Знакомство с генеалогическим деревом семьи
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Баршина Татьяна Викторовна

Жизнь каждого человечка и жизнь его семьи тесно связана с семейными традициями, а значит с народными традициями и обычаями неразрывными узами. Семейные традиции – это постоянное развитие творчества, вызванное жизненными потребностями каждого человека и народа в целом. И как важно, чтобы каждый человек почувствовал себя носителем этого наследия. А семейные традиции живы и будут жить до тех пор, пока передаются из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gdrevo2.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1044

КОНСПЕКТ ДОСУГА

«Генеалогическое древо семьи»

(совместно с родителями и воспитанниками)

Социальный педагог:

Баршина Т.В.

«Знакомство с семейным генеалогическим древом»

Введение.

Жизнь каждого человечка и жизнь его семьи тесно связана с семейными традициями, а значит с народными традициями и обычаями неразрывными узами. Семейные традиции – это постоянное развитие творчества, вызванное жизненными потребностями каждого человека и народа в целом. И как важно, чтобы каждый человек почувствовал себя носителем этого наследия. А семейные традиции живы и будут жить до тех пор, пока передаются из поколения в поколение.

«Есть лишь одна проблема –

одна единственная в мире –

вернуть людям духовное содержание»

А. де Сент-Экзюпери

Попробуем донести до детей красоту и духовность народных традиций, – увидеть семью хотя бы в форме мощного семейного древа, принять эти традиции в жизни собственной семьи, своих родных  и близких, ощутить самого себя звеном в поколении.

         Выставка в детском саду  «генеалогического древа»,  семейных альбомов и реликвий - одна из эффективных средств познания  традиций и семейных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Эти выставки и занятия способствуют тому, чтобы дети росли в атмосфере уважения к традициям и истории своей семьи, своего народа.

Как социальный педагог, знакомлю детей  с генеалогическим деревом семьи, которое наглядно даёт представления о том, что такое настоящая семья. Перед основным праздником, беру подгруппу детей (5-7 человек), прошу нарисовать любое дерево, которое символизировало бы их семью. Лучше всего, если ребята будут рисовать гуашью. Затем каждый ребёнок забирает свой рисунок домой и совместно с родителями оформляет работу (вклеивают фотографии своих родственников). Хорошо, если были оформлены хотя бы 3 поколения (бабушки, дедушки, мама, папа, брат, сестра и сам ребёнок). После того, как все дети принесут готовые работы, мы оформляем, к Дню семьи 15 мая, - выставку в группе, чтобы родители смогли ознакомиться и с работами  других семей. Затем  проводим досуг « Моё семейное дерево»

ДОСУГ

«Моё семейное дерево»

Цель: 

Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи (все члены семьи обязаны защищать своего ребёнка).

Закрепить представление детей о семье.

Формировать у детей конструктивные коммуникативные навыки.

Задачи:

Обучающие:

Формирование у детей чувства готовности идти навстречу друг другу;

Формирование сплоченности как детского коллектива, так и взрослого;

Развитие мыслительной деятельности детей;

Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

Развивать способность к сопереживанию.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к прошлому.

Воспитывать у детей чувства взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

Формирование  навыков культурного поведения.

Формирование интереса к традициям семьи.

Воспитание интереса к истории и культуре не только в своей семье, но и своего народа, уважения и бережного отношения к семейным ценностям.

Материалы и оборудование:

Выставка детских работ по составлению семейного дерева.

Альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа:

Предложить детям уточнить полное имя своих родных - дедушки, бабушки, отца, матери.

составить со своей семьёй коллаж на тему «Моё семейное дерево»

Ход занятия:

Соц.педагог:

- Семья – колыбель личности и современной цивилизации. Приобщение к культуре народа  начинается в семье, а история каждой семьи – это история культуры в миниатюре.

Культурный народ всегда помнит и чтит свои корни. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Образ родного дома включает в себя не только образ членов семьи, но  традиции и обычаи  своей семьи, своего народа.

 С самого раннего возраста мы учимся различать близких. Со временем понимаем, что эти люди особенные, они любят и понимают нас больше, чем другие.

Соц.педагог:

 - Ребята, ваши мама, дедушка, бабушка, брат, сестра тоже были когда-то маленькими. Пусть они  вам расскажут: во что любили играть, какие традиции были в их семьях, пусть родители вспомнят свое детство. (Родители рассказывают о своём детстве).

Соц.педагог:

-А теперь давайте поиграем в подвижную народную игру, в которую играли наши родители в детстве. На выбор играют в «Ручеёк», «Платочек» или предлагается родителями другая интересная народная игра.

Соц.педагог:

- На прошлом занятии мы с ребятами  рисовали семейное дерево, дома вы вместе с родителями  клеили фотографии своих близких и родных на нарисованные деревья. Сейчас эти работы выставлены перед вами. Теперь  пусть каждая семья расскажет о своём рисунке. ( Дети подходят к своей работе:  называют членов своей семьи, рассказывают, как их зовут, чем они занимаются.  Главное, для дошкольников,  не выучить наизусть имена и  фамилии предков, а заложить интерес к истории собственной семьи).

Соц. педагог:

- У нас так много всего общего. Мы должны знать, что  бережное отношение к семейной истории отличает любую зрелую культуру. Не случайно в нашем народе есть порицание для людей, не помнящих родства.

-  Давайте узнаем, кто кому из родственников является?

ВИКТОРИНА (для родителей):

(подсказка)

Свёкор — отец мужа.

Свекровь — мать мужа.

Тесть — отец жены.

Тёща — мать жены.

Cват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

Деверь — брат мужа.

Золовка — сестра мужа.

Шурин — брат жены.

Шурич (устар.) — сын шурина.

Свояченица — сестра жены.

Кум — крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.

Кума — крёстная мать по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу.

Соц. педагог:

Дидактическая игра «Матрёшка»

- Сейчас на примере игрушки «Матрёшки», покажу вам, как устроен семейный род.

Раскладываем матрёшку и определяем. Это прабабушка, это бабушка, это мама, это Я. Раньше дети любили играть в такую игру, в семью. Дома вместе с родителями вы можете в неё поиграть.

Соц. педагог:

Задание «Изготовление фамильного герба»:

 - Вот вам новое задание: возьмите чистый альбомный лист, карандаши и фломастеры и попробуйте придумать и нарисовать вместе с родителями фамильный герб вашей семьи.

Соц. педагог:

-  Теперь вам задание на дом. На следующей встрече у нас будет конкурс «Традиционные блюда нашей семьи». Выберите самое любимое семейное блюдо, взрослые пусть напишут его, а ребята красиво оформят на бумаге. Работы принесите на следующий наш праздник.

Соц.педагог:

- На этом наш праздник закончился. В заключение хочется поклониться до земли своим предкам: мамам и папам, бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Ведь не было бы и нас, если бы не было их. Посмотрите на свои работы. Как приятно видеть на старых фотографиях знакомые лица, ощущать свою сопричастность, внешнюю схожесть, прикасаться к прошлому. Ведь сохраняя память о родных любимых людях, мы отдаём дань прошлому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тема: "знакомство с членами семьи" младшая группа

Календарно - тематическое планирование тема: "знакомство с членами семьи" младшая группа...

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов

Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

Знакомство детей с семью чудесами света

Знакомство детей с чудесами света...

Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...

Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...