – эколога;
- воспитателя изо;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физическому воспитанию;
- учителями - логопедами;
- воспитателями.
Целью работы педагогов является содействие полноценному психическому, психологическому и личностному развитию всех субъектов взаимодействия - педагогов, детей, родителей, способствует развитию диалогического общения между ними.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
находиться в партнерской позиции с родителями;
показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
вести конструктивный диалог с родителями.
Основными принципами психолого-педагогической поддержки являются: гуманное отношение к ребенку и его семье, вера в их силы; профессиональное содействие и поддержка естественного развития.
Направления работы детско-родительской гостиной:
- диагностическое;
- коррекционное;
- развивающее.
Диагностическое направление предусматривает выявление семей группы риска (неполные семьи, матери – одиночки, многодетные, опекаемые, асоциальные), изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания детей. В результате проведённой диагностики нами были выявлены «Семь проблем «Я» замкнутый, агрессивный, застенчивый, недисциплинированный, импульсивный, гиперактивный, неуверенный в себе ребенок.
Коррекционное направление предусматривает привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения, через совместные занятия детей и родителей с педагогом-психологом и социальным педагогом, направленные на создание положительного эмоционального фона, чувства партнерства, взаимопонимания, развития коммуникативных навыков.
Занятия построены таким образом, что на протяжении большей части времени родитель и ребенок находятся в тесном тактильном контакте. Обязательная часть занятия – творческое задание, в ходе которого родитель и ребенок не только осваивают и отрабатывают навыки творческой деятельности, но и получают ценный опыт сотворчества. Совместное творческое задание используется как для диагностики характера детско-родительских отношений и стиля общения, так и для их коррекции.
Развивающее направление предполагает проведение мероприятий с участием родителей, детей и педагогов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателя – эколога, воспитателя изо и учителя - логопеда с целью всестороннего развития личности ребенка, сближения членов семьи.
В работе с семьями в рамках детско – родительской гостиной используем следующие формы совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, беседы, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, уроки для родителей, лекции, пользуются успехом родительские посиделки, где родители в непринужденной обстановке могут поделиться своим опытом воспитания детей, обсудить методы семейного воспитания, получить ответ на заданный вопрос, проводятся индивидуальные консультации для родителей, оформление информационных листков, памяток на интересующие родителей темы. В детском саду существует почтовый ящик, через который родители могут в письме задать вопрос и получить на него ответ, написать отзыв о работе д/с, оставить свои пожелания. Это позволяет в дальнейшем при планировании учитывать интересы семьи, помогает наладить контакт с семьями воспитанников.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: совместные занятия, акции, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования.
Внутренним содержанием благоприятных социально-психологических условий является создание особого психологического климата, без которого невозможна активизация внутреннего потенциала ребенка и его семьи. При этом большое внимание уделяется работе с родителями, поскольку именно от них зависит психологический климат в семье.
Установление доверительных отношений с родителями и детьми, оказание им эмоциональной поддержки, содействие в решении психологических проблем, создает общее поле взаимодействия и служит для активного вовлечения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с их детьми.
За период существования детско-родительской гостиной мы наблюдаем:
Положительную динамику эмоционального и психического здоровья, коммуникативных умений и навыков детей коррекционно-развивающей группы.
Положительную динамику компетентности родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.
Осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания.
Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку.
Углубление эмоциональной связи родителей с ребенком на уровне телесного опыта.
Умение родителей замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, уважать его желания и потребности, быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Социальная адаптация детей и овладение навыками общения и поведения со сверстниками и взрослыми.
Углубление эмоционального контакта, телесного и делового общения с родителями, общее (эмоциональное, интеллектуальное, речевое и моторное) развитие.
Овладение навыками совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, кото...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовате...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ
В рамках работы городской проектной площадки мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками&raq...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в условиях Консультационного центра
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы в условиях консультационного центра с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...
Традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба "Шире круг"
Традиционные и нетрадиционные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и семей воспитанников...
Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра
В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...