Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
проект (старшая группа)
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-танцевально-образовательный проект
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
Вид проекта: творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год
Участники проекта: дети 5-6 лет, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота. Проект позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре, приобщит их к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Каждый год в наше ДОУ, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми мы выяснили, что детям нравится петь народные песни, танцевать народные танцы, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, педагога дополнительного образования после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогами.
Музыкальные и танцевальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные и танцевальные способности возникают и развиваются в музыкальной и танцевальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной и танцевальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.
Актуальность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.
Цель проекта:
приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным и танцевальным творчеством, традиционными праздниками;
• формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Воспитательные:
• формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
• создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
• развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
• использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др. являются ежегодными мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Принципы организации образовательного процесса:
- Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
- Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и танцев, играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Этапы реализации проекта
1 этап (разработка проекта) – сентябрь-подбор методической литературы, разработка сценариев, конспектов НОД, подбор иллюстративного материала; подбор оборудования, изготовление пособий - создание предметно-развивающей среды; проведение предварительной работы с родителями; составление перспективного плана мероприятий; разработка диагностики
2 этап (выполнение проекта) октябрь - апрель - организация практической работы с детьми; формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям; формирование практических навыков; работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, праздники, развлечения, спектакли.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
ОКТЯБРЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | |
1занятие | «Пошла млада за водой» р.н.песня «Про кота воркота» колыбельная | «Деревенская плясовая» р.н.мелодия «Калинка» танец с ложками | Тень, тень, потетень, В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится. Она репу печет, По тарелочкам кладет, Кот к тарелке – скок! Себе нос обжог. | «Лапти-лапоточки» р.н.игра | 1.Познакомить детей с календарным праздником «Покров» и традициями этого праздника 2.Познакомить с предметами быта: сундучок, люлька-качалка, веретено, лапти. 3.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать их характер. 4.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим 5.Развивать артистические навыки |
2 занятие | «Комарочек» р.н.песня «Пошла млада за водой» р.н. песня «Про кота воркота» колыбельная | «Русский перепляс» р.н. мелодия «Калинка» танец с ложками «Деревенская плясовая» р.н.мелодия | У нашего Тита богатое жито: Из колеса-горстка, Из снопика-мера, У Тита добра-золотая гора | «Колечко» р.н.игра «Лапти-лапоточки» р.н.игра | |
3 занятие | «Блины» р.н.песня «Русские частушки» «Комарочек» р.н.песня | «Калинка» танец с ложками «Деревенская плясовая» р.н.мелодия «Русский перепляс» р.н. мелодия | Заиграй-ка, балалайка, До, ре, ми, фа, Соль, ля, си! Посмотрите, Полюбуйтесь, Как живем мы на Руси! | «Ходит Ваня» игра-драматизация «Колечко» р.н.игра | |
4 занятие | «Баю, бай», «Про кота воркота» р.н. колыбельные «Комарочек»р.н.песня, «Блины» р.н.песня | «Деревенская плясовая» р.н.мелодия «Русский перепляс» р.н. мелодия «Калинка» танец с ложками | Покров, Покров, натопи избу без дров | «Лапти-лапоточки» р.н.игра «Ходит Ваня» игра-драматизация «Колечко» р.н.игра |
НОЯБРЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Где был, Иванушка» р.н.песня 2.«Чики-чикалочки» р.н. потешка | «Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия | У Кондрата куртка коротковата | 1.«Барашеньки-крутороженьки» р.н.игра | 1.Познакомить детей с традиционной русской ярмаркой 2.Расширять представления об окружающем мире, народных традициях и обрядах 3.Развивать воображение, воспитывать любовь к народной музыке 4.Учить петь напевно, легко, чисто интонируя 5.Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов 6.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими детьми | Ярмарка |
2занятие | 1.«Ай, тари, тари» р.н.песня 2.«Где был, Иванушка» р.н.песня 3.«Чики-чикалочки» р.н. потешка | 1.«Перепляс» р.н.мелодия (танец с балалайками) 3.«Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия | Какова пряха, Такова на ней рубаха | 1.«Карусель» р.н.игра 2.«Барашенька-крутороженька» р.н.игра | ||
3занятие | 1.«Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками) 2.«Ходит Ваня» р.н.песня 3. «Где ты был, Иванушка» р.н.песня 4. «Чики-чикалочка» р.н.потешка | 1. «Перепляс» танец с балалайками 2. «Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками) | 1.Мы по улице гуляем – Красных девок развлекаем. 2.Тара-ра, тара-ра Идут девчата со двора | 1.«Золотые ворота» р.н.игра 2. «Барашенька-крутороженька» р.н.игра | ||
4занятие | 1.«Ярморочные частушки» 2. «Ай, тари, тари» р.н.песня 3.«Где ты, Иванушка» 4.«Чики-чикалочки» р.н.потешки 5.«Ходит Ваня» р.н.песня | 1. «Реченька» хоровод 2. «Перепляс» танец с ложками 3.«Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия 4. «Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками) | Ныне гуляшки, Завтра гуляшки, Находишься и без рубашки | 1.«Кольцо» р.н. игра 2. «Карусель» р.н. игра 3. «Золотые ворота» р.н.игра |
ДЕКАБРЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Уже ты зимушка-зима» р.н.песня 2.«Метелица» р.н.песня | 1.«Валенки»р.н.пляска 2.Хороводные движения: змейка, улитка | «Вот самокаты, Разукрашены-богаты, Разукрашены, раззолочены, Соболями оторочены» | 1.«Зима вьюжная» р.н.игра 2.«Звонкие колокольчики» р.н.игра | 1.Познакомить детей с календарным праздником «Екатерина-санница», с традициями этого праздника: в этот день устраивались гонки на санях. «Катеринин день пришел- На санках катанье привел» 2.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового фольклора 3.Обогатить речь детей типичными народными выражениями и оборотами 4.Продолжать осваивать песенно-ритмичную основу народных песен 5.Осваивать танцевальные движения: «ковырялочку», «моталочку» | «Зимние забавы» |
2занятие | 1.«Зимушка-зима» р.н.песня 2. «Метелица» р.н.песня 3. «Здравствуй, зимушка-зима» | 1.«Зиму ждали» хоровод 2. «Валенки» р.н.пляска 3.Танцевальные движения: «ковырялочка», «моталочка» | «Здравствуй, бабушка Арина, В гости мы к тебе пришли, Намела пурга сугробы, Дом насилу мы нашли» | 1.«Зимняя карусель» 2. «Звонкие колокольчики» р.н.игра | ||
3занятие | 1.«Зима вьюжная» 2.«Сею-вею снежок» р.н.песня 3.«Уж ты, зимушка-зима» р.н.песня | 1.«Танец с Бабой Снеговой», 2.«Зиму ждали» хоровод 3.«Валенки» р.н.пляска | «Мороз, мороз, Не кусай меня за нос» | 1.«Что вам нравится зимой?» игра 2.«Звонкие колокольчики» р.н.игра 3. «Зимняя карусель» | ||
4занятие | «Метелица» р.н.песня «Зимушка-зима» «Сею-вею снежок» р.н.песня «Здравствуй, зимушка-зима» | 1.«Танец с Бабой Снеговой», 2.«Зиму ждали» хоровод 3.«Валенки» р.н.пляска | 1.«Снег на все садится – Никого не боится» 2.«Батюшка Наум, Наведи меня на ум» | 1.«Зимняя карусель» 2.Игра в снежки 3. «Что вам нравится зимой?» игра 4.«Звонкие колокольчики» р.н.игра |
ЯНВАРЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Рождественская ель» неизвестный автор 2.«Авсень» колядка 3.«Было у матушки» песня-хоровод | «На улице, да на широкой» р.н.мелодия | «Мир земной преобразился- Христос в сердце поселился» | «Пирог» р.н.игра | 1.Познакомить детей с традиционным русским праздником Рождество 2.Сформировать понятия: «святые вечера», «колядки», «Рождество» 3.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д. 4.Учить детей петь песни-колядки 5.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и оформления зала к празднику 6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения | «Тихий свет Рождества» |
2занятие | 1.«Христос Спаситель» р.н.песня 2.«Было у матушки» песня-хоровод 3.«Как у нашей Дуни» р.н.песня | 1.«Хоровод Снежинок» П.И.Чайковский 2.«Каблучки» р.н.мелодия | «Как пошла коляда Вдоль по улице гулять Вдоль по улице гулять С Новым годом поздравлять!» | 1.«Не впустим» р.н.игра 2.«Жмурки»р.н.игра | ||
3занятие | 1.«Тетенька добренька» колядка 2.«Рождественская ель» неизвестный автор 3.«Авсень» колядка | 1.«Валенки» р.н.мелодия 2.«На улице, да на широкой» р.н.мелодия 3.«Было у матушки» хоровод | «Таусень! Таусень! Дай блин, дай кашку, Свиную ножку – Всем понемножку» | 1.«Я – коза Берта» р.н.игра 2.«Фока» р.н.игра | ||
4занятие | 1.«Как у нашей Дуни» р.н.песня 2.«Было у матушки» р.н.песня 3.«Христос спаситель» р.н.песня 4.«Блины» р.н.песня 5.«Авсень» колядка 6.«Тетенька добренька» колядка | 1.«Хоровод Снежинок» П.И.Чайковский 2.«Каблучки» р.н.мелодия 3..«На улице, да на широкой» р.н.мелодия | «Как у нашего соседа Дорогие ворота, Золотая борода, Золотой усок, По рублю волосок» | 1.«Кто больше соберет снежков» 2.«Фока» р.н.игра 3.«Жмурки» р.н.игра 4.«Я - коза Берта» р.н.игра |
ФЕВРАЛЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Как на масленой неделе» р.н.песня 2.«Блины» р.н.песня | 1.«Посиделки» р.н.мелодия 2.«Стенка на стенку» р.н.мелодия | «Домовушка, попляши, Твои бурки хорошо! Еще нос сучком, Голова пучком» | 1.«Мы погреемся немножко» р.н.игра 2.«Бой петушков» р.н. игра 3.«Перетягивание каната» | 1.Познакомить детей с обрядовым праздником проводов зимы «Масленица» 2.Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер 3.Учить правильному певческому дыханию 4.Побуждать детей использовать фольклорные жанры в повседневной жизни 5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках 6.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами 7.Развивать координацию рук и ног в танце 8.учить выполнять движение «стенка на стенку» | «Масленица – кривошейка» |
2занятие | 1.«Едет Масленица» р.н.песня 2.«Как на масленой неделе» р.н.мелодия 3.«Озорные частушки» р.н.мелодия | 1.«У колодца» р.н.мелодия 2.«Посиделки» р.н.мелодия | «Тин-тинка, Подай блинка, Оладушка – Прибавышка, Масляный кусок!» | 1.«Звонарь» р.н.игра 2.«Мы погреемся немножко» р.н.игра 3.«Тетёра» р.н игра | ||
3занятие | 1.«Как зима с весною» р.н.песня 2.«Озорные частушки» р.н.мелодия 3.«Едет Масленица» р.н.песня | 1.«Тамбовская кадриль»р.н.мелодия 2.«Стенка на стенку» р.н.мелодия | «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо…» | 1.«Тетёра» р.н игра 2.«Звонарь» р.н.игра | ||
4занятие | 1.«Едет Масленица» р.н.песня 2.«Озорные частушки» .3.«Как зима с весною» 4..«Как на масленой неделе» 5 .«Блины» р.н.песня | 1.«У колодца» р.н.мелодия 2.«Посиделки» р.н.мелодия 3..«Тамбовская кадриль»р.н.мелодия | «Семья в куче – Не страшна и туча» | 1.«Бой петушков» р.н. игра 2.«Звонарь» р.н.игра 3.«Тетёра» р.н игра 4.«Мы погреемся немножко» р.н.игра |
МАРТ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Весна-красна» ритуальная песня с жаворонками в руках 2.«Жаворонушки» закличка | «Весну ждали» танец с платками | Скороговорка: На траве тропа протоптана Приговорка: Солнышко, повернись! Красное, разожгись | 1.«Гори, гори ясно» р.н.игра 2.«Горелки» р.н.игра | 1.Познакомить детей с традициями русского народа: весенние земельные работы, земледельческй календарь 2.Познакомить детей с обрядами встречи весны 3.Дать понятие песням-закличкам, считалочкам 4.Учить петь естественным звуком, чмсто интонируя, в нужном темпе 5.учить двигаться в соответсвии характером музыки, Различать двухчастную форму произведения 6.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах (ложках, бубне, трещетках), согласовывать свою игру с другими 7.Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг | «Весну-красну закликаем» |
2занятие | 1.«Летели две птички» р.н.мелодия 2.«Весная-красна» 3.«Жаворонушки» закличка | 1.«Как зима с весною повстречалися» хоровод 2.«У колодца» р.н.мелодия | Закличка: Жаворонок, Жаворонок! На тебе зиму, А нам лето! На тебе сани, А нам телегу | 1.«Золотые ворота» р.н.игра 2.«Тетёра» р.н.игра 3.«Гори, гори ясно» р.н.игра | ||
3занятие | 1.«Кулик» закличка 2.«Весна-красна» р.н.песня 3.«Летели две птички» р.н.мелодия | 1.«На зеленом на лугу» хоровод 2.«Весну ждали» р.н.мелодия 3.Хоровод с жаворонками в руках | Закличка: Грачи-кирпичи, Летите, летите, Дружную весну Несите, несите! | 1.«Займи гнездо» р.н.игра 2.«Сплети венок» р.н.игра для девочек | ||
4заняте | 1.«Веснянка» р.н.песня 2.«Жаворонушки» закличка 3.«Куличик» закличка 4.«Весна-красна» р.н.песня 5.«Летели две птички» р.н.песня | 1.«На зеленом на лугу» хоровод 2.«Весну ждали» р.н.мелодия 3.«Как зима с весною повстречалися» хоровод 4.«У колодца» р.н.мелодия | Прибаутка: Гори, гори жарко, Приехал к нам Захарка Окличка дождя: Дождик, дождик, припусти, Чтобы хлебу подрасти… | 1.«Горелки» р.н.игра 2.«Золотые ворота» р.н.игра 3.«Гори, гори ясно» р.н.игра 4.«Тетёра» р.н.игра |
АПРЕЛЬ
Песни, частушки | Пляски, хороводы | Детская риторика | Игры | Задачи | Праздники | |
1занятие | 1.«Веснянка» р.н.песня 2.«Весну ждали» р.н.песня 3.«Ходила младешенька» р.н.песня | 1.«Весенний хоровод» р..н мелодия 2.«Весну ждали» р.н.мелодия | Закличка: «Гори, солнце, ярче- Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее» | 1.«Карусель» р.н.игра 2.«Горелки»р.н.игра | 1.Познакомить детей с праздником Пасхи. 2.Развивать у детей любовь к народному фольклору, развивать интерес к истории русского народа, его быту. 3.Учить различать характер песен и понимать их содержание. 4.Учить координировать произношение текста с движением в хороводах, играх, песнях – инсценировках. 5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации. | «Светлое пасхальное Воскресенье» |
2занятие | Слушание: 1.Колокольные звоны «Благовест» 2.«Христос воскрес» неизвестный автор 3.«У медведя во бору» р.н.песня | 1.«Кадриль» р.н.мелодия 2.«Весенний хоровод» р.н.мелодия 3.«Ах вы, сени, мои сени» р.н.мелодия | Приговорка: «Заря, зорька, зареница, Зорька-красная девица» | 1.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра 2.«Желобок» р.н. игра 3.«Озорные петушки» р.н игра | ||
3занятие | Слушание: 1.Колокольные звоны «Благовест» 2.«По дорожке в божий храм» авторская песня 3. «У медведя во бору» р.н.песня 4.«Веснянка» р.н. песня | 1.«Весенний хоровод» р.н.мелодия 2.«Летели две птички» р.н. мелодия 3.«Танец с ложками» р.н.мелодия | Приговорка: «Как у нашего соседа Весела была беседа…» | 1. «Крутись, вертись, пасхальное яичко» 2.«Желобок» р.н. игра 3.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра | ||
4занятие | 1.«Христос Воскрес» 2. «Колокол дремавший» 3.«По дорожке в божий храм» авторская песня 4.«Веснянка» р.н.песня 5.«У медведя во бору» р.н.песня | 1.«Кадриль» р.н.мелодия 2.«Танец с ложками» р.н.мелодия 3.«Весенний хоровод» р.н.мелодия 4.«Летели две птички» р.н. мелодия 5.«Весну ждали» р.н.мелодия | Потешка: «Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка – на кошке По кривой дорожке» | 1.«Озорные петушки» р.н игра 2. «Крутись, вертись, пасхальное яичко» 3.«Желобок» р.н. игра 4.«Карусель» р.н.игра 5.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра |
План сотрудничества с родителями
Группы | Тема | Срок проведения | Форма проведения |
Старший возраст | 1.«Лучше мамы в мире нет» | ноябрь | Праздник с участием мам |
2.«Тихий свет Рождества» | январь | «Посиделки с родителями» | |
3.«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка» | апрель | Выступление на родительском собрании | |
На протяжении всего года | 1.Индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, ответы на вопросы 2.Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях 3.Изготовление костюмов, атрибутов для праздников 4.Разучивание ролей, стихотворений с детьми 5.Приобретение игрушек и элементов оформления музыкального зала |
3 этап (аналитический) май
• Подведение итогов реализации проекта
• Обобщение результатов работы, формулировка выводов. (Выступление на педагогическом совете)
Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Данный проект является необходимым, т. к. дети проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Мы в своей музыкально-танцевально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить, танцевать.
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.
Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно педагогу. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал, танцуют.
Особый колорит в мир ребёнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что даёт ребёнку самоутвердиться, регулировать взаимоотношения и «творить» - вносить новые элементы, движения, правила.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.
Таким образом, музыкальная, танцевальная, познавательная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей, следовательно, я сохраняю накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваю личность каждого ребёнка, черты русского характера и ментальности. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Перспективы проекта:
- Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
- Формировать умения самостоятельно моделировать музыкальную и танцевальную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»
Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»
Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...
Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...
Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...
Проект по самообразованию на тему: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».
Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших...
Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа
quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей традициями русского народа...