Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informaciya_po_ekologiches.vospitaniyudlya_ineta.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Это не просто дань «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Теоритические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого – педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева и др.), в монографии автора этой книги «Общение с природой начинается с детства» (Пермь, 1992). Суть нового направления заключается в следующем.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно - правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.
Человечество, стремясь к научно – техническому прогрессу, оставалось безразличными к деградации окружающей среды, поэтому перед ним всерьез встала проблема выживания. Все это вызвано с изменением климата земли из – за тепличного эффекта, загазованности атмосферы промышленными предприятиями, замусориванием космического пространства, выпадением кислотных осадков, опустыниванием и обезлесиванием, образованием «большой озоновой дыры» над Антарктидой и «малых дыр» над крупными городами, загрязнением вод, радиоактивным заражением и т.д.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В наше время проблемы экологического воспитания вышла на первый план и им выделяют все большее внимание. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)
Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно – педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Программа выдвигает 2 важных задачи:
1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным;
2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, родителей, воспитателей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решение проблемных ситуаций, усвоение обобщенных способов действия;
- формирование универсальных для последующих уровней, образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адек-ватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- развития бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
В основу работы положены принципы:
- краеведения;
- педоцентризма (или «позитивного центризма»);
- природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- «спирали»;
- междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Экологическое поведение в окружающем мире формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Построить свою жизнь в гармонии с природой следует начать по возможности раньше. Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе, и задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть ее перед ребенком, помочь маленьким душам увидеть ее, научиться ценить это богатство.
При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологически воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировозренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, в постоянных изменениях в природе и ее развитии, в целесообразительности взаимоотношений между живыми существами в природе, в рациональном использовании природы и в охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Экологическое воспитание является неотъемлимиой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а , главное, в формировании убеждений мотивов и поступков.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- занятия и уроки;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин и олимпиад;
- выпуск детьми экологических листовок.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно - научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом встает трудная задача построить занятие (урок) таким образом, чтобы, с одной стороны ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой – обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель занятия (урока) – не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо:
- разнообразить структуру и методы проведения занятий (уроков), способствующие развитию логического мышления и активности детей;
- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей;
- для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;
- использовать самостоятельную работу детей: решение проблемных задач и ситуаций.
Дети дошкольного возраста имеют, как известно, специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. И чтобы поддерживать в течении занятия (урока) внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия (уроки), например, урок-путешествие, урок-сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей) и т.д.
Сделаем вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности является не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведение оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"
Презентация "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве" для педагогов ДОУ...
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве
МДО АУ Детский сад «Солнышко» село Томское ,Серышевского района«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"Воспитатель; Чиркина Татьяна Викторовна2014годДетский сад является пе...
Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...
Конспект образовательной деятельности по воспитанию начал экологической культуры в старшей группе «Старичок - Лесовичок путешествует по лесу».
Занятие направлено на закрепление знаний детей о лесе, его обитателях, о значении леса в жизни человека....
Консультация для родителей ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Экологическое воспитание дошкольников...
ПРОЕКТ для подготовительной группы Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга...
Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе...