Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
статья (младшая группа) по теме

Иванова Любовь Константиновна

Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Цель: 

Развивать в детях любовь и уважение к русской национальной культуре, способность к общению, уважение к родному дому.

Задачи:

  1. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  3. Создание разнообразной познавательно-речевой среды соответственно возрасту.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования  патриотических чувств и развития духовности. Работу по приобщению к русской национальной культуре  начала  с младшего дошкольного возраста.     Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Использую следующие приемы:

 - пальчиковые игры

 - пальчиковый театр

- рассматривание альбомов

- диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др.

- подвижные игры

 - хороводные игры

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.  Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. В потешках, прибаутках язык богат сравнениями, эпитетами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок помогают перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.   Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове.

  Разучиваем с детьми потешки, прибаутки, такие как «Курочка- рябушечка», «Сорока», «Кошечка» и др. В них много гласных, они легки по произношению, интересны по содержанию и нравятся детям.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину).

Обогащаю окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. В группе создана предметно- развивающая среда соответствующая возрасту детей: сенсорный уголок, зона конструирования. Имеется оборудование для сюжетно-ролевых игр как, «Моряки», «Наша Кухня», «Мы шоферы».

 В группе отведено место для театральной деятельности. В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би-ба-бо.

 Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры  по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди".

В уголке книг выставляю книги с русскими народными сказками, потешками, загадками.

дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки".

Обогащая словарь дошкольников, учу детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

В группе слушаем песени. Объясняю назначение и особенности колыбельной песни.

        Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам.  Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, Провожу игры, дети хорошо подражают животным, исполняют характерные образные движения, сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, как идет медведь, прыгает зайчик, бежит мышка. Детям нравится отмечать дни рождения и различных персонажей. Поем каравай игрушкам.

Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

Дети в этом возрасте получают первоначальные знания о традиционной народной культуре, которые применяют в свободной деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх, художественной деятельности, в строительной деятельности.

 Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.

Они помогают в приобретении игрушек, пособий для игр. В группах существуют информационные стенды. В рубрике «Это интересно знать», «Советуем». Для родителей выставляю познавательный материал к праздникам (Новый год, Масленица, Пасха).

        По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...

Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».

  Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народн...

Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа

quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей  традициями русского народа...