Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
статья по теме

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_lekciya_psih_soprov_pedagogov.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.

Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ.

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (67%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изо-деятельность – это формирование умений и навыков. Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.

6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.

7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность» возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к поло-ролевому воспитанию.

8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 37% педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:

– пассивные формы проявления;

– активные формы проявления;

– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.

Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса,ихпрофессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.

Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Целью психологического сопровождения для меня является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач:

– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...

Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

Успех педагогов в профессионально й деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологическог о здоровья. Здоровый и эмоционально б...

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

 Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовате...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.   Педагогическая деятел...