Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
статья по теме
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_lekciya_psih_soprov_pedagogov.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.
Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.
Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ.
1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.
2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.
3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (67%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.
4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.
5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изо-деятельность – это формирование умений и навыков. Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.
6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.
7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность» возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к поло-ролевому воспитанию.
8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.
9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 37% педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:
– пассивные формы проявления;
– активные формы проявления;
– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.
Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса,ихпрофессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.
Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Целью психологического сопровождения для меня является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач:
– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...
Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
Успех педагогов в профессионально й деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологическог о здоровья. Здоровый и эмоционально б...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности ...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовате...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...
«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятел...
Комментарии
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках ре
Спасибо интересно.