Эмоциональный комфорт детей с ОНР в ДОУ
методическая разработка по теме
Работа педагога - психолога в ДОУ компенсирующего вида по эмоциональному комфорту воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalnyy_komfort.docx | 275.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы.
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в коррекционном дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.
Представляется необходимым проанализировать, насколько важность полноценного эмоционального развития ребенка является осознанной – на уровне дошкольной педагогики и методики дошкольного воспитания. В связи с чем, обратимся к документам и программам дошкольного образования.
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено и «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». Там же в психолого-педагогических условиях, оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному , социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».
Тогда как в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» (2005) речь идет только о старшем дошкольном возрасте как объекте педагогических усилий предшкольной ступени образования; однако без полноценного проживания опыта, приобретения необходимых умений и навыков на более ранней ступени успешное продвижение может быть затруднено.
В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
В гуманитарной психологии большое внимание уделяется состоянию эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических).
Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать.
Период дошкольного детства тесно связан с посещением дошкольного образовательного учреждения, а для детей с ОНР-посещением коррекционного учреждения. Одним из критериев модели выпускника в Локальной программе развития МДОУ "Речецветик" является эмоциональный комфорт.
Одной из главных задач в работе педагога-психолога было определить уровень комфортности детей в ДОУ, выявить причины дискомфорта и разработать меры и рекомендации для создания оптимального уровня комфортности детей в группах и детском саду в целом
Схема эмоционального комфорта ребенка с ОНР
Психологическое здоровье ребенка
Эмоциональное благополучие в семье
Эмоциональный комфорт ребенка с ОНР
Предметно-развивающая среда
Занятия с психологом по развитию эмоций
Комфортное состояние ребенка в ДОУ
Посещение комнаты психологической нагрузки
Преемственность в работе всех специалистов ДОУ
Доброжелательное отношение педагогов
Диагностика эмоционального благополучия детей с ОНР
Для определения эмоционального состояния детей с ОНР мной используются методика ЦАМ ( цветоассоциативный метод) и Люшер ( компьютерный вариант)
Базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.
Из 350 детей, посещающих наш ДОУ за 5 лет около 50% базовое эмоциональное состояние оценивается как недостаточно удовлетворительное. Это обусловлено тяжестью диагноза, проблемами в семье, особенностями развития эмоциональной сферы детей с ОНР.
- высокий уровень эмоционального благополучия
- низкий уровень эмоционального благополучия ребенка
Диагностика эмоционального комфорта детей в ДОУ.
Для изучения эмоционального комфорта детей с ОНР в ДОУ использовалась методика ЦАМ ( цветоассоциативная методика).Эта методика была выбрана неслучайно, т.к.детям дошкольного возраста с ОНР трудно выразить свою мысль и чувства вербально, эмоциональное развитие заторможено, а соотносить понятия с цветовыми карточками(в рамках теста М. Люшера) не составляет сложностей, ведь мир человеческих чувств расцвечен: ненависть у нас черная, любовь малиновая, нежность голубая, тоска, как известно, зеленая. И вообще, если ребенку предложить своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом, то такое предложение, как правило, не вызовет ни изумления, ни особого сопротивления.
Исследования проводились на протяжении 5 лет. Участниками исследования стали более 350 человек ( дети с ОНР от 4 до 7 лет)
Пропустив через цветовые ассоциации набор объектов на членах группы и подсчитав частоты связей данного объекта с каждым из цветов, мы получили эмоциональный образ объекта в коллективном сознании группы.
Понятия, которые предлагались детям для выбора цветовой ассоциации:
Обработка данных состоит из количественного подсчета числа объектов, попавших в каждую из цветовых категорий
Эмоциональные образы пунктов опросника, относящихся к одному и тому же фактору суммировались. так были получены эмоциональные образы каждого фактора.
Сводная таблица определения эмоционального комфорта детей
МДОУ « Детский сад № 3» за последние 5 лет
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Д.сад | 2,7 | 4,0 | 1,9 | 4,8 | 5,1 |
Семья | 4,2 | 5,2 | 4,5 | 2,5 | 2,7 |
Занятие | 2,1 | 1,8 | 2,5 | 2,3 | 5,1 |
Муз.занятие | 3,7 | 4,0 | 2,6 | 1,5 | 3,7 |
« Я» | 4,9 | 4,0 | 4,5 | 2,5 | 3,6 |
Мой друг | 4,1 | 2,5 | 3 | 2,4 | 3,5 |
Логопеды | 3,9 | 4,7 | 4,5 | 3,6 | 2,5 |
ФИЗО | 4,5 | 3,7 | 2,4 | 2,3 | 1,6 |
Опыты | 2,0 | 2,6 | 2,8 | 1,6 | 1,6 |
Воспитатели | 4,8 | 2,8 | 4,8 | 3,9 | 5,1 |
Помощ.воспит. | 3,9 | 2,5 | 5,3 | 3,1 | 5,9 |
Компьютер | - | 2,6 | 3,5 | 1,8 | 2,0 |
Психолог | 5,0 | 5,6 | 6,1 | 4,8 | 5,8 |
Моя гр. | 2,8 | 3,2 | 7 | 4,1 | 2,5 |
Завтрак | 1,4 | 2,7 | 1,9 | 4,5 | 2,5 |
Обед | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 4,3 | 2,8 |
Школа | 4,3 | 4,0 | - | - | - |
Тихий час | 2,1 | 0,8 | 1,1 | 1,9 | 1,2 |
Прогулка | 3,9 | 3,1 | 1,2 | 3,9 | 3,6 |
Дети группы | 4,1 | 1,9 | 3,1 | 4,6 | 4,9 |
Показатель нормы эмоционального комфорта:
от 0 до 1-дискомфорт.,от 1 до 2- пограничная зона, от 2 до 5- комфорт, свыше 5-сверхкомфорт
Таким образом, общий показатель по детскому саду по основным понятиям находится в зоне эмоционального комфорта, что обусловлено достаточно высоким уровнем общения педагогов с детьми, учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в работе, созданной в детском саду развивающей средой.
Работа психолога по созданию условий для эмоционального комфорта
детей с ОНР
Консультативная работа с педагогами ДОУ
Направления работы педагога-психолога по созданию эмоционального комфорта
Занятия с детьми по развитию эмоций
Занятия с детьми в комнате психологической разгрузки
Занятия с детьми по психогимнастике
Консультативная деятельность с семьями воспитанников
Консультативная деятельность с семьями воспитанников
Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы детей и психического здоровья ребенка.
Исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру.(А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.) Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого [Л.И. Божович], в эмоциональном взаимодействии со взрослым [М.И. Лисина], потребность в получении положительных эмоций от взрослого [С.Ю. Мещерякова], потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым [Г.В. Скобло]. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.
Для того чтобы глубже проанализировать причины эмоционального неблагополучия детей с ОНР, посещающих ДОУ были использованы методики: тест - опросник детско-родительских отношений, АСВ (анализ семейного воспитания)-Эйдемиллер Э.Г.-компьютерный вариант
Было обследовано 42 семьи, (62 родителя) посещающих наш детский сад.
Были выявлены следующие психологические причины отклонений в семейном воспитании:
Психологические причины отклонений в семейном воспитании | Количество родителей | % |
Гиперпротекция | 44 | 79% |
Гипопротекция | 30 | 54% |
Потворствование | 25 | 45% |
Игнорирование потребностей ребенка | 38 | 68% |
Чрезмерность требований обязанностей | 21 | 38% |
Недостаточность требований обязанностей ребенка | 40 | 71% |
Чрезмерность требований-запретов | 26 | 46% |
Чрезмерность санкций | 29 | 52% |
Минимальность санкций | 40 | 71% |
Неустойчивость стиля воспитания | 14 | 25% |
Воспитательная неуверенность родителя | 50 | 89% |
Фобия утраты ребенка | 8 | 14% |
Неразвитость родительских чувств | 24 | 43% |
Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств | 25 | 45% |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания | 42 | 75% |
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка)пола-предпочтение женских качеств | 10 | 18% |
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка)пола-предпочтение мужских качеств | 16 | 29% |
Нарушения процесса воспитания не выявлены | 6 | 10% |
Анализ результатов теста - опросника детско-родительских отношений позволил сделать следующие выводы :
* 90% родителей. учавствующих в исследовании имеют отклонения в родительско-детских отношениях, что ведет за собой перегибы в воспитании детей
* 89% родителей испытывают неуверенность в воспитательном процессе своего ребенка
* 79% родителей проявляют гиперопеку в воспитании ребенка, что ведет за собой недостаточность требований обязанностей, минисальность санкций, чрезмерность требований-запретов, что ограничивает самостоятельность ребенка и ведет к инфантилизму
* 68% родителей игнорируют потребности ребенка, что ведет за собой эмоциональное неприятие, вседозволенность или наоборот, жесткий контроль, сопровождающийся агрессией и чрезмерностью санкций.
* 75% родителей выносят конфликты взаимоотношений между супругами в сферу воспитания ребенка, что не может не отражаться на его психическом здоровье.
Со всеми родителями была проведена консультационная работа с целью осознания важности проблемы воспитания и создания эмоционального благополучия в семье. Положительная обратная связь была получена в 60% случаев обращений.
Консультативная и развивающая работа с педагогами
В работе с педагогами нашего ДОУ по созданию условий эмоционального комфорта для детей в группах, за основу берется структура эмоционального благополучия:
- Эмоция удовольствия- как содержание преимущественного фона настроения
- Переживание успеха в достижении целей
- Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы физического дискомфорта
- Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними
- Переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Педагоги нашего ДОУ строят общение с каждым ребенком, применяя индивидуальный подход, учитывая его индивидуальные особенности развития.
Регулярно проводятся семинары с педагогами, целью которых является расширение границ знаний в данной области.
Для поддержания положительного эмоционального тонуса педагогов, разрядки эмоций, профилактики эмоционального сгорания проводятся занятия из цикла «Школа педагогического мастерства» в комнате психологической разгрузки. Проводятся различные тренинги по обучению педагогов эмоциональному самоконтролю и самоанализу крайне необходимых для осуществления воспитательного и образовательного процессов. Предлагается обучение интересным методикам управления своими эмоциями средствами музыкальной терапии, цветотерапии, сказкотерапии. визуализации и др. В арсенале педагогов находятся различные диагностические методики, приемы и упражнения, как помочь ребенку определить и улучшить свое эмоциональное состояние, так же личные взаимоотношения взрослого и ребенка, доверие и сочувствие детским трудностям, позволяют своевременно вернуть утраченный эмоциональный комфорт.
Индивидуальные консультации с педагогами свидетельствуют, о том, что проблемы возникающие в процессе работы решаются своевременно, не переростая в конфликты и не влияя на психическое здоровье взрослых и детей.
Стиль общения педагогов с детьми преимущественно демократический, что позволяет воспитывать адекватную самооценку, положительное отношение к сверстникам, уверенное поведение, добиваться успехов в достижении поставленных целей.
Занятия психолога по развитию эмоций детей ОНР (старшая группа)
В период дошкольного детства эмоциональное развитие ребенка является условием оптимизации его актуального и перспективного развития. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.
В силу того, что регуляция эмоций становится более сложной и абстрактной, она все более управляется теми моделями поведения, которые демонстрируют взрослые, окружающие ребенка. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Для снижения подверженности ребенка воздействиям окружающей среды он должен усвоить образцы и приемы регуляции эмоций. При этом ребенок при регуляции отрицательной эмоции, будет чувствовать возрастающую уверенность в своих силах.
Занятия психолога направлены на:
- эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
- сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
- организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности психолог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
- уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.
Критериями эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми являются:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применять приемлемые способы их проявления ( не причиняя вред другим)
- изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок)
Занятия по психогимнастике с детьми ОНР (средняя группа )
Психогимнастика представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, повышенной тревожностью и страхами, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д.
При проведении психогимнастических занятий психологом решаются следующие методические задачи: фиксирование внимания ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях; контроль ощущений.
Необходимо отметить, что проигрывание этих комплексов упражнений со всеми детьми нашего ДОУ в качестве психофизической разрядки и профилактики происходит в свободное от учебной нагрузки время, а также в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Сенсорная комната ДОУ для эмоционального комфорта детей
Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы. Механизм обогащения эмоциональной сферы через получение сенсорного опыта заключается в том, что регулируемый психологом поток сенсорной информации от предметов-стимулов постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка. А уже ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают гамму эмоциональных реакций, становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.
Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки (заводные, звучащие, сделанные из разного материала), красочные эмоционально окрашенные предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр со сверстниками, детские книги, музыкальное сопровождение и т.п.
В кабинете психолога используется следующее сенсорное оборудование:
ПАННО «ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»
Цель: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, развитие произвольного внимания, стимулируют зрительный гнозис, представления и восприятие.
Используется для релаксации, в ходе общеразвивающих занятий по формированию представлений о космосе, тематических занятий по сказкотерапии
КРЕСЛО С ГРАНУЛАМИ.
Цель: мышечное расслабление, развитие пространственной ориентировки, создание положительного эмоционального фона, снижение беспокойства и агрессивности у детей.
Служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму его тела. Сидя на кресле можно расслабиться, также применяется для разрядки негативных эмоций ( Упражнение « Выбей подушку»)
СУХОЙ ДУШ.
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, способствуют восприятию пространства и себя в нем , формирование уверенности в себе, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.
ПУЗЫРЬКОВАЯ КОЛОННА.
Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Развитие произвольного внимания, способствует релаксации.
ПАННО « ЖИВАЯ ВОДА»
Цель: Стимуляция слухового и зрительного анализатора, развитие концентрации внимания, способствует аудио и визуальных представлений, успокаивает и оказывает на детей релаксирующее воздействие.
СВЕТИЛЬНИК « ПЛАМЯ»
Цель: стимуляция зрительного и тактильного анализаторов, способствует концентрации внимания и релаксации.
СУХОЙ БАССЕЙН
Цель: коррекция нарушений сенсомоторного развития;
- развитие способности к точному управлению движениями в пространстве ( чувство пространства)
- развитие способности сохранять равновесие, развитие координации движения;
- снижение повышенного психического возбуждения ( релаксация)
- разрядка негативных эмоций;
- тренировка различных систем организма ( мышечная система, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания)
- самомассаж тела
- формирование основных качественных характеристик движений: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости
Оборудование широко используется на занятиях психолога с детьми. Более приемлема форма подгрупповых занятий. Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей, где большое значение имеет обучение детей приемам релаксации. Приобретенное оборудование способствует более глубокой релаксации, снятию повышенной возбудимости и гиперактивности детей ОНР.
Результаты сенсорного развития детей ОНР в средней группе ДОУ.
Эмоционально-развивающвая среда в группах для создания эмоционального комфорта
Эмоционально развивающая среда – совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.
Можно выделить группу условий, определяющих эффективность формирования эмоционально развивающей среды ДОУ. Вся совокупность педагогических условий может быть условно разделена на общие и специфические. К общим отнесены кадровые, программно-методические, материально-технические и санитарно-гигиенические условия пребывания ребенка в ДОУ. Специфические условия определяют компонентную структуру эмоционально развивающей среды.
Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г.А. Ковалева, Ю.С. Мануйлова, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами была разработана следующая компонентная структура эмоционально развивающей среды нашего ДОУ:
- отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т.е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;
- режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т.е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
- внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т.е. эмоционально-настраивающий компонент среды;
- организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т.е. эмоционально-активизирующий компонент среды ;
- и, наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, посещение сенсорной комнаты, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.
В каждой группе ДОУ существуют- уголок «собственного Я», где ребенок может держать собственные вещи, игрушки; «уголок уединения», где ребенок может изолироваться от окружающих и побыть наедине с собой; «уголок настроения», где схематично отражается его эмоциональное состояние.
Отношение детей к ДОУ
( по результатам диагностики ЦАМ за 5 лет)
Общение педагогов с детьми как условие для эмоционального комфорта
Потребность ребенка в наличии чувства безопасности и уверенности обеспечивается проявлением заботы педагогов и демонстрацией ему своего положительно-эмоционального отношения . В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых способствует успешному коррекционному процессу.
В общении и взаимодействии с детьми педагоги ДОУ следуют правилу трех «П»:
* Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
* Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
* Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
С педагогами регулярно проводится развивающая работа в рамках «Школы педагогического мастерства» по темам:
- Повышение эффективности общения
- Развитие толерантности
- Профилактика неврозов
- Профилактика эмоционального сгорания
- Профилактика конфликтных ситуаций.
Отношение детей к участникам образовательного процесса
(по результатам методики ЦАМ за 5 лет)
От 2 до 5 – зона эмоционального комфорта
Воспитатели ДОУ «Детский сад № 3»
Учителя-логопеды ДОУ «Детский сад № 3»
Педагог-психолог ДОУ
Помощники воспитателей ДОУ
Диагностика базового эмоционального состояния детей
( на выходе)
Выводы:
Комплексная работа психолога в данном направлении позволяет сделать вывод, что в ДОУ созданы все условия для эмоционального комфорта детей ОНР, это способствует успешной коррекционной работе и психологической готовности детей к школе. Детский сад имеет высокий рейтинг среди родителей в городе. Дети с большим удовольствием посещают детский сад. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень. Деятельность психолога способствует формированию запроса на востребовательность психологической службы ДОУ
Обобщение педагогического опыта
Тема: РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОНР ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА
В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Педагога-психолога
МДОУ «Детский сад № 3»
Иванцовой
Натальи Николаевны
г.Дзержинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"
В статье обобщен опыт работы с педагогами....
Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....
проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».
Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...