Эмоциональный комфорт детей с ОНР в ДОУ
методическая разработка по теме

Иванцова Наталья Николаевна

Работа педагога - психолога в ДОУ компенсирующего вида по эмоциональному комфорту воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocionalnyy_komfort.docx275.26 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы.

   В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи  является актуальной, особенно в период пребывания в коррекционном дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

    Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.  

    Представляется необходимым проанализировать, насколько важность полноценного эмоционального развития ребенка является осознанной – на уровне дошкольной педагогики и методики дошкольного воспитания. В связи с чем, обратимся к документам и программам дошкольного образования.

    В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено и «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». Там же в психолого-педагогических условиях, оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному , социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».

    Тогда как в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» (2005) речь идет только о старшем дошкольном возрасте как объекте педагогических усилий предшкольной ступени образования; однако без полноценного проживания опыта, приобретения необходимых умений и навыков на более ранней ступени успешное продвижение может быть затруднено.

    В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

В гуманитарной психологии  большое внимание уделяется состоянию эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических).

  Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать.

    Период дошкольного детства тесно связан с посещением дошкольного образовательного учреждения, а для детей с ОНР-посещением коррекционного учреждения. Одним из критериев модели выпускника в Локальной программе развития МДОУ "Речецветик" является эмоциональный комфорт.

   Одной из главных задач в работе  педагога-психолога было определить уровень комфортности детей в ДОУ, выявить причины дискомфорта и разработать меры и рекомендации для создания оптимального уровня комфортности детей в группах и детском саду в целом

Схема эмоционального комфорта ребенка с ОНР

Психологическое здоровье ребенка

Эмоциональное благополучие в семье

Эмоциональный комфорт ребенка с ОНР

Предметно-развивающая среда

Занятия с психологом по развитию эмоций

Комфортное состояние ребенка в ДОУ

Посещение комнаты психологической нагрузки

Преемственность в работе всех специалистов ДОУ

Доброжелательное отношение педагогов

Диагностика эмоционального благополучия детей с ОНР

    Для определения эмоционального состояния детей с ОНР мной используются методика ЦАМ ( цветоассоциативный метод) и Люшер ( компьютерный вариант)

    Базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

   Из 350 детей, посещающих наш ДОУ  за 5 лет около 50%  базовое эмоциональное состояние оценивается как недостаточно удовлетворительное. Это обусловлено тяжестью диагноза, проблемами в семье, особенностями развития эмоциональной сферы детей с ОНР.


        

       - высокий уровень эмоционального благополучия

       - низкий уровень эмоционального благополучия ребенка

Диагностика эмоционального комфорта детей в ДОУ.

     Для изучения эмоционального комфорта детей с ОНР в ДОУ использовалась методика ЦАМ ( цветоассоциативная методика).Эта методика была выбрана неслучайно, т.к.детям дошкольного возраста с ОНР трудно выразить свою мысль и чувства вербально, эмоциональное развитие заторможено, а соотносить понятия с цветовыми карточками(в рамках теста М. Люшера) не составляет сложностей, ведь мир человеческих чувств расцвечен: ненависть у нас черная, любовь малиновая, нежность голубая, тоска, как известно, зеленая. И вообще, если ребенку  предложить своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом, то такое предложение, как правило, не вызовет ни изумления, ни особого сопротивления.

 Исследования проводились на протяжении 5 лет. Участниками исследования стали более 350 человек ( дети с ОНР от 4 до 7 лет)

Пропустив через цветовые ассоциации набор объектов на членах группы и подсчитав частоты связей данного объекта с каждым из цветов, мы получили эмоциональный образ объекта в коллективном сознании группы.

Понятия, которые предлагались детям для выбора цветовой ассоциации:

Обработка данных состоит из количественного подсчета числа объектов, попавших в каждую из цветовых категорий

Эмоциональные образы пунктов опросника, относящихся к одному и тому же фактору  суммировались. так были получены эмоциональные образы каждого фактора.

Сводная таблица определения эмоционального комфорта детей

МДОУ « Детский сад № 3» за последние 5 лет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Д.сад

2,7

4,0

1,9

4,8

5,1

Семья

4,2

5,2

4,5

2,5

2,7

Занятие

2,1

1,8

2,5

2,3

5,1

Муз.занятие

3,7

4,0

2,6

1,5

3,7

« Я»

4,9

4,0

4,5

2,5

3,6

Мой друг

4,1

2,5

3

2,4

3,5

Логопеды

3,9

4,7

4,5

3,6

2,5

ФИЗО

4,5

3,7

2,4

2,3

1,6

Опыты

2,0

2,6

2,8

1,6

1,6

Воспитатели

4,8

2,8

4,8

3,9

5,1

Помощ.воспит.

3,9

2,5

5,3

3,1

5,9

Компьютер

-

2,6

3,5

1,8

2,0

Психолог

5,0

5,6

6,1

4,8

5,8

Моя гр.

2,8

3,2

7

4,1

2,5

Завтрак

1,4

2,7

1,9

4,5

2,5

Обед

3,3

3,3

3,3

4,3

2,8

Школа

4,3

4,0

-

-

-

Тихий час

2,1

0,8

1,1

1,9

1,2

Прогулка

3,9

3,1

1,2

3,9

3,6

Дети группы

4,1

1,9

3,1

4,6

4,9

Показатель нормы эмоционального комфорта:

от 0 до 1-дискомфорт.,от 1 до 2- пограничная зона, от 2 до 5- комфорт, свыше 5-сверхкомфорт

Таким образом, общий показатель по детскому саду по основным понятиям находится в зоне эмоционального комфорта, что обусловлено достаточно высоким уровнем общения педагогов с детьми, учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в работе, созданной в детском саду развивающей средой.

Работа психолога по созданию условий для эмоционального комфорта

 детей с ОНР

Консультативная работа с педагогами ДОУ

Направления работы педагога-психолога по созданию эмоционального комфорта

Занятия с детьми по развитию эмоций

Занятия с детьми в комнате психологической разгрузки

Занятия с детьми по психогимнастике

Консультативная деятельность с семьями воспитанников

Консультативная деятельность с семьями воспитанников

Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка,  искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы детей и психического здоровья ребенка.

    Исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру.(А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.)  Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого [Л.И. Божович], в эмоциональном взаимодействии со взрослым [М.И. Лисина], потребность в получении положительных эмоций от взрослого [С.Ю. Мещерякова], потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым [Г.В. Скобло]. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

   Для того чтобы глубже проанализировать причины эмоционального неблагополучия детей с ОНР, посещающих ДОУ были использованы методики: тест - опросник детско-родительских отношений, АСВ (анализ семейного воспитания)-Эйдемиллер Э.Г.-компьютерный вариант

   Было обследовано 42 семьи, (62 родителя) посещающих наш детский сад.

   Были выявлены следующие психологические причины отклонений в семейном воспитании:

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Количество родителей

%

Гиперпротекция

44

79%

Гипопротекция

30

54%

Потворствование

25

45%

Игнорирование потребностей ребенка

38

68%

Чрезмерность требований обязанностей

21

38%

Недостаточность требований обязанностей ребенка

40

71%

Чрезмерность требований-запретов

26

46%

Чрезмерность санкций

29

52%

Минимальность санкций

40

71%

Неустойчивость стиля воспитания

14

25%

Воспитательная неуверенность родителя

50

89%

Фобия утраты ребенка

8

14%

Неразвитость родительских чувств

24

43%

Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств

25

45%

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

42

75%

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка)пола-предпочтение женских качеств

10

18%

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка)пола-предпочтение мужских качеств

16

29%

Нарушения процесса воспитания не выявлены

6

10%

Анализ результатов теста - опросника детско-родительских отношений позволил  сделать следующие выводы :

* 90% родителей. учавствующих в исследовании имеют отклонения в родительско-детских отношениях, что ведет за собой перегибы в воспитании детей

* 89% родителей испытывают неуверенность в воспитательном процессе своего ребенка

* 79% родителей проявляют гиперопеку в воспитании ребенка, что ведет за собой недостаточность требований обязанностей, минисальность санкций, чрезмерность требований-запретов, что ограничивает самостоятельность ребенка и ведет к инфантилизму

* 68% родителей игнорируют потребности ребенка, что ведет за собой эмоциональное неприятие, вседозволенность или наоборот, жесткий контроль, сопровождающийся агрессией и чрезмерностью санкций.

* 75% родителей выносят конфликты взаимоотношений между супругами в сферу воспитания ребенка, что не может не отражаться на его психическом здоровье.

 

   Со всеми родителями была проведена консультационная работа с целью осознания важности проблемы воспитания и создания эмоционального благополучия в семье. Положительная обратная связь была получена в 60% случаев обращений.

