Деловая игра с педагогами " Семейное воспитание"
план-конспект по теме
Деловая игра проводится между двумя командами педагов, с целью выявления компентентности воспитателей по работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра с педагогами « Семейное воспитание»
Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.
1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
- Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
- Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
- Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
- Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
- Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.
Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
- Что было проще создать образ или угадать его?
- Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
- Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
Упражнение 2 «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.
Тезисы.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По завершении делается общий вывод.
Упражнение 3 «Желаю Вам...»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
4 часть. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
4. Домашнее задание. Презентация статьи в родительский уголок.
– Предлагаю каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и будет ли востребована родителями.
Вопросы:
- Что было самое трудное для подготовки статьи? (оформление, подбор материала, выбор темы)
- В какой помощи нуждаетесь со стороны администрации?
5. Итоги педсовета.
Обсуждение проекта решений педсовета.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Деловая игра для воспитателей ДОУ ""Женские" и "мужские" обязанности: нужно ли их разделять"
Задачи: • актуализировать и обогащать представления родителей о домашних обязанностях мальчиков; • согласовать действия дошкольного учреждения и семьи по воспита нию у мальчиков трудовых качеств.
Вопросы для обсуждения. 1. Должны ли быть у ребенка домашние обязанности? Какие? (Анализ анкетирования родителей). 2. "Мужские" и "женские" обязанности. 3. Домашние обязанности мальчика. 4. Нужно ли приучать мальчика к "женским" обязанностям? Методика и формы организации. Урок проводится в форме анкетиро вания (анкета 4 из Приложения 3), обсуждения педагогических ситуаций, беседы, круглого стола по обмену опытом. До проведения "урока" воспитатель проводит с родителями анкету "Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?". В начале данного "урока" воспитатель подводит итог анкетированию родителей необходи мости домашних обязанностей для дочерей. На доске можно записать ос новные домашние обязанности, по мнению родителей, мальчиков. Воспитатель беседует с родителями о том, какие, по их мнению, обя занности относятся к "мужским", а какие к "женским". Далее воспитатель организует обсуждение с родителями педагогиче ских ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог или родитель, воспитывая мальчика. Затем организуется круглый стол по обмену опытом родителями по трудовому воспитанию мальчика в семье и способах "поощрения" и "наказания" за выполнение или невыполнение домашних обязанностей.
Педагогические ситуации. № 1. Когда шестилетний Игорь выполняет особенно "трудное" поруче ние, то удовлетворенно отвечает: - Мы с папой все можем, мы сильные! Отец, в свою очередь, не забывает поощрять хорошие поступки сына: - Это правильно,- говорит он в таких случаях.- Если мы хотим, чтобы наша мама была веселая, молодая и красивая, значит, ей надо помогать, иначе она устанет и не станет кормить нас вкусными обедами, не будет гладить нам с тобой рубашки, не сможет следить за порядком в квартире; что ж это за жизнь наступит! Сын доверчиво смотрит на папу и, невзирая на его шутливый тон, вздыхает. Мама при случае обязательно подчеркнет: - Как бы я справилась без помощи мужчин! • В чем вы видите роль отца и матери в формировании у сына уваже ния старшим, мужского достоинства в приведенном примере? • Как это проявляется у мальчика по отношению ко всем членам се мьи? • Считаете ли вы необходимым уже в дошкольные годы формиро вать в сыне черты мужественности? • В чем, по вашему мнению, роль отца в решении этой проблемы?
№ 2. Шестилетний Виталик, увидав вечером в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить: - Ну как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом ноги.) Предла гает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток. - Помогу нести, а то тебе тяжело. Мать одобряет его: - Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой. • Какие качества будущего мужчины проявились в детском поступке? • Права ли мать, поощряя сына за его поступок? Что она этим дос тигает? • Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок? Внимателен ли он к старшим членам семьи? Какие примеры доказывают, что он внима телен к ним, к окружающим людям?
№ 3. В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и па па, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек ресниц продолжал наблю дать за дорожными событиями... Вот на ближайшей остановке вошла жен щина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под па пиной руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала сына к сиденью. - Сиди! - приказал он, не открывая глаз. - Так я, чтобы уступить... - А я сказал - сиди! - повторил отец. Мальчик покорно осел и, посмотрев в бесстрастно дремлющее лицо папы, громко сказал: - А в детском саду Майя Петровна говорит, чтобы мальчики... - Ты помолчать можешь?! - прерывает его отец. А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына поднять ся... Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул: - У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот! • Объясните реакцию мальчика. Чье, по вашему мнению, влияние ска залось на его поведении? • Проанализируйте поведение отца, его пример и его наставления сы ну с позиции воспитания сына как будущего мужчины. Считаете ли вы, что отец прививает сыну культуру поведения и черты, присущие мужчи не? Как бы вы поступили в аналогичном случае? • Присмотритесь к своему ребенку. Как он ведет себя в обществен ных местах? Приведите примеры, свидетельствующие о том, что ваш сын или дочь обладают элементарными навыками культуры поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»
Цели игры:познакомить педагогов с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов конкр...
Семинар – деловая игра для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»
Цель данного семинара:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;вызвать интерес педагогов к этой проблеме....
Деловая игра для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников"
Цель данной деловый игры: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности....
Деловая игра для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников»
Деловая игра для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников»...
Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".
Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции....
Деловая игра для педагогов ДОУ «Семья, семейные ценности и традиции».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде.План мероприятия:Тренинг, на снятие внутреннего напряжения и скованности, а так - же ...