Музыкальные театрально-постановочные игры для детей ДОУ
методическая разработка на тему
Игры предназначены для постановок театрализованных сказок, инсценировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralno-postanovochnye_igry.doc | 269 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждении
г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 128»
Составила и подготовила:
музыкальный руководитель
II квалификационной категории
А.А. Рыбакова
Содержание
№ п/п | Наименование материала |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Введение. Театрально- постановочные музыкальные игровые представления как форма культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников. Цель и задачи организации театрально –постановочных представлений. Театрализованные игры для детей младшего возраста Театрализованные игры для детей старшего возраста Картотека специальных театрализованных игр. Список литературы |
Цель и задачи
организации театрально-постановочных
игровых музыкальных представлений
Цель:
- активизировать интерес к театральному искусству;
- обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности.
Задачи:
- Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре
- Содействовать пониманию и сопоставлению характера музыки с образом персонажа
- Побуждать родителей детей к активному участию в театральном действии
- Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки
- Развивать имитационные способности, фантазию
- Поощрять творческую инициативу, умение импровизировать
- Способствовать умению с помощью интонационной выразительности передавать различные эмоции
- Способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в театрализованной игре
- Формировать умение сочетать напевную речь с пластическими движениями
ТЕАТРАЛЬНО-ПОСТАНОВОЧНЫЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Изучение практики детских дошкольных учреждений показало, что самым любимым видом развлечения детей является театрализованное представление.
Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное, и вымышленное. Куклы, игрушки и другие образные персонажи представлений очень выразительны, и благодаря этому в театре можно показать много забавного, интересного, поучительного. Дети верят персонажам, воспринимают их как живых. Ребенок вступает в радостное общение с любимыми героями, бурно и радостно реагирует на все события, происходящие в театре.
Кукольный театр позволяет решать целый комплекс воспитательных задач:
- сплочение детского коллектива, повышение общего уровня развития детей,
- расширение их кругозора в области искусства и навыков культурного поведения,
- воспитание высоких моральных качеств и положительных черт характера.
Организация кукольного театра в группе способствует повышению общей активности детей, позволяет решать задачи нравственно-эстетическо воспитания. Дошкольники любят подражать тем героям, которые им больше всего нравятся. Поэтому для кукольных постановок лучше всего выбирать пьесы целенаправленного, воспитательного значения с примерами дружбы, храбрости, правдивости, трудолюбия, находчивости.
Работа над спектаклем состоит из двух частей.
Во-первых, подготовка его материальной части, т.е. кукол, ширмы и декораций. Во-вторых, разучивание пьесы исполнителями и репетиции. При организации кукольного театра следует учитывать возможности каждого возраста. Так, например, актерами могут быть только старшие дети, а младшие принимают участие в изготовлении декораций и мелкого реквизита.
Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке, следует постепенно привлечь к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям-исполнителям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. От разбора жизненных ситуаций музыкальный руководитель переходит к обучению работе с куклами. В кукольном спектакле могут принимать участие как дети, так и взрослые (сотрудники детского сада, родители и др.).
Работая над пьесой, музыкальному руководителю следует помнить следующие правила:
- при распределении ролей обращается внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
- один и тот же взрослый исполнитель может сыграть две или даже три роли, но только не надо давать тех персонажей, которые по ходу действия встречаются друг с другом в одной картине, так как станет заметно, что он разговаривает сам с собой;
- если спектакль готовится силами детей, то ребенок может исполнять только одну роль;
- первые две-три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
- приступая к репетициям с куклой, воспитателю следует следить за тем, чтобы она все время держалась на уровне воображаемого пола, по которому как будто ходит;
- репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы;
- при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене.
Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, воспитатель объясняет им, что когда кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса; если персонаж сказки молчит и слушает своего партнера, то он не должен двигаться.
Фланелеграф и теневой театр требуют уже специального оборудования. Для фланелеграфа нужен лист фанеры, обтянутый однотонной неяркой цветной фланелью. Создавать картины для него несложно. Иллюстрации из книг наклеиваются на другой кусок фланели и затем вырезаются. Это необходимо для того, чтобы они за счет ворсинок держались на фланелеграфе. Во время рассказа педагога или ребенка вырезанные фигуры, накладываются на фланелеграф в соответствии с ходом повествования. Организация и проведение этого вида развлечения могут быть поручены детям старшего возраста.
Семилетние и шестилетние дети знают довольно много сказок, историй, стихов, которые могут рассказывать малышам и иллюстрировать свое повествование картинками. Это повышает интерес не только у слушателей, но и у рассказчиков.