Консультативная и развивающая работа с педагогами

    В работе с педагогами нашего ДОУ по созданию условий эмоционального комфорта для детей в группах, за основу берется структура эмоционального благополучия:

  1. Эмоция удовольствия- как содержание преимущественного фона настроения
  2. Переживание успеха в достижении целей
  3. Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы физического дискомфорта
  4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними
  5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Педагоги нашего ДОУ строят общение с каждым ребенком, применяя индивидуальный подход, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Регулярно проводятся семинары с педагогами, целью которых является расширение границ знаний в данной области.

    Для поддержания положительного эмоционального тонуса педагогов, разрядки эмоций, профилактики эмоционального сгорания проводятся занятия из цикла «Школа педагогического мастерства» в комнате психологической разгрузки. Проводятся различные тренинги по обучению  педагогов эмоциональному самоконтролю и самоанализу крайне необходимых для осуществления воспитательного и образовательного процессов. Предлагается обучение интересным методикам управления своими эмоциями средствами музыкальной терапии, цветотерапии, сказкотерапии. визуализации и др. В арсенале педагогов  находятся различные диагностические методики, приемы и упражнения, как помочь ребенку определить и улучшить свое эмоциональное состояние, так же личные взаимоотношения взрослого и ребенка, доверие и сочувствие детским трудностям, позволяют своевременно вернуть утраченный эмоциональный комфорт.

     Индивидуальные консультации с педагогами свидетельствуют, о том, что проблемы возникающие в процессе работы решаются своевременно, не переростая в конфликты и не влияя на психическое здоровье взрослых и детей.

     Стиль общения педагогов с детьми преимущественно демократический, что позволяет воспитывать адекватную самооценку, положительное отношение к сверстникам, уверенное поведение, добиваться успехов в достижении поставленных целей.

Занятия психолога по развитию эмоций детей ОНР (старшая группа)

    В период дошкольного детства эмоциональное развитие ребенка является условием оптимизации его актуального и перспективного развития.   Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.

    В силу того, что регуляция эмоций становится более сложной и абстрактной, она все более управляется теми моделями поведения, которые демонстрируют взрослые, окружающие ребенка. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Для снижения подверженности ребенка воздействиям окружающей среды он должен усвоить образцы и приемы регуляции эмоций. При этом ребенок при регуляции отрицательной эмоции, будет чувствовать возрастающую уверенность в своих силах.

      Занятия психолога направлены на:

  1. эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
  2. сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
  3. организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности психолог  получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
  4. уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

Критериями эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми являются:

  1. исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
  2. преобладание положительных эмоций;
  3. способность сдерживать нежелательные эмоции или применять приемлемые способы их проявления ( не причиняя вред другим)
  4. изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок)

Занятия по психогимнастике с детьми ОНР (средняя группа )

    Психогимнастика представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, повышенной тревожностью и страхами, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д.

   При проведении психогимнастических занятий психологом решаются следующие методические задачи: фиксирование внимания ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях; контроль ощущений.

   Необходимо отметить, что проигрывание этих комплексов упражнений  со всеми детьми нашего ДОУ в качестве психофизической разрядки и профилактики происходит в свободное от учебной нагрузки время, а также  в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Сенсорная комната ДОУ для эмоционального комфорта детей

     Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы. Механизм обогащения эмоциональной сферы через получение сенсорного опыта заключается в том, что регулируемый психологом поток сенсорной информации от предметов-стимулов постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка. А уже ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают гамму эмоциональных реакций, становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.

   Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки (заводные, звучащие, сделанные из разного материала), красочные эмоционально окрашенные предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр со сверстниками, детские книги, музыкальное сопровождение и т.п.

В кабинете психолога используется следующее сенсорное оборудование:

ПАННО «ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»

Цель: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, развитие произвольного внимания, стимулируют зрительный гнозис, представления и восприятие.

   Используется для релаксации, в ходе общеразвивающих занятий по формированию представлений о космосе, тематических занятий по сказкотерапии

КРЕСЛО С ГРАНУЛАМИ.

Цель: мышечное расслабление, развитие пространственной ориентировки, создание положительного эмоционального фона, снижение беспокойства и агрессивности у детей.

   Служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму его тела. Сидя на кресле можно расслабиться, также применяется для разрядки негативных эмоций ( Упражнение « Выбей подушку»)

СУХОЙ ДУШ.

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, способствуют восприятию пространства и себя в нем , формирование уверенности в себе, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.

ПУЗЫРЬКОВАЯ КОЛОННА.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Развитие произвольного внимания, способствует релаксации.

ПАННО « ЖИВАЯ ВОДА»

Цель: Стимуляция слухового и зрительного анализатора, развитие концентрации внимания, способствует аудио и визуальных представлений, успокаивает и оказывает на детей релаксирующее воздействие.

СВЕТИЛЬНИК « ПЛАМЯ»

Цель: стимуляция зрительного и тактильного анализаторов, способствует концентрации внимания и релаксации.

СУХОЙ БАССЕЙН

Цель:  коррекция нарушений сенсомоторного развития;

  - развитие способности к точному управлению движениями в пространстве ( чувство пространства)

  - развитие способности сохранять равновесие, развитие координации движения;

  - снижение повышенного психического возбуждения ( релаксация)

  - разрядка негативных эмоций;

  - тренировка различных систем организма ( мышечная система, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания)

  - самомассаж тела

  - формирование основных качественных характеристик движений: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости

Оборудование широко используется на занятиях психолога с детьми. Более приемлема форма подгрупповых занятий. Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей, где большое значение имеет обучение детей приемам релаксации.  Приобретенное оборудование способствует более глубокой релаксации, снятию повышенной возбудимости и гиперактивности детей ОНР.          

Результаты сенсорного развития детей ОНР в средней группе ДОУ.


 

Эмоционально-развивающвая среда в группах для создания эмоционального комфорта

   Эмоционально развивающая среда – совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.

   Можно выделить группу условий, определяющих эффективность формирования эмоционально развивающей среды ДОУ. Вся совокупность педагогических условий может быть условно разделена на общие и специфические. К общим отнесены кадровые, программно-методические, материально-технические и санитарно-гигиенические условия пребывания ребенка в ДОУ. Специфические условия определяют компонентную структуру эмоционально развивающей среды.

   Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г.А. Ковалева, Ю.С. Мануйлова, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами была разработана следующая компонентная структура эмоционально развивающей среды нашего ДОУ:

  1.  отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т.е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;
  2.  режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т.е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
  3. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т.е. эмоционально-настраивающий компонент среды;
  4. организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т.е. эмоционально-активизирующий компонент среды ;
  5. и, наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, посещение сенсорной комнаты,  или эмоционально-тренирующий компонент среды.

   Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

 В каждой группе ДОУ существуют- уголок «собственного Я», где ребенок может держать собственные вещи, игрушки; «уголок уединения», где ребенок может изолироваться от окружающих и побыть наедине с собой; «уголок настроения», где схематично отражается его эмоциональное состояние.

 Отношение детей  к ДОУ

( по результатам диагностики ЦАМ за 5 лет)

 Общение педагогов с детьми как условие для эмоционального комфорта

    Потребность ребенка в наличии чувства безопасности и уверенности  обеспечивается проявлением заботы педагогов и демонстрацией ему своего положительно-эмоционального отношения . В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых способствует успешному коррекционному процессу.

В общении и взаимодействии с детьми педагоги ДОУ следуют правилу трех «П»:  

 * Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

 * Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

 * Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

     Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.

    С педагогами регулярно проводится развивающая работа в рамках «Школы педагогического мастерства» по темам:

  1. Повышение эффективности общения
  2. Развитие толерантности
  3. Профилактика неврозов
  4. Профилактика эмоционального сгорания
  5. Профилактика конфликтных ситуаций.

Отношение детей к участникам образовательного процесса

(по результатам методики ЦАМ за 5 лет)

От 2 до 5 – зона эмоционального комфорта

Воспитатели ДОУ «Детский сад № 3»

Учителя-логопеды ДОУ «Детский сад № 3»

Педагог-психолог ДОУ

Помощники воспитателей ДОУ

Диагностика базового эмоционального состояния детей

( на выходе)

Выводы:

Комплексная работа психолога в данном направлении позволяет сделать вывод, что в ДОУ созданы все условия для эмоционального комфорта детей ОНР, это способствует успешной коррекционной работе и психологической готовности детей к школе. Детский сад имеет высокий рейтинг среди родителей в городе. Дети с большим удовольствием посещают детский сад. Педагоги постоянно повышают  свой профессиональный уровень. Деятельность психолога способствует формированию запроса на востребовательность психологической службы ДОУ

Обобщение педагогического опыта

Тема: РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОНР ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА

В УСЛОВИЯХ ДОУ.

                                                       

                                                          Педагога-психолога

                                                          МДОУ «Детский сад № 3»

                                                          Иванцовой

                                                          Натальи Николаевны

г.Дзержинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...