Семинар – деловая игра для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»
консультация по теме
Цель данного семинара:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_konspekt.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – деловая игра для педагогов ДОУ
«Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»
Цели:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Ход семинара:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
2. Деловая игра для педагогов.
Приветствие:
- участники приветствуют друг друга кивком головы;
- приветствие, положа руку на плечо;
- затем приветствие сопровождается рукопожатием;
- представить, что вас обидели, выразить свои чувства обидчику;
- изобразить своё реальное настроение.
Для того чтобы педагогам разделиться на две команды, им предлагается составить из напечатанных слов две фразы, относящиеся к нашему Городу и краеведению.
1 фраза: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места…» Д.С. Лихачёв 2 фраза: «Красноярск – самый лучший и красивый из всех сибирских городов» А.П.Чехов
Жюри оценивает каждый ответ 1 баллом.
Раунд 1 блиц – опрос
1 команда
1. Земля, где ты родился? (Родина.)
2. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
3. Древнее название России? (Русь.)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
6. Что всегда остается важным для патриотическою воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
7. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
8. Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2 команда
10. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
11. Официальная эмблема государства? (герб)
12. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
13. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился по всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
14. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
15. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
16. Назовите столицу России? (Москва.)
17. Самое глубокое озеро в России и мире? (оз. Байкал)
18. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
Раунд 2 «Сообразилия»
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)
3. Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
6. Обрядовая еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
7. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
8. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
9. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
10. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
Раунд 3 «Путешествие по Красноярскому краю»
1. Назовите год основания города Красноярска. (1628)
2. Какие сопки окружают наш город? (Караульная сопка, Николаевская сопка, Черная сопка, Такмак)
3. Притоком какой реки является река Мана? (притоком Енисея)
4. На гербе Красноярска изображён золотой лев. А что лев держит в своих лапах? (Лопату и серп)
5. Как называется площадь, где находится Большой концертный зал? (площадь Мира)
6. Назовите крупные города нашего края. (Красноярск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Боготол, Бородино, Дивногорск, Енисейск, Канск, Лесосибирск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово)
7. Назовите великого русского художника, нашего земляка. (Василий Суриков)
8. Какой самый многоводный приток Енисея? (река Ангара)
9. Сколько мостов построено через Енисей в Красноярске, назовите их? (Коммунальный, Железнодорожный, Виноградовский – вантовый, Октябрьский, 777, Николаевский)
10. Назовите имя известного певца, прославившего Красноярск. (Дмитрий Хворостовский)
11. Назовите заповедники, находящиеся на территории нашего края? (Саяно – Шушенский заповедник, Центральносибирский заповедник, Большой Арктический Заповедник, Путоранский Заповедник, Заповедник Столбы)
12. Самый большой приток Енисея? ( Ангара)
13. Кому поставлен памятник на улице Белинского перед Медакадемией? (Андрею Дубенскому).
14. Что означает название Красный яр? (на языке качинцев означало «Яр (высокий берег или холм, утёс) красного цвета»).
15. Известный красноярский писатель? (Виктор Астафьев)
16. В его честь установлен памятник перед Дворцом спорта? (Иван Ярыгин.)
17. Название первой красноярской газеты. (Красноярский рабочий)
18. Что изображено на гербе города Красноярск? (лев)
19. Визитная карточка Красноярска? (Часовня Параскевы Пятницы)
20. Первый красноярский губернатор? (Степанов Александр Петрович)
Раунд 4 «Народная мудрость»
Скажите иначе иностранную пословицу, поговорку, найдите русский аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
Раунд 5. «Знатоки флоры и фауны нашего края»
1 часть «Лесные Айболиты»
- какие растения нашего края богаты витамином С? (шиповник, черная смородина, красная рябина)
-какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- какие дикие лекарственные растения из предложенных вы можете назвать? (крапива, иван-чай, пижма, медуница, зверобой, мать-и-мачеха, мята, лопух)
- какие лекарственные растения могут определить даже слепые? (крапива, мята)
- в каком растении есть слово БОЙ? (зверобой)
- назовите растение, которое связывают со звоном (колокольчик)
«Исчезающие виды фауны Красноярского края»
2 часть - назвать по картинкам исчезающие виды фауны Красноярского края, занесённые в Красную книгу Красноярского края.
3 часть «Животные нашего края»
- Зачем зайцу большие уши?
А) чтобы лучше слышать;
Б) чтобы не перегреваться;
В) для торможения на поворотах.
Ответ Б. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
- Зачем звери зализывают раны?
А) от боли;
Б) чтобы быстрее заживали;
В) с гигиенической целью.
Ответ Б. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
- У кого уши на ногах?
А) у бабочек и жуков;
Б) у мух и комаров;
В) у кузнечиков и сверчков.
Ответ В. У комаров, муравьёв, бабочек «уши» на усах, у саранчи – на животе. У волосатых гусениц «ушами» являются волоски, а на ногах «уши» - у кузнечиков и сверчков.
- Чем может быть полезен комар?
А) служит пищей рыбам и птицам;
Б) опылением растений;
В) приносит только вред.
Ответ А.
Раунд 6 «Вспомним детство золотое» (разрезные картинки)
Разрезные картинки. Каждой команде нужно собрать по две достопримечательности нашего города и правильно сказать их название.
Предлагаются картинки – Смотровая площадка у д. Овсянка, памятник Белой лошади, сквер «Пушкин А.С. и Н. Гончарова, фонтаны «Реки Сибири».
Рефлексия
На листе бумаги предлагается участникам обвести свою ладошку.
Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой – для меня это важно и интересно.
Указательный – я получила интересные знания.
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – игра прошла с пользой для меня.
Мизинец – для меня было недостаточно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...
«Воспитание патриотизма через знакомство с Нижегородским кремлем и его историей»
Проект «Воспитание патриотизма через знакомство с Нижегородским кремлем и его историей»АктуальностьНеотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм ...
Семинар-практикум для воспитателей "Воспитание патриотизма через знакомство с родным городом"
выступление...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
Деловая игра с педагогами ДОУ проведена с целью актуализации творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:• Совер...