«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».
консультация
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_goncharova_vi.docx | 480.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г.Троицка» отделение №8
Консультация на тему:
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».
Составила
Гончарова В.И.
г. Москва г.Троицк
2021-2022 уч.год.
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Фольклором называют коллективное творчество народа. Обычно это именно устное созидание – былины, сказы, пословицы, заговоры, загадки.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:
глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;
воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
· воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории
· приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие
· воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми
· формировать ценностные ориентиры на жизнь
· формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа
· развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус
· познакомить с богатым, образным родным языком
· обогатить речь детей, развивать речевую культуру
· выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.
В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
Мы применяем материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подбираем серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и используем их в работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников и тематических дней: «Осенняя ярмарка», «Рождественская выставка», «Масленица», «Пасха»
На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, погремушках, свистульках, дудках.
В своей работе мы взаимодействуем с родителями, стараемся сотрудничать с ними. Организованы консультации для родителей на темы:
· «Как приобщить ребенка к русской культуре»
· «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
· «Истоки русской народной культуры»
Родители вместе с детьми принимают участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- СФОРМИРОВАНЫ ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА, ОБЫЧАЯХ
- ОБОГАТИЛСЯ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС-ДЕТИ ЗНАЮТ ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПОСЛОВИЦЫ, НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ БЫТА, ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО КОСТЮМА
- ФОРМИРУЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ: ДОБРОТЕ, ПРАВДЕ, КРАСОТЕ, ТРУДОЛЮБИИ, ХРАБРОСТИ И ОТВАГИ
- РАЗВИВИВАЮТСЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЗРОСЛЫМ, СВЕРСТНИКАМ, МАЛЫШАМ, РАЗВИВАЕТСЯ ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА
- РАЗВИВАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
- ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СВОЕЙ ИСТОРИИ, ПРИРОДЕ, НАРОДУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию младшего дошкольного возраста...
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...
Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...
Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...
Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа
quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей традициями русского народа...