Конспект образовательной деятельности по воспитанию начал экологической культуры в старшей группе «Старичок - Лесовичок путешествует по лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие направлено на закрепление знаний детей о лесе, его обитателях, о значении леса в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starichok_-_lesovichok_puteshestvuet_po_lesu.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по воспитанию начал экологической культуры в старшей группе
Тема: «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».
Составила воспитатель В.В. Мартынюк
Цели: 1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях,
растениях.
2. Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.
3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.
4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить
выразительно, с интонацией.
5. Побуждать к участию в беседе.
6. Воспитывать любовь к природе.
Материалы: Кукла Старичок – Лесовичок.
Иллюстрации птиц, животных.
Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки.
Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц».
Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.
Словарная работа: Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота.
Фотографии. Машинист. Станция.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.
II. Вводная часть.
Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку.
- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
( В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям.)
Если в лес пришёл гулять, Даже очень громко петь
Свежим воздухом дышать, Ты в лесу всего лишь гость
Бегать прыгать и играть, Здесь хозяин дуб и лось.
Только чур не забывать, Их покой побереги
Что в лесу нельзя шуметь Ведь они нам не враги!
- А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются).
- А мы с вами как будем себя вести?
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд. Ту-ту все поехали. Доезжают до леса).
III. Основная часть.
-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»).
С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.
а) С.Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».
(На полу сделана полянка из зелёной ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето.)
- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу. Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто всё перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.
Воспит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное).
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом).
- Найдите мне картины лета?
- А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
- А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне? (Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём?(Дети убирают всё лишнее).
-Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)
С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).
б)
С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья».
Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.
- Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её…(сорока).
-Да это сорока. ( На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
- А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
- А почему её так называют?
- Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, это …(сова).
-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова – большая голова.
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет…
Нет мудрее птицы, чем сова.
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Ребята, а это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.
(Клёст).
- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают стихи о клёсте).
Еловик – короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С.Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.
Клёсты.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз.
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена.
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю весёлое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка.
Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх – потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки
Не пугают их иголки.
Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.
в)
С.Л.: -Молодцы ребята, знаете вы птиц леса. Ребята посмотрите сюда, вы знаете что это за знаки.( Возле деревьев висят запрещающие знаки: «Нельзя громко разговаривать в лесу», «Нельзя трогать птиц руками».)
- Ребята! Эти знаки запрещают шуметь в лесу и трогать птиц руками. Поэтому правила леса надо соблюдать и заботится о живых существах живущих в лесу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
С.Л: - Теперь вы знаете, что нужно животных, птиц и растения охранять и защищать.
Как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).
- А почему голод?
- Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).
- А чем надо подкармливать? ( Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).
- А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы.
С.Л.:- А нам ребята пора дальше ехать, поезд нас ждёт.
(Дети садятся на поезд и едут дальше).
С.Л.: - Ребята, а на этой станции у меня живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц…).
- Правильно этих зверей можно встретить и в моём лесу. И мы сейчас на них устроим фотоохоту.
- А кто знает, что такое фотоохота? ( Это когда на животных охотятся не с помощью ружья, а с помощью фотоаппарата или видеокамеры).
- А для животных не опасна фотоохота? (Нет. На фотоохоте за животными только наблюдают и фотографируют).
-Сейчас я вам раздам фотоаппараты и бинокли, и вы сможете сделать несколько снимков, понравившегося вам животного и понаблюдать за ними.
- Ну, кому какое животное понравилось? Можете его сфотографировать.
(Дети по очереди фотографируют животных).
- Здорово у вас это получается. Вернувшись к себе в группу, в свободное время, вы сможете напечатать фотографии. И тогда фотографии животных всегда будут с вами.
- Вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнём. Давайте представим, что мы медвежата, которые живут в лесной чаще.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот-так, вот-так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот-так, вот-так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили.
Вот-так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали, выше лапы поднимали.
Вот-так, вот так, выше лапы поднимали.
С.Л.: - Отдохнули ребята.
- А кто может сказать, какую пользу приносит лес? ( Лес дарит ягоды, грибы, травы, цветы, красоту, чистый воздух, древесину - из которой делают мебель, бумагу, игрушки, строят дома…).
- У меня для вас будет домашнее задание. Когда вы приедете в свой детский сад, найдите предметы и изделия из дерева в группе. Никогда их не ломайте, а знайте, что чтобы сделать все эти деревянные вещи пришлось срубить не одно дерево. А если с ними обращать бережно, то можно сохранить много деревьев. Поняли моё задание.
- Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок - лесные орешки, их собрала белка себе на зиму. Она видела, как вы приходили в лес и вы ей очень понравились, поэтому она решила с вами поделиться своими запасами. Вот возьмите корзиночку с орешками.
- Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей, что навели порядок во временах года, знаете вы и зачем нужен нам лес. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд. Спасибо, что приехали.
Воспитат.: Мы попали в зимний лес
Сколько было здесь чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ёлка на нас глядит.
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой!
Дети: - До свидания Лесовичок!
(Дети садятся на поезд и едут домой).
IV. Заключительная часть.
- Ну, вот мы снова и дома. Понравилось вам в лесу?
-А какое задание вам дал Лесовичок на дом?( Найти в группе деревянные вещи и предметы).
-Давайте их найдём? (Дети находят деревянные предметы).
-Вы теперь знаете, как нужно с ними обращаться? (Не ломать).
-Ребята, а что вам особенно понравилось и запомнилось в лесу?
- А что такое фотоохота? Незабудите теперь проявить плёнку и сделать фотографии?
- На этом наше занятие закончилось, спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу"
Этот материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов....
Конспект Образовательной деятельности по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Времена года»
КонспектОбразовательной деятельности по развитию экол...
конспект по формированию начал экологической культуры в старшей группе "Берегите природу"
Предлагаю конспект ООД в старшей группе по экологии.Поможет показать детям взаимосвязь растений и животных друг с другом и с человеком, сформировать основы экологической культуры, осознанн...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».
Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...
Конспект " Старичок лесовичок - путешествует по лесу"
quot; Старичок лесовичок - путешествует по лесу "...
Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе
Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе...