«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».
консультация

Гончарова Вероника Ильинична

    Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_goncharova_vi.docx480.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка» отделение №8

Консультация на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».

https://thepresentation.ru/img/thumbs/180f91680b6b15620c4568fa5a1bb69e-800x.jpg

                                                                                                                      Составила

                                                                                                                  Гончарова В.И.

г. Москва г.Троицк

2021-2022 уч.год.

    Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

    Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

   Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Фольклором называют коллективное творчество народа. Обычно это именно устное созидание – былины, сказы, пословицы, заговоры, загадки.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

   Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

   Задачи:

·        воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

·        приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие          ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

·        воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

·        формировать ценностные ориентиры на жизнь

·        формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

·        развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

·        познакомить с богатым, образным родным языком

·        обогатить речь детей, развивать речевую культуру

·        выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах         деятельности детей.

    В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

  Мы  применяем материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подбираем серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и используем их в работе с детьми  на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

  Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников и тематических дней: «Осенняя ярмарка», «Рождественская выставка», «Масленица», «Пасха»

На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, погремушках, свистульках, дудках.

 

В своей работе мы взаимодействуем с  родителями, стараемся сотрудничать с ними. Организованы консультации для родителей на темы:

·        «Как приобщить ребенка к русской культуре»

·        «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

·        «Истоки русской народной культуры»

Родители вместе с детьми принимают участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.

 ТАКИМ ОБРАЗОМ, СИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  СФОРМИРОВАНЫ ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА, ОБЫЧАЯХ

-   ОБОГАТИЛСЯ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС-ДЕТИ ЗНАЮТ ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПОСЛОВИЦЫ, НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ БЫТА, ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО КОСТЮМА

- ФОРМИРУЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ: ДОБРОТЕ, ПРАВДЕ, КРАСОТЕ, ТРУДОЛЮБИИ, ХРАБРОСТИ И ОТВАГИ

-  РАЗВИВИВАЮТСЯ  КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЗРОСЛЫМ, СВЕРСТНИКАМ, МАЛЫШАМ, РАЗВИВАЕТСЯ ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА

-     РАЗВИВАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

-  ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СВОЕЙ ИСТОРИИ, ПРИРОДЕ, НАРОДУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...

Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...

Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа

quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей  традициями русского народа...