Конспект образовательной деятельности по воспитанию начал экологической культуры в старшей группе «Старичок - Лесовичок путешествует по лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мартынюк Вера Владимировна

Занятие направлено на закрепление знаний детей о лесе, его обитателях, о значении леса в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starichok_-_lesovichok_puteshestvuet_po_lesu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по воспитанию начал экологической культуры в старшей группе

Тема:  «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».

Составила воспитатель В.В. Мартынюк

Цели: 1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях,

                растениях.

             2.  Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.

              3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.

              4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить

                  выразительно, с интонацией.

              5. Побуждать к участию в беседе.

              6. Воспитывать любовь к природе.

Материалы: Кукла Старичок – Лесовичок.

                        Иллюстрации  птиц, животных.

                           Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки.

                           Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц».

                           Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.

Словарная работа: Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота.

                                    Фотографии. Машинист. Станция.

                                   

                                 

                              Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

   -Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.

II. Вводная часть.

Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку.

- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

( В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям.)

 Если в лес пришёл гулять,               Даже очень громко петь

Свежим воздухом дышать,             Ты в лесу всего лишь гость

Бегать прыгать и играть,               Здесь хозяин дуб и лось.

Только чур не забывать,                  Их покой побереги

Что в  лесу нельзя шуметь             Ведь они нам не враги!

                       

- А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери  пугаются).

- А мы с вами как будем себя вести?

  -Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.

(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд. Ту-ту все поехали. Доезжают до леса).

III. Основная часть.

  -Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»).

С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.

а) С.Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».

(На полу сделана полянка из зелёной ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето.)

- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу. Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто всё перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.

Воспит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.

- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное).

- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)

-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.

- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом).

- Найдите мне картины лета?

- А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).

- А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).

-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне? (Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).

-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).

-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).

- Давайте их уберём?(Дети убирают всё лишнее).

-Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)

С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.

          (Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).

б)

 С.Л.: - Ребята! Вот мы  и приехали на станцию «Птичья».

 Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.

- Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).

- Какие это птицы? (Зимующие).

-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).

- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,

отгадайте такую  загадку, о какой она птице?

                         

                            Эта хищница болтлива,

                            Воровата, суетлива,

                            Стрекотунья белобока,

                            А зовут её…(сорока).

-Да это сорока. ( На ёлочке изображение сороки).

 А почему её называют белобока? (У неё белые бока).

- А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)

- А почему её так называют?

- Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?

                       

                       Угадайте, что за птица:

                        Света яркого боится

                        Клюв крючком, глаза пятачком

                        Ушастая голова, это …(сова).

-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).

-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).          

             Совушка сова – большая голова.

            Всё-то в лесу видит, всё в лесу  знает, всё разумеет…

           Нет мудрее птицы, чем сова.

           Всему лесу голова.

           Мудрейшая птица на свете - сова.

          Всё слышит, но очень скупа на слова.

          Чем больше услышит, тем меньше болтает.

          Ах, этого многим из нас не хватает!                    

-Ребята, а это что за птица?

                   Кто там прыгает, шуршит,

                  Клювом шишки потрошит?

                  Голоском речистым, чистым –

                  Клё! Клё! Клё  -поёт со свистом.

                                                            (Клёст).

- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают стихи о клёсте).                          

                            Еловик – короткий хвост,

                            Еловик- весёлый клёст,

                            Еловик не любит скал,

                            Ёлку он облюбовал.

С.Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).

С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.

                                         Клёсты.

                         Кружат снежные метели,

                         По ночам трещит мороз.

                         На вершине пышной ели

                         Лущит шишку яркий клёст.

                                              Он мороза не боится,

                                              Не страшна ему зима.

                                              Лес и сосны дарят птице

                                              Золотые семена.

С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю весёлое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.                            

                                 Физкультминутка.

Ели по лесу стоят                          

В небо синее глядят.                        (Руки вверх – потягивание).             

Ветки в стороны торчат               (Руки в стороны)         

Клёсты на ветвях сидят                (Руки к плечам)         

Клёсты прыгают по ёлкам             (Прыгают)           

Собирают клёсты шишки

Не пугают их иголки.

Клёсты ловкие малышки.

Мы под ёлкой посидим                     (Садятся и глядят на ёлки)

И на клёстов поглядим.    

в)

С.Л.: -Молодцы ребята, знаете вы птиц  леса. Ребята посмотрите сюда, вы знаете что это за знаки.( Возле деревьев висят запрещающие знаки: «Нельзя громко разговаривать в лесу», «Нельзя трогать птиц руками».)