Ценность фланелеграфа заключается в том, что его можно использовать при организации развлечения, которое направлено на предварительную работу по подготовке к занятиям по изобразительной деятельности или развитию речи. Так, ребенок старшей группы показывает и рассказывает детям сказку, а затем все создают рисунки на ее сюжет. Это поможет ребятам вспомнить ее главных героев, их поступки и действия, увидеть, как нужно располагать рисунок на листе бумаги, правильно передать композицию выбранной сценки. Этот вид развлечения просто организовать и в домашних условиях. При этом естественна совместная деятельность детей и родителей, которая будет их сближать и помогать взрослым организовывать культурный досуг ребенка.
Для дошкольников наиболее увлекательным видом теневого театра является театр теней при помощи рук. Для его организации нужны стол, настольная лампа и экран — большой лист бумаги или маленькая простынка. Если стена побелена, то экраном может служить стена. Около нее, на расстоянии полутора-двух метров, следует поставить стол и на нем установить лампу. Два низких стульчика или скамеечки нужно поставить возле стола. На них будут сидеть исполнители, в роли которых могут быть дети школьного возраста или воспитатель. Они должны сидеть друг против друга между лампой и экраном.
Зрители должны сидеть с противоположной стороны экрана на некотором расстоянии от стола. При показе театра теней надо учитывать, что чем ближе к лампе будут находиться руки, тем больше будет тень, а значит и силуэт. Но чем меньше силуэт, тем он четче. Поэтому целесообразно установить лампу так, чтобы теневые фигурки были четкими, а главное, чтобы были хорошо видны зрителям.
Другими не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Организовывать эти виды очень просто, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек используются в качестве сцены несколько сдвинутых столов. На стульях лежат игрушки так, чтобы дети их не видели. Педагог берет куклу и прямо перед глазами детей начинает разыгрывать сюжет сказки или пьесы, импровизировать ситуации из жизни-группы. Этот вид развлечений в группе можно организовать в любой момент. Активными участниками часто бывают сами дети, начиная со среднего возраста. В качестве декорации можно использовать кукольную мебель и другие игрушки. Организация данного вида театра увлекает всех, и самое ценное то, что дети могут быть инициаторами его проведения и проявлять при этом свое творчество. Использование этого вида театра может помочь воспитателю при подготовке к работе по развитию речи.
Готовясь и проводя этот вид развлечений, очень важно создать у детей праздничное настроение. При подготовке к нему дети могут сделать для куклы подарки. В день проведения его они меняют одежду, чтобы в гости идти нарядными. Когда дети приходят, то их встречает красивая кукла. Дети дарят подарки и затем веселятся: поют песни, читают стихи, загадывают загадки, играют с куклой и танцуют.
Значительное место при организации развлечений занимают концерты, т.е. исполнение музыкальных и литературных произведений. В концерте может быть чередование сольных и коллективных выступлений детей, бывших воспитанников детского сада или взрослых.
Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты должны быть объединены общей темой. Строятся они на знакомых детям произведениях. Такие концерты могут включать вокальную или инструментальную музыку и быть посвящены одному композитору («Музыка М.Красева», «Вечер музыки П.И.Чайковского), русскому народному творчеству или поэту, писателю, художнику («Встреча со сказкой», «Наш друг С.Я.Марщак», «Художник Е.Чарушин).
Концерты, посвященные людям искусства, следует начинать с показа портрета, фотографий, рассказа об их жизни и деятельности, а затем в доступной форме рассказать об их произведениях.
Опыт работы с дошкольниками показал, что наиболее интересной формой тематического концерта является интеграция нескольких видов искусства. Так, например, музыка и поэзия, музыка и изобразительное искусство. В таких концертах один вид искусства углубляется другим, сильнее воздействуя на восприятие ребенка и создавая определенный эмоциональный настрой. Они могут быть хорошей формой для отражения интересных событий, окружающего мира, жизни детей, труда взрослых, а также сезонных явлений («Всегда найдется дело», «Времена года», «Дружба народов»).
Часто в старших группах проводятся концерты, задача которых знакомить детей со звучанием различных инструментов — струнных, духовых, клавишных. Знакомство с инструментом надо начинать с показа внешнего вида и основных его составных частей. Затем показать, как извлекается звук, обратить внимание на характер звучания и после этого исполнить небольшой музыкальный отрывок. Следует также дать послушать детям одно и то же произведение на разных инструментах, тогда особенность звучания каждого проявится ярче.
Концерт детской самодеятельности является одной из увлекательных форм развлечений, в котором принимают активное участие все дети. В нем идет чередование вокальных, танцевальных и литературных выступлений. Такие концерты могут вести сами дети. Но лучше, когда их ведут взрослые: они умело обыгрывают каждый номер. Кроме того, воспитатель видит реакцию детей и может в необходимый момент включить в программу показ фокуса или вставить массовое исполнение танца, песни, что даст детям разрядку, возможность включиться в ход событий и тоже стать участниками.
Театрализованные игры
для детей младшего дошкольного возраста
Золотая осень
Ведущая:
Дети! Я предлагаю вам сегодня отправиться в осенний лес. В этом году осень очень теплая, много было солнечных дней, деревья оделись в яркий, праздничный наряд. Выходя на прогулку, вы собирали листочки, любовались ими. А какого цвета были листочки?
Ответы детей.
Мы отправляемся с вами в осенний лес. Надеюсь, что на лесных полянках мы увидим много интересного. На чем же мы с вами поедем? Я знаю, мы поедем с вами на лошадке! Запрягайте каждый свою лошадку.
На лошадке ехали,
До леса доехали.
Гоп, гоп, гоп, гоп, стоп!
Приехали.
Вот мы с вами и в осеннем лесу. Посмотрите, на полянке березка стоит. Давайте подойдем к ней поближе. Посмотрите, на веточках совсем не осталось листочков, это ветер их сорвал и разбросал по дорожкам. Слышите, как ветер завывает!
Дети поют песню «Осень» (музыка И. Кишко, слова И. Планиды).
Ведущая:
Посмотрите, дети, какие красные листочки рассыпал ветер по дорожкам. Давайте возьмем в каждую руку по листочку и потанцуем с ними.
Танцевальная импровизация с листочками. Украинская народная мелодия. Обработка Н. Метлова
Ведущая:
Давайте положим листочки в корзинку, мы украсим ими комнату нашей группы, когда вернемся в детский сад.
Ой! Ребятки, дождик закапал! Прячьтесь скорее под зонтик.
Дети поют песню «Дождик» (русская народная мелодия в обработке Т. Попатенко)
Ведущая.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Прекратился дождик, но солнышко из-за тучи не выглянуло. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно спеть ему песенку.
Дети поют песню «Солнышко» (музыка Т. Попатенко, слова Найденовой) .
В е д у щ а я:
Выглянуло солнышко, стало тепло. Давайте, дети, сядем на полянке, отдохнем и послушаем осенние стихотворения.
Стихи по выбору воспитателя (2—3).
Ведущая:
Хорошо на этой полянке, но нам пора дальше ехать!
Мы с вами поедем в дальний лес на машине, крепко держитесь за руль.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот!
Приехали!
На берегу реки стоит избушка, сядем на травушку и посмотрим, кто живет в избушке.
Настольный кукольный театр «Маша и медведь» (дымковская игрушка).
Ведущая:
Хорошо у реки, но нам пора дальше ехать!
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет.
Стой, приехали.
Придется остановиться. Посмотрите, у горы стоит избушка а в избушке живут дед, баба, внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Сядем посидим да на них поглядим.
Драматизация сказки «Репка».
Ведущая:
Хорошо в гостях, но пора и в путь. Посмотрите какая ровненькая дорожка ведет нас вперед. Пойдемте по ней а чтобы нам в пути было весело, споем песенку.
Песенная импровизация детей.
Первый ребенок:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки —
Раз, два, раз,
Раз, два, раз.
Второй- ребенок:
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Вот наш дом,
Здесь мы живем.
Ведущая: Посмотрите, домик стоит, а кто в домике живет? Сейчас посмотрим. (Выносит из домика мягкие игрушки.) Игрушки! А стихотворения про эти игрушки вы знаете?
Ответы детей.
Садитесь на поляночку, смотрите и слушайте.
Читает стихотворения А. Барто «Игрушки» («Мишка», «Кукла», «Лошадка»).
Ведущая:
Хорошо в гостях, но пора домой.
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
На нем мотор гудит.
Самолетом ехали,
В детский сад приехали.
Ведущая:
Все! Прилетели в детский сад! Посмотрите, дети сколько гостей у нас в зале. Это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Они ждали с нетерпением вашего возвращения из осеннего леса. Наше путешествие мы закончим веселой пляской.
Кадриль, русская мелодия (свободная пляска).
Ведущая: Делу время — потехе час. Пора и по домам. До свидания!
Экскурсия в весенний лес
Ведущая:
Наступила весна! Дни стали длиннее, по-весеннему греет солнышко. Тает снег, побежали быстрые ручейки. Из жарких стран прилетают перелетные птицы. Хорошо весной в лесу! А не отправиться ли нам, дети, в весенний лес?
(Ответы детей.)
А на чем с вами поедем?
(Предложения детей.)
Давайте поедем на поезде. Смотрите, поезд нас уже ждет, занимайте места. Дорога нам с вами предстоит дальняя, а чтобы было в пути веселее, мы взяли с собой наших друзей.
(Дети берут игрушки.)
Давайте все вместе споем веселую песенку.
Песня «Веселые путешественники», музыка Старокадомского, слова С. Михалкова.
Ведущая:
Вот мы и приехали! Посмотрите, дети, какой красивый лес, какие огромные сосны и ели! Выходите из вагона, пойдемте в лес. Может быть, кто-то из вас хочет придумать и спеть нам свою песенку? Запевай, Марина, с песенкой в пути веселее.
Дети поют песенную импровизацию на заданный текст.
Первый ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будут на полянке
Цветы цвести.
Второй ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будут все ребята
Венки плести.
Третий ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будет много ягод
В лесу расти.
(Н. Найденова)
Ведущая:
Вот мы и приехали на полянку, посмотрите, сколько здесь цветов! Давайте сплетем из них венки. (Девочки надевают шапочки цветов, мальчики -костюмы бабочек.)
«Вальс цветов», музыка П.И. Чайковского (танцевальная импровизация девочек).
Ведущая:
Летают бабочки в лесу.
Увидели цветок,
Тихонько сели на цветок
И пьют душистый сок.
«Бабочки», музыка Ф. Куперен (танцевальная импровизация мальчиков).
Ведущая:
Хорошо на этой поляночке, но нам надо идти дальше. Посмотрите, какая ровненькая дорожка ведет нас вперед. Кто хочет сочинить песенку про дорожку?
Песенная импровизация на заданный текст.
Первый ребенок:
Зашагали ножки —
Топ, топ, топ!
Прямо по дорожке —
Топ, топ, топ!
Второй ребенок:
Ну-ка, веселее —
Топ, топ, топ!
Вот как мы умеем —
Топ, топ, топ!
(Н. Фрункель)
Ведущая:
Ой! Посмотрите, сколько зайчиков скачет по полянке! Может, кто-то из нас знает стихотворение про зайчиков и нам его прочитает?
Ребенок:
Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Ведущая: А вы не хотите стать маленькими зайчиками?
(Ответы детей.)
Тогда надевайте шапочки зайчиков и выбегайте на полянку.
Игра «Зайцы я волк»
Ведущая:
Хорошо на этой полянке, но нам пора в путь. Посмотрите какой широкий ручеек преградил нам путь — придется через него перепрыгивать, но будьте осторожны, чтобы с вами не произошла такая история, как с Сашей и Наташей. Послушайте их рассказ.
Первый ребенок:
Ручейки кругом и лужи:
Здесь пошире, там поуже.
Прыгаю, смотрите — раз!
В лужу хлоп и весь рассказ.
Второй ребенок:
В луже солнышко помылось
И совсем не «загрязнилось»,
Искупалась в луже я —
Испугалась вся семья!
(Л. Миронова)
Ведущая:
Надеюсь, с вами не произойдет того, о чем нам рассказали дети. Тогда перепрыгиваем через ручейки и лужицы. Вот мы с вами и на другой полянке. Посмотрите, скворушки летят.
С юга скворушки летят,
В новом доме жить хотят.
За работу нам пора —
Строить скворушкам дома.
(В. Колосова)
Дети встают в три кружочка, в каждый кружочек влетает скворец. Один ребенок изображает кошку.
Ведущая:
Понравились ли вам, скворушки, скворечники?
Скворцы:
Нам построили дома,
Не дома, а терема!
(В. Колосова)
Ведущая:
Будьте, скворушки, осторожны, ведь где-то рядом бродит кошка.
Игра «Скворцы и кошка», музыка В. Герчик
Ведущая:
Пора в путь! Ой, посмотрите, какая широкая река преградила нам дорогу, как же нам перейти на другой берег? Я знаю, мы пойдем по мосточку.
Песня «На мосточке», музыка А. Филлипенко, слова Г. Бойко (игровая импровизация).
Ведущая:
Вот мы и перешли на другой берег. Как здесь красиво! Сколько грибов прячется под березками! Посмотрите, какой я нашла грибок, давайте его не будем срывать, пусть подрастет, а мы сядем рядом на травку и будем наблюдать за ним. Садитесь.
Сценка «Под грибком», В. Сутеев (игровая и песенная импровизация детей).
Ведущая:
Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Поезд подошел к станции, занимайте места. Поехали.
Песня «Веселые путешественники, музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
Ведущая:
Вот мы и приехали в детский сад, сколько гостей нас ожидают! Бабушки и мамы с нетерпением ждали нашего возвращения из весеннего леса! Вам понравилась, дети, наша поездка?
(Ответы детей.)
Ну, тогда до новых встреч!
«Теремок» на новый лад
Действующие лица:
Ведущий — роль исполняет взрослый
Два мышонка
Две лягушки
Две лисички
Два зайчонка
Волк
Медведь
(Зал оформлен, как лесная полянка. Чуть в сторонке стоит теремок).
Ведущий:
Сказки любят все на свете, Говорят, как надо жить,
Любят взрослые и дети! Чтобы всем вокруг дружить!
Сказки учат нас добру «Теремок» на новый лад
И прилежному труду, Вам покажет детский сад!
Стоит в поле теремок — теремок! Он не низок, не высок, не высок. Вдруг по полю-полю мышки спешат...
(Звучит музыкальная тема мышек.)
Подбежали к теремку и говорят.
Мышата:
Что за терем - теремок?
Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть,
В теремочке будем жить!
(Звучит музыка, мышата забегают в теремок).
Ведущий: Забежали мышата в теремок и стали там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачут лягушки-квакушки!
(Звучит музыкальная тема выхода лягушек).
Лягушки:
Ква-ква да ква-ква-ква!
Пожелтела вся трава!
Мерзнут лапки и живот...
В теремочке кто живет?
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в высоком живет? (Стучат).
Мышки (выглядывая в окошко):
Мы, мышки - норушки! А вы кто?
Лягушки:
А мы лягушки-квакушки! Пустите нас к себе жить!
Мышки: А что вы умеете делать?
Лягушки: Умеем песни петь!
(Исполняется песня «Про лягушек и комара», ел. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
Лягушки: Понравилась вам наша песенка?
Мышки: Понравилась! Заходите к нам жить!
(Звучит музыка, лягушки забегают в теремок).
Ведущий:
Забежали лягушки-квакушки в теремок и стали жить в нем вместе с мышатами! А в лесу уже и травка пожелтела, и листочки с деревьев опадают. Все чаще идет дождик... И тут к теремочку бегут зайчики-побегайчики!
(Звучит тема зайчат).
Зайчата:
Мы зайчики - шалунишки,
Мы по ельничку бежали,
Мы дорогу в свою норку
С перепугу потеряли...
(Подходят к теремочку, стучат).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки-норушки!
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки!
Вместе: А вы кто?
Зайчата: А мы зайки-побегайки! Пустите нас к себе жить
Лягушки: А что вы умеете делать?
Зайчата: Мы лучше всех умеем делать зарядку! Вот смотрите!
(Зайчата берут гантельки. Исполняется «Заячья зарядка» (несколько физических упражнений)).
Зайчата: Понравилась вам наша зарядка?
Мышки и Лягушки: Понравилась! Заходите к нам, будем вместе жить!
(Звучит музыка, зайчата забегают в теремок).
Ведущий:
Забежали зайчата в теремок, и стали зверюшки жить в нем все вместе!
Но что такое? Почему так кустики колышутся? Кто же это бежит к теремочку?
(Звучит музыкальная тема Лисичек).
А - а! Да это лисички - сестрички!
Лисички:
По лесам, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет норку - где-нибудь
Приютиться и уснуть!
(Стучат).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки-норушки!
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки!
Зайчата: Мы, зайки-побегайки!
Вместе: А вы кто?
Лисички: А мы лисички-сестрички! Пустите нас к себе жить!
Зайчата: А что вы умеете делать?
Лисички: Мы умеем частушки петь!
(Исполняются «Частушки - веселушки»).
Ставьте ушки на макушки, Рыжий кот под ним поспал -
Слушайте внимательно! Полосатым тигром стал! Ух!
Пропоем мы вам частушки - Ем я кашу и сметану,
Будет замечательно! Ух! У меня силенка есть!
Поленился утром Вова Все же драться я не стану,
Причесаться гребешком, Только ты ко мне не лезь! Ух!
Подошла к рему корова, Мы частушки вам пропели,
Прическа языком! Ух! Вы скажите от души:
Я сама разрисовала «Хороши частушки ваши,
Черной краской одеяло! и вы тоже хороши!» Ух!
Лисички: Понравились вам наши частушки?
Зверюшки: Понравились! Заходите к нам жить!
(Звучит музыка, лисички забегают в теремок).
Ведущий:
Вот и лисички-сестрички поселились в теремочке! До чего же всем зверюшкам весело! Кто песни поет, кто пироги печет, кто пол подметает... Всем дел хватает!
А осень уже совсем вступила в свои права. Весь день дождик льет, ветер завывает, а скоро, наверное, и снежок выпадет... И вот к теремочку бежит волчок - серый бочок!
(Звучит музыкальная тема волка).
Волк:
Осень наступила, Спрятался куда-то
Звери ждут зиму. Весь лесной народ.
Волку, братцу серому, Чья же это хата?
Скучно одному. Кто же в ней живет?
(Стучится).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки — норушки!
Лягушки: Мы, лягушки - квакушки!
Зайчата: Мы, зайки - побегайки!
Лисички: Мы, лисички-сестрички!
Вместе: А ты кто?
Волк: А я волк - зубами шелк!
Пустите меня к себе жить!
Зверюшки: А что ты умеешь делать?
Волк: А я умею стихи читать! Хотите послушать?
Зверюшки: Хотим!
Волк:
Волка все кругом боятся –
Говорят, люблю кусаться!
Вы не верьте в сказки эти
И не бойтесь меня, дети!
Я не злой, не злой совсем,
Никого я тут не съем!
Понравился вам мой стишок?
Зверюшки:
Понравился! Заходи к нам жить!
(Звучит музыка, волк забегает в теремок).
Ведущий:
Весело живут звери в теремочке! Но что за шум? Что за треск? Почему кусты гнутся, сучки ломаются? Кто же к нам пробирается? Ой, да это мишка - топтыжка! (Звучит музыкальная тема выхода медведя).
Медведь:
Я за медом лазил в улей,
Так трудился, так устал.
Злые пчелы покусали
Нос и уши, и глаза!
Не могу найти покоя,
Нос огнем вот так и жжет...
Теремочек? Что такое?
В теремочке кто живет? (Стучится).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки - норушки!
Лягушки: Мы, лягушки - квакушки!
Зайчата: Мы, зайки - побегайки!
Лисички: Мы, лисички- сестрички!
Волк: Я, волк - зубами шелк!
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я мишка - топтыжка! Пустите меня к себе жить! (Топает ногой).
Волк: А что ты умеешь делать?
Медведь: Я умею плясать, вот смотрите!
(Исполняется «Пляска медведя»).
Медведь: Понравилась вам моя пляска?
Зверюшки: Понравилась! Иди к нам жить!
(Звучит музыка, медведь входит в теремок).
Ведущий:
Дружно живут звери в теремочке! Мышки пол метут, лягушки пироги пекут, зайчишки спортом занимаются, лисички частушками веселят, волк стихи читает, а Миша — медведь всех пляской веселит! Никто никого не обижает. Все друг другу помогают и поют такую песенку!
(Исполняется «Песенка друзей», ел. Я. Акима, муз. В. Герчик).
Ведущий:
Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец!
Театрализованные игры
для детей старшего дошкольного возраста
Путешествие в страну дорожных знаков
Действующие лица.
Ведущий
Взрослые: Помеха – Неумеха, Кот
Дети: Дорожные знаки
(Зал украшен дорожными знаками. Дети под музыку входят в зал).
Ведущий:
Ребята, куда мы попали, вы не знаете? А это что? Письмо какое-то... (читает).
«Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе - Неумехе. И теперь у нас происходят постоянные аварии. Помогите нам!» Ребенок:
Тут, наверно, скажет кто-то.
Это что за колдовство?
Это что за волшебство?
Не случилось ничего!
Ребенок:
Ну, исчезли переходы,
Не заплачут пешеходы.
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Ребенок:
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет...
Может, в нем и толку нет?
Ведущий: Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила дорожного движения? Зачем?
(Ответы детей).
(Вбегает Помеха-Неумеха, мельком читает письмо и вскрикивает)
Помеха:
Ха! Помощи захотели! Не будет им помощи!
Ведущий:
Мы поможем. Ребята, поможем?
Дети: Да!
Помеха:
Вам не удастся помочь! Не получите вы светофоров и дорожные знаки, я их спрятала!
Ведущий: Не будем терять времени и отправимся в путь на поиски знаков.
(Входит дорожный знак)
Дорожный знак:
Я - дорожный знак. Меня заколдовала Помеха. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
(Знак передает ведущему загадки).
Ведущий:
Широка в ширину,
Но зато длинна в длину,
Где вода и глубина –
Там бетонная она. (Дорога).
Маленькие домишки по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус).
Стою с краю улицы
В длинном сапоге -
Чучело трехглазое
На одной ноге. (Светофор).
Дорожный знак: Узнаете меня? Где можно меня встретить?
Дети: На дороге.
(Знак поворота).
Ведущий: Правильно.
Проводится игра «Кто быстрей сложит машину» .Две нарисованные машины разрезаны на части. Участвуют двое играющих. По команде каждый должен найти часта от своей машины и сложить из них грузовик. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
(Входит Кот)
Кот:
Я - Кот, ученик светофорных наук.
Ведущий:
А ты знаешь Правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать?
Ведущий:
Скажи, Кот, как надо переходить улицу?
Кот:
На четырех лапах!
Ведущий: Ребята, правильно он ответил?
Дети: Нет!
Ведущий: А как надо?
Ребенок:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от машин тебя спасет!
Ведущий:
Ответь, Кот, можно ли играть на проезжей части?
Кот:
Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущий: А почему?
Кот: Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно!
Ведущий:
А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет!
Все дети:
Не мостовой - не играть, не кататься.
Если хочешь здоровым остаться!
Проводится игра «Угадай знак». Ведущий показывает дорожный знак, а дети отвечают, как он называется.
Ведущий (показывает детям светофор):
С виду грозный и серьезный.
Очень важный светофор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею по глазам его читать.
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.
Ведущий:
Ой, ребята, слышите? Это, наверное, авария! Может помощь нужна?
(Входит Кот с перевязанной лапой).
Ведущий: Что случилось?
Кот: Я попал в аварию. Я хочу с вами учиться! Я открою вам тайну, как спасти дорожные знаки.
Ведущий: Как же их спасти?
Кот: Нужно сказать волшебные слова: «Знаки, знаки, отзовитесь!»
(Дети повторяют)
Помеха: Все! Пропала я! Мое колдовство бессильно!
Дорожные знаки: Мы рады, очень рады. Что вы спасли всех нас. Веселый танец дружбы станцуем мы сейчас!
Ведущий:
Мы совершили сегодня хорошее дело - спасли от Помехи дорожные знаки и светофор. Светофор и знаки дорожного движения - наши надежные друзья!
Выход под музыку: Д. Штейбельт. Адажио.
Музыкальный городок
(По творчеству Е. Тиличеевой)
Дети – нотки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Мальчики: Мажор и Минор.
Педагог: Композитор
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы с вами читали сказку «Городок в табакерке» и узнали, где живут нотки, у каждой из них есть свое имя, все они живут в музыкальном городке Динь-Динь.
Звучит произведение «Музыкальная табакерка», музыка А. Томази.
Появляется нотка Ля.
Нотка Ля.
А вот и я, привет, друзья! Я нотка Ля.
А что вы знаете про меня?
Я со своими братишками и сестренками живу в музыкальной стране, в городке Динь-Динь. У каждого из нас есть свой домик, своя музыка, но попасть туда можно, если ответишь на вопросы: кто такой композитор?
Как называют тех людей, которые исполняют музыку?
Есть люди, которые слушают музыку,— это слушатели.
Теперь закройте глаза, мы отправляемся в музыкальный городок.
(Опять звучит произведение «Музыкальная табакерка», музыка А. Томази; появляется городок, нотка Ля приглашает всех туда.)
По музыкальному городу нас с вами поведет музыка композитора... А вот какого, вы узнаете, если отгадаете музыкальную загадку.
(Звучит «Вальс», музыка Е. Тиличеевой.)
Догадались, кто автор этого произведения? (Композитор Елена Тиличеева; взрослый обращается к портрету композитора.)
Дети вместе с ноткой идут к домику, на котором изображено солнышко. Стучат.
Появляется нотка До.
Нотка До.
Как я рада, у нас сегодня новоселье! (Начинает петь первый куплет, останавливается, приглашает помочь ей нотку Ля, ведущую детей.)
Проводится игра по песне «Новоселье», музыка Б. Тиличеевой, слова
В. Семернина.
Нотка До.
Мой домик песенный, есть у меня песенки утренние, а есть сонные. Давайте позовем солнышко закличкой, кто как хочет.
(Дети импровизируют на слова заклички.)
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись...
Выходит солнышко, дети исполняют песню «Солнце улыбается», музыка
Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой.
Нотка До.
Еще в моем домике живет сонная песенка:
Солнце по небу гуляло, Потянулось — спать пора —
Солнце к вечеру устало. И уснуло до утра.
В окошке появляется мишка и просит спеть ему и солнышку колыбельную; дети исполняют колыбельную.
Дети идут к следующему домику, стучатся, выходит нотка Ре.
Нотка Ре.
Я нотка Ре, играю на разных музыкальных инструментах. На каких?
Отгадайте загадки:
То толстеет, то худеет, Кто такая? Отгадай-ка.
На весь дом голосит. Это наша ... (балалайка).
(Гармошка.) Нежно тронешь —
Звякнет тихо,
Ой, звенит она, звенит, Стукнешь сильно —
Всех игрою веселит, Рявкнет лихо,
А всего-то три струны Знает радость и печаль,
Ей для музыки нужны. А зовут его ... (рояль).
Музыканты-трубачи надувают щеки.
Барабаны задают ритм для марша строгий...
Давайте исполним нашим оркестром «Марш» Е. Тиличеевой или пьесу «Звездочка».
Дети прощаются с ноткой Ре, идут к домику следующей нотки Ми, на нем нарисованы персонажи музыкально-дидактических игр «Угадайка» и «Бубенчики».
Нотка Ми проводит с детьми музыкально-дидактические игры по желанию детей, дети отправляются в домик к нотке Фа — здесь изображены танцующие дети.
Нотка Фа.
Мой домик танцевальный, приглашаю вас на танец.
Дети по выбору исполняют «Детский краковяк» или «Попляшите».
Затем идут к домику нотки Соль, на нем изображена музыкальная лесенка.
Нотка Соль.
Я стою на лесенке и пою вам песенки. У композитора Елены Тиличеевой есть много песенок-попевок. Назовите, какие вы знаете.
Детям предлагается спеть по выбору 2—3. Затем дети отправляются в домик ноток Ля и Си.
Нотки Ля и Си.
Мы две подружки, очень любим делать все вместе: и играть, и петь, и танцевать.
(Предлагают детям инсценировать русскую народную попевку «Уж я колышки тешу» в обработке Е. Тиличеевой.)
Выходят все нотки.
Ведущая.
Мы, нотки, очень любим свой город. А в каком городе живете вы?
Давайте все вместе споем о любимом городе песню.
Исполняется песня «Наш город», музыка Б. Тиличеевой, слова М. Кравчука.
Музыкальный руководитель предлагает детям покинуть городок Динь-Динь. (Дети садятся на ковер):
Славно мы провели время, помогла нам в этом музыка Елены Тиличеевой; здесь мы были и композиторами, и исполнителями, и слушателями. А теперь закройте глаза, пусть волшебная музыка вновь перенесет нас в детский сад.
(Звучит произведение «Музыкальная табакерка», музыка А. Томази.)
Дети открывают глаза, встают в круг, им предлагается исполнить песню «Прекрасен мир поющий», музыка Л. Абелян, слова В. Степанова, после исполнения песни дети уходят.
Приключения Буратино
(Театрализованная игра с элементами кукольного театра)
1сцена. В каморке папы Карло
Ведущая:
Давным-давно в бедной каморке жил старый шарманщик Карло. У него даже очаг был не настоящий, а нарисованный на куске холста. Однажды его друг, Джузеппе, принес полено и сказал: «Вырежь из него куклу, научи ее петь и танцевать, будет тебе славный помощник». Карло так и сделал.
(Песня папы Карло)
Ведущая:
Когда кукла была готова, вдруг тоненький голосок запищал.
Б у р а т и н о: Ой, ой, ой! Что вы щиплетесь! Отпустите же меня наконец, мне же больно.
Папа Карло:
Кто это? Где это?
Буратино:
Это я, Буратино!
(Песня и пляска Буратино (танцевальная импровизация).
Папа Карло:
Буратино, проказник! Где ты?
Буратино:
Я.здесь, папа Карло!
Папа Карло:
Буратино! Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным!
Буратино:
Папа Карло, а как же я пойду в школу без азбуки?
Папа Карло:
Я подарю тебе азбуку. Вот тебе азбука. Учись на здоровье!
Буратино:
Спасибо, папа Карло. Я буду умненьким и благоразумненьким. Я сейчас же отправлюсь в школу.
(Музыка «В школу».)
II сцена. В кукольном театре Карабаса Барабаса
Ведущая:
Буратино шел по дороге и увидел кукольный театр Карабаса Барабаса.
(Песня «К нам, к нам, все скорей!» (куклы на ширме зазывают зрителей в театр).)
Пьеро:
Здравствуйте, меня зовут Пьеро! Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами» или 33 подзатыльника». Это очень смешная комедия. Пьеро (песенная импровизация):
Меня, увы, зовут Пьеро,
В глазах моих всегда мокро.
Взовьется занавес сейчас,
Сыграем пьесу мы для вас.
В ней достаются мне толчки,
Щипки, удары, кулаки.
Можно от смеха умереть.
По горло я пинками сыт,
До синяков всегда избит.
Не зря купили вы билет —
Смешнее, право, пьесы нет.
Первая кукла:
Глядите, это Буратино! Живой Буратино! Не может быть, живой Буратино!
Вторая кукла:
Ой, как я рада, миленький мой Буратино!
Третья кукла: Ну, конечно, я сразу его узнала!
Четвертая кукла:
Это деревянный человечек!
Пятая кукла: Буратино, иди к нам!
Все вместе: Буратино! Буратино! Иди к нам!
Ведущая:
Услышав этот шум, появился Карабас Барабас. (Песня и танец Карабаса Барабаса «Считайте меня подлым» (танцевальная импровизация).)
Карабас:
Негодяй! Ты помешал представлению моей прекрасной комедии! В очаге мало дров, брошу-ка тебя в огонь!
Буратино:
Не бросайте меня в огонь, папа Карло умрет от горя. Мы такие бедные, что у нас даже очаг нарисован на куске холста.
Ведущая:
Карабас Барабас достал из кармана пять золотых монет.
Карабас:
Передай их папе Карло, скажи ему, чтобы пуще глаза берег очаг, нарисованный на куске холста. Я скоро к вам приду.
Буратино:
Благодарю вас, синьор! Вы не могли доверить деньги в более надежные руки.
Ведущая: Буратино зажал в кулаке золотые монеты и побежал домой.
(Музыка «Бег Буратино».)
III сцена. Лиса Алиса и кот Базилио
Ведущая:
По дороге Буратино попались двое нищих — лиса Алиса и кот Базилио (куклы с живой рукой»).
(Музыка «Выход лисы и кота».)
Лиса Алиса:
Здравствуй, добренький Буратино. Куда ты так спешишь?
Буратино:
Домой, к папе Карло!
Кот Базилио:
Умