ПРОЕКТ для подготовительной группы Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
проект (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
для подготовительной группы
Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Воспитатели: Трещева М.А.
Сроки проведения с 01.09.2019 по 31.12.2019г.
Санкт-Петербург
2019г.
Актуальность проекта
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.
Задачи:
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
- Пополнится развивающая среда в группе.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.
Методы реализации проекта
Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с 1 октября 2019г. по 31 декабря 2019г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: среднесрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury_v_doshkolnom_detstve.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
для подготовительной группы
Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Воспитатели: Трещева М.А.
Сроки проведения с 01.09.2019 по 31.12.2019г.
Санкт-Петербург
2019г.
Актуальность проекта
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.
Задачи:
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
- Пополнится развивающая среда в группе.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.
Методы реализации проекта
Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с 1 октября 2019г. по 31 декабря 2019г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: среднесрочный.
Описание проекта.
Содержание работы | Исполнитель | Результат |
Самообразование по теме проекта: изучение литературы по экологии и детскому проектированию | Воспитатель | |
Разработка картотеки дидактических игр по экологии | Воспитатель | Наличие картотеки игр |
Составление перспективного плана работы | Воспитатель | Наличие перспективного плана |
Разработка диагностических материалов | Воспитатель | Наличие диагностических материалов. |
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей | Воспитатель | Анкета, анализ анкет |
Разработка рекомендаций по оснащению уголка природы и созданию природной зоны в группе | Воспитатель | Разработанные рекомендации. |
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Лабораториум» | Воспитатель | Перспективное планирование |
Познавательная экскурсия парк | Воспитатель | Конспект, фотоотчет. |
Оформление результатов | Воспитатель | Методические разработки |
Презентация опыта работы на уровне детского сада | Воспитатель | Презентации |
Формы и методы работы.
- региональный компонент
- научность и доступность понятий
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
- выставки.
Работа с родителями
- Ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания и т. д.);
- Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта ( нприр медицинского) .
- Ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
Перспективное планирование.
Дата проведения | Формы работы с детьми | Цели | |
Сентябрь | Экологические игры «Снаряжение туристов», «Живая и не живая природа» Серия опытов с водой «Приключение Капельки» Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа» Аппликация на тему: «Ели, сосны и сказочный лес». Составление рассказов на тему: «Дары природы». Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…». Изготовление из природного материала корзинки с дарами природы. Составление гербария из лекарственных растений Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков. Рассматривание картины «Осень наступила». | Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. | |
Октябрь | Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека». Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?» Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая» Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву». Серия опытов с водой «Путешествие Капельки» Прогулка совместно с родителями в осенний парк. Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке. Экологическая игра «Приключение берёзового листочка» Составление букетов из осенних листьев. С/Р игра «Овощной магазин». НОД на тему: «Хлеб всему голова». Д/и «Как хлеб на стол пришёл?» Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина». Рассматривание картины И.И.Левитан «Золотая осень» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. | |
Ноябрь | Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме» Серия опытов с водой «Путешествие Капельки» Экологическая игра «Где живёт такое животное?» Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц» «Царство орнитологии». Расскажи о домашних и диких животных. Словесная игра «Что за животное?». Д/и «Узнай животное по загадке», «Узнай по описанию», «Чей хвост» Изготовление поделок «Животные из природного материала» Создание коллажа «Животные разных стран» С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк» Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек) Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?» Экологическая игра «Детки на ветке» Лепка «Всем знакома эта птица», роспись птицы. Посещение Зоологического музея (родители, дети , воспитатели) | Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных. Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому. | |
Декабрь | Беседа «Чем помочь природе зимой» Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека». Игры с цветными льдинками. «Укрась снежную дорожку цветными фонариками». Нод на тему: «Подарки снежной королевы», «Шуба белая весь свет одела». Чтение пословиц и поговорок о зиме. С/Р игра «В зимнем лесу» Развлечение «Следы на снегу» Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками. Составление сказки и мини-книжки о зиме. Рассматривание картины К. Коровина «Зима» Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек» | Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней. Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы. |
Средствами ИКТ в детском саду являются: мультимедийный проектор, магнитофон, фотоаппарат, компьютер.
В своей работе по экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу», «12 месяцев», «Динозавры и другие»
Экранные материалы –это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки. Слайды -«Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и т. д.
Мультимедийные презентации помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Мультимедийные игры,-включены как в содержание нод, так и в свободную деятельность. Игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины. В рамках экологического воспитания использую интерактивные игры- «Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных», «Зимующие птицы», «Эко Ералаш», «Зима пришла», «Угадай птицу» и т. д.
Рекомендации.
Данный проект будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры.
В основе проекта лежат следующие принципы:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство».
Работая с детьми по формированию начал экологической культуры
целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, моделирования.
Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:
постановка проблемы;
актуализация знаний;
выдвижение гипотез, предположений;
проверка решения;
введение в систему знаний.
сотрудничество с родителями
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Эти рекомендации являются лишь началом долгого и вместе с тем интересного и полезного пути овладения экологической культуры.
Список использованной литературы
- Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
- Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
- Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
- Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
- Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
- Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
- Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
- Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
- Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
- Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
- Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
- Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
- Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
- Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст] /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
- Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве
МДО АУ Детский сад «Солнышко» село Томское ,Серышевского района«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"Воспитатель; Чиркина Татьяна Викторовна2014годДетский сад является пе...
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельно...
Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
повышение интереса родителей к экологическому образованиюдетей и к экологии в целом...
Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Задачи:Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...
Консультация для родителей ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Экологическое воспитание дошкольников...