- Ребята! Эти знаки запрещают шуметь в лесу и трогать птиц руками. Поэтому правила леса надо соблюдать и заботится о живых существах живущих в лесу.

                       

                        Дерево, трава, цветок и птица

                        Не всегда умеют защититься,

                        Если будут уничтожены они

                        На планете мы останемся одни.

С.Л: - Теперь вы знаете, что нужно животных, птиц и растения охранять и защищать.

Как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).

- А почему голод?

- Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).

- А чем надо подкармливать? ( Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).

- А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы.

С.Л.:- А нам ребята пора дальше ехать, поезд нас ждёт.

                 (Дети садятся на поезд и едут дальше).

С.Л.: - Ребята, а на этой станции у меня  живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне  их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц…).

- Правильно этих зверей можно встретить и в моём лесу. И мы сейчас на них устроим фотоохоту.

- А кто знает, что такое фотоохота? ( Это когда на животных охотятся не с помощью ружья, а с помощью фотоаппарата или видеокамеры).

- А для животных не опасна фотоохота? (Нет. На фотоохоте за животными только наблюдают и фотографируют).

-Сейчас я вам раздам фотоаппараты и бинокли, и вы сможете сделать несколько снимков, понравившегося вам животного и понаблюдать за ними.

-  Ну, кому какое животное понравилось? Можете его сфотографировать.

        (Дети по очереди фотографируют животных).

- Здорово у вас это получается. Вернувшись к себе в группу, в свободное время, вы сможете напечатать фотографии. И тогда фотографии животных всегда будут с вами.

- Вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнём. Давайте представим, что мы медвежата, которые живут в лесной чаще.

              Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

              Вот-так, вот-так, головой своей крутили.

              Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

              Вот-так, вот-так, дружно дерево качали.

              Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

              Вот-так, вот так, и из речки воду пили.

              А потом они плясали, выше лапы поднимали.

              Вот-так, вот так, выше лапы поднимали.

С.Л.: - Отдохнули ребята.

- А кто может сказать, какую пользу приносит лес? ( Лес дарит ягоды, грибы, травы, цветы, красоту, чистый воздух, древесину - из которой делают мебель, бумагу, игрушки, строят дома…).

- У меня для вас будет домашнее задание. Когда вы приедете в свой детский сад, найдите предметы и изделия из дерева в группе. Никогда их не ломайте, а знайте, что чтобы сделать все эти деревянные вещи пришлось срубить не одно дерево. А если  с ними обращать бережно, то можно сохранить много деревьев. Поняли моё задание.

- Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок - лесные орешки, их собрала белка себе на зиму. Она видела, как вы приходили в лес и вы ей очень понравились, поэтому она решила с вами поделиться своими запасами. Вот возьмите корзиночку с орешками.

- Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей, что навели порядок во временах года, знаете вы и зачем нужен нам лес. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд. Спасибо, что приехали.

Воспитат.:          Мы попали в зимний лес

                             Сколько  было здесь чудес!

                             Справа – берёзка в шубке стоит,

                             Слева – ёлка на нас глядит.

                              В лесу красота и покой,

                             А нам пора уже домой!

Дети: - До свидания Лесовичок!

                   (Дети садятся на поезд и едут домой).

IV. Заключительная часть.

- Ну, вот мы снова и дома. Понравилось вам в лесу?

-А какое задание вам дал Лесовичок на дом?( Найти в группе деревянные вещи и предметы).

-Давайте их найдём?  (Дети находят деревянные предметы).

-Вы теперь знаете, как нужно с ними обращаться? (Не ломать).

-Ребята, а что вам особенно понравилось и запомнилось в лесу?

- А что такое фотоохота?  Незабудите теперь проявить плёнку и сделать фотографии?

- На этом наше занятие закончилось, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу"

Этот материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов....

Конспект Образовательной деятельности по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Времена года»

                                        КонспектОбразовательной деятельности по развитию экол...

конспект по формированию начал экологической культуры в старшей группе "Берегите природу"

Предлагаю конспект ООД в старшей группе по экологии.Поможет показать детям  взаимосвязь растений и животных друг с другом и с человеком, сформировать основы экологической культуры, осознанн...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

Конспект " Старичок лесовичок - путешествует по лесу"

quot; Старичок лесовичок - путешествует по лесу "...

Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе

Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе...