Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".
консультация

Смирнова Наталья Валерьевна

Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов дошкольного образования  «Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

 Семья-это счастье, любовь и удача,

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья является особой ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.

Семья-это самое первое окружение-родители, бабушки и дедушки, близкие родственники. Здесь каждый ребёнок познаёт мир, чувствует защиту и поддержку, узнаёт первые радости и огорчения.

Семья и ДОУ-два наиболее важных института социализации дошкольников. В детском саду ребёнок получает всестороннее образование, развитие, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Наряду с этим семья для ребёнка является важнейшей сферой, определяющей его личность. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.

 Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников.

Что же такое семейные ценности? Это то, что уважается, ценится всеми членами семьи. Семейные ценности –это основа уклада дружной и крепкой семьи. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье.

                   Упражнение «Дерево семейных ценностей»

- Уважаемые коллеги, давайте вместе с вами распределим семейные ценности по такому принципу:

-в корневую систему дерева определим самые важные ценности семьи, от которых не откажутся ни при каких условиях

- ствол дерева будет состоять из важных ценностей, но при некоторых случаях семья может прожить и без них;

- в крону-желаемые, но не обязательные ценности.

-  Ну вот мы распределили семейные ценности. Спасибо вам за помощь!

Известно, что в пословицах и поговорках – кратких изречениях заключен многолетний опыт народов. Пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым. В пословицах о семье подчеркивается умение ладить, прощать, ценить друг друга.

 - Предлагаю вам вспомнить сейчас какие пословицы сложены о семье. 

    Игра «Собери пословицу».

-Попрошу выйти 8 человек. Вам задание-составить из 2х частей пословицу. Каждый возьмите по отрывку пословицы и найдите свою пару.

- Пословицы сложены! Спасибо за помощь!

 Мы с вами определили роль семьи в воспитании детей, определили важные семейные ценности. А что же есть семейные традиции? Традиция в переводе с латинского означает «передача». Это то, что перешло от одного поколения к другому. Что унаследовано от предшествующих поколений. Это взгляды, вкусы, идеи, обычаи. Формирование традиций нужно начинать в самом начале создания семьи. Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции детям?

Они способствуют эмоциональному развитию, формированию мировоззрения, насыщение жизни ребенка событиями. Всё это способствует гармонично и успешно воспитать ребёнка. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

А какие же семейные традиции есть в семьях воспитанников нашего детского сада?

Основные семейные традиции.

Семейные праздники, традиция празднования дней рождений.

День рождения-одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. Ни один праздник не проходит без подготовки к нему, во время которой сплачивается вся семья.

Традиция навещать пожилых родственников учит детей почитать и уважать старших. Общаясь с бабушками и дедушками, ребёнок больше узнаёт о истории своей семьи.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные прогулки, игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.

Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Экскурсия выходного дня-это музеи, выставки, театр, кинотеатр. Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры, накоплению эстетических и художественных впечатлений.

Сказка на ночь, чтение книг. Традиция читать книги и обсуждать прочитанное формирует мировоззрение ребёнка, помогает понять причины поступков людей. Дети вместе со взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины того или иного поступка.

-Уважаемые педагоги, все мы с вами читаем сказки своим детям, воспитанникам. Когда-то сказки читали и нам. Давайте с вами вспомним русские народные сказки.

Игра «Узнай сказку».

Сказка о лесном общежитие

Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ-гигант

Сказка о пенсионере, зарабатывающим рыбным промыслом

Сказка о хлебобулочном изделии

Кому помогали печка, яблонька и речка?

Назовите настоящее имя Царевны-лягушки(Василиса Премудрая)

Кого в сказках величают по отчеству? (лису-Патрикеевна)

Кто использовал свою часть тела вместо удочки?

Каким образом искали свою судьбу три царских сына из сказки «Царевна лягушка»?

Сказка, в которой происходит несанкционированный захват личной собственности (Лиса, заяц и петух).

- С вопросами о сказках вы справились!

Подводя итоги можно сказать, что семейные традиции: 

- позволяют ощущать стабильность жизненного уклада;

- дарят чувство любви, душевного спокойствия;

- дают чувство уверенности, защищённости;

- настраивают на позитивное восприятие жизни;

- оставляют тёплые воспоминания о совместно проведённом времени;

- поддерживают связь поколений;

- способствуют духовному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

Родительское собрание: «Семейные традиции, как средство эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста».

Цель:  Создание условий для эмоционально – нравственного развития детей дошкольного возраста, через установление традиций в семье....