Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Цель – формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними.

Задачи:

– показать детям разнообразие природных явлений;

– помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды;

– сформировать представление детей о том, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Решение поставленных задач обеспечивается программой С.Н.Николаевой «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве».

Работа по воспитанию экологической культуры с детьми подготовительной к школе группы ведется по трем направлениям:

  1. Приспособленность животных и растений к среде обитания;
  2. Взаимосвязь живых организмов внутри биоценозов;
  3. Различные аспекты взаимодействия человека с природой, ее загрязнение, охрана.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги Танасийчука «Экология в картинках. Чтение рассказов, вопросы, пояснения воспитателя, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют  ребенку понять новую информацию. В книге представлены самые разные рассказы: «Отчего погибли киты»,  «Нефть в море», «Птичий город на деревьях», «Что делать  с кроликами», «Невидимые весы».

Для детей интересными были занятия с использованием  книги «Экология в картинках». Например,  рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу» заставляет детей задуматься. Ответы на заданный вопрос бывают самые разнообразные: «Белые медведи у нас жить не могут, нет для них такого корма», «Белый медведь живёт на Севере, где льды»

В итоге у детей появляется понятие, что каждое животное приспособлено к среде обитания, т.е в наших краях белый медведь не будет жить, он живёт среди полярных льдов и охотится на тюленей.

В ходе образовательной деятельности на тему «Солёные землекопы» дети убедились, что  кроты приспособлены к подземному образу жизни.

Деятельность с детьми на тему «Цепочки в лесу»  сформировала у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дети получили знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут  жить друг без друга

Показать детям аспекты взаимодействия человека с природой, её загрязнение, охраны помогли рассказы «Морские коровы», «Красная Книга», «Что такое кислый дождь».

После чтения рассказов детям предлагается подумать и выразить в своих рисунках картину, представленную после прослушивания, например: «Если пройдут кислые дожди, что может случиться  с природой?». К каждому рисунку составляется небольшой рассказ.

Учитывая то, что у многих детей дома живёт кошка или собака можно  нарисовать этих домашних животных, составить о них рассказ. Оформить книгу «Наши маленькие друзья», представить ее детям  младшей группы, родителям.

Важно в начале учебного года познакомить детей с планетой Земля.  Объяснить, что она в опасности, на ней много больных мест. Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства.

На вопрос воспитателя: «Хотите ли вы стать экологами, юными защитниками природы?», многие отвечают утвердительно. Дети не просто хотят стать на словах экологами, они доказывают это своими поступками: сажают с  родителями у дома деревья и кусты, следят за деревьями на участке детского сада, чтобы никто из ребят не сломал веточку. В течение всего учебного года дети называют себя «юными экологами».  

Ежедневно необходимо вести наблюдение за сезонными явлениями природы, чтобы дети делали зарисовки своих наблюдений, работать с календарём природы.

Планировать  проведение циклов наблюдений за цветущим комнатным растением, за аквариумными рыбками, цикл наблюдений за елкой.

Во время наблюдений детям задавать различные вопросы, например: «Чем ель не похожа на другие деревья», «Как различить ель, сосну и лиственницу?», «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?»  (На улице живая ель, у нее в земле корень, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху. Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть).

Охотно дети вовлекаются в исследовательскую деятельность, наблюдают за водой, снегом, льдом, луком, веточками деревьев, проводят простые опыты. В ходе исследовательской деятельности дети узнают, что снег бывает разный: белый, серый, бурый,  в морозную погоду - пушистый, легкий, скрипит под ногами, в оттепель - снег  тяжелый, мокрый, липнет к ногам, из него можно лепить, на ощупь - снег и лед  холодные, тают в руке, теплом помещении; вода имеет свойство испаряться, замерзать,  растворять или не растворять соль, сахар или песок, землю.

Цикл наблюдений за луком включат в себя условия прорастания лука: в темноте, на свету, в воде.  В марте планируется наблюдение за ветками. Сначала ветки приносят в теплое помещение, потом ставят в воду в комнатные условия. Дети наблюдают, как набухают почки, появляются зеленые листочки, а затем цветы.  

Поддерживать интерес к экологическим проблемам у детей в течение всего учебного года  помогает рубрика «Через добрые дела можно стать юным экологом». На конкретных литературных примерах, как в сказке «Лиса, заяц и петух» можно показать добро и зло. Затем можно предложить детям рассмотреть модель сухого (несчастного дерева). Задать вопрос: «Можно ли помочь этому дереву?». Дети берут по зеленому листочку и придумывают добрые, хорошие дела по оживлению этого дерева. Пример ответов детей: «Надо полить его», «Закопать корни», «Обрезать сухие ветки», «Полечить дерево, замазать раны». Вдруг дерево оживет с этими зелеными листочками, пожеланиями. Подводим итог: «Дерево зазеленело, ожило. Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья будут хорошо себя чувствовать, если к ним проявлять доброту, заботиться о них».

Главным организующим приемом, который помогает «подтолкнуть» детей к самостоятельно-нравственным проявлениям является введение «Панорамы добрых дел» и регулярная работа с ней. Это информационный стенд, в котором фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Стенд изготовлен из плотного листа бумаги: Сверху красиво написан заголовок, слева направо идут графы:

1) дежурство в уголке природы

2) подкормка птиц

3) доброе отношение к людям

4) самостоятельное выращивание растений. (Стенд заполняется постепенно)

Было сделано много добрых  дел в природе: ухаживание за цветами на клумбе без напоминаний; полив деревьев в сухую жаркую погоду; выращивание вместе  с мамами в домашних условиях комнатных растений для группы.

Вместе с детьми задумались  над отношением людей к самой планете Земля, почувствовали, что они тоже могут что-то сделать для ее сохранения. Так, например, к празднику «День Земли» детям дано было задание дома составить текст поздравление Земле. Вот что получилось:

- «Дорогая, Земля! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю, чтобы ты была долго, долго. Я обещаю тебя никогда не засорять. Не дам уничтожать твои луга, леса, поля. Желаю, чтобы ты оставалась голубой и чистой».

- «Дорогая, милая Земля! Поздравляю тебя с праздником. Я желаю тебе здоровья, твоим рекам, лесам, зверям, птицам, рыбам, насекомым. Я желаю тебе быть самой красивой планетой. Будь веселой и не обижайся на нас. Мы уберем с тебя весь мусор, когда будем большими».

Дальше было предложено детям подумать, что бы ответила Земля. Был такой ответ: «Люди, не загрязняйте реки и леса! Если вы будете загрязнять меня, то засохнут реки, травы, цветы. Жизни на мне не будет. Люди, не ссорьтесь, мне надоела война!»

Итогом всей работы был праздник «День Земли», где прозвучало напутствие и дальше любить природу и заботиться о ней, так как дети стали соблюдать чистоту и порядок на участке, прекратили ломать ветки деревьев. Дети повзрослели – это было заметно. У них появилось чувство гордости, они многое умеют и хотят делать. Большим достижением в своей работе считаю то, что сумела воспитать гражданина планеты. Дети ушли в школу с понятием, что они жители планеты Земля.

Работа по воспитанию экологической культуры проводится и с родителями. Всем нам часто кажется, что решение экологических проблем от нас не зависит. На самом же деле любой человек оказывает воздействие на среду своего обитания, и многие ее проблемы связаны с его неграмотным поведением. Например, все люди во время отдыха и работы на даче используют большое количество воды для полива огорода, умывания. Источники воды тесно связаны друг с другом. Вместе с водой путешествуют и загрязняющие вещества. Если в реку сбрасывается мусор, если в нее попадают опасные стоки – значит, опасной будет и вода, которой люди поливают  свой огород, используют для приготовления пищи. Следовательно, в общих интересах река должна быть чистой, поэтому необходимо соблюдать законы природы и не загрязнять окружающую среду.

Рекомендации для родителей:

1) Не используйте пестициды: они убивают не только вредителей, но естественных врагов, отравляют почву, грунтовые воды, они делают ваш урожай опасным для здоровья.

2) Не сжигайте остатки растений, загрязняя воздух. Компостируйте их – это поможет вам вырастить хороший урожай.

3) Не загрязняйте реку моющими веществами.

4) Не мойте машины в реке: вы купаетесь в ней и поливаете речной водой растения участка.

5) Не загрязняйте реки мусором вы превратите их в свалки, и водные растения могут накопить опасное количество загрязняющих веществ.

6) Сажайте растения, угнетающие сорняки своим запахом.

7) Привлекайте хищных насекомых на свой участок, они естественные враги вредителей и помогут вам сохранить урожай.

8) Привлекайте в свой сад птиц, они уничтожают многих вредителей, не нарушая равновесия в природе.

9) Экономьте воду: истощение подземных вод приведет к падению их уровня и к переменам водного режима на вашем участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация              Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию ...

Формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ УДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДАННОЙ ТЕ...

"Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен доклад по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....