театральная деятельность-значимость для детей.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Вводная часть.
Самый светлый и беззаботный период жизни человека – это детство. Оно неразрывно связано со сказкой, которая в лёгкой форме учит детей самым простым и важным человеческим качествам – честности, справедливости, порядочности, доброте. Ребёнок лишённый эмоционального воздействия сказки остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Вот почему хочется пригласить всех детей в сказку, а она, как известно, не может существовать без чуда. И поэтому все смелые герои сказок, пройдя через все испытания, достигают желанной цели.
Для детей дошкольного возраста характерны острота восприятия, стремление к самовыражения, эмоциональность и впечатлительность. Многое зависит от способностей детей, но красивые костюмы, соответствующие декорации и атрибуты помогают ребёнку почувствовать себя героем сказки, лёгкий стихотворный текст позволяет маленьким участникам передать фабулу сказки. Чтобы сказка была захватывающей, нужно проводить её быстро, динамично и весело. Словом, надо создать настоящую сказочную атмосферу, чтобы у детей остались незабываемые впечатления, недаром говорят, что впечатления, полученные в детстве, самые яркие, и они остаются в памяти на всю жизнь.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок обретает первоначальные знания о жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Театральная деятельность духовно обогащает ребёнка, расширяет его познания об окружающем мире, помогают познакомиться с культурными традициями и побуждают к творчеству.
Наша задача – организовать жизнь ребёнка как постоянное обучение, и сказка – это как рез то, что нам необходимо, в ней всё идёт как бы само собой. Ведь с другой стороны мы в неё как бы играем.
Главную роль в развитии ребёнка играет выразительность речи, она развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, развитие речи и т.д.), а также запланирована специально в занятии по ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Организация театрализованной деятельности дошкольников не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё собственное место, стать полноценным членом общества. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые способности.
Обучение через сказку проходит постепенно. Условно можно выделить три этапа.
На первом этапе - создаётся мотивация к сказке, происходит объяснение её содержания, это содержание осваивается детьми.
На втором этапе - идёт формирование двигательных и речевых навыков.
На третьем этапе – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждому показу сказки предшествует предварительная работа. Цель этой подготовки, состоит в том, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и без страха перед публикой во время показа сказки.
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников, через театральную деятельность.
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!
В. Сухомлинский.
Театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А наша самая главная задача – воспитать неравнодушных детей, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне, повышает умственную активность ребёнка, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии коммуникативных способностей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненна велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного развития коммуникативных способностей через театрализованную деятельность рекомендуется:
Во 2 младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
В средней группе обучать элементам художественно–образных средств (интонации, мимике, пантомимике).
В старшей группе совершенствовать художественно–образные исполнительные умения.
В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности
Чтобы привить детям любовь к сказке необходимо использовать яркие, выразительные произведения. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять представления детей о разных народах и временах.
Не следует забывать, что основной закон развития коммуникативных способностей заключается в том, что их ценность следует видеть не в результате, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в показе сказок, развивают воображение, фантазию и логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.
Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....
Музыкальные театрально-постановочные игры для детей ДОУ
Игры предназначены для постановок театрализованных сказок, инсценировок....
Театральная деятельность в воспитании детей старшего возраста.
Сегодня, когда по -иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает - а это , в первую очередь, педагоги ГДОУ,...
Потенциал театральной деятельности в развитии детей раннего и младшего возраста
"Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир." ...
Сценарий театрального представления с участием детей "Про Красную Шапочку" по мотивам сказки Ш.Перро
Данная сказка предназначена для театрализации в средней группы. Действующие лица мама, бабушка и рассказчик тоже - дети....
Театральный кружок «Щелкунчик» для детей старшей группы
Цель кружка: формировать творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....
Журнал для родителей "Театральная копилка" развитие речи детей третьего года средствами театрально - игровой деятельности.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Журнал «Театральная копилка» становится постоянным проводником в сотрудничестве педагога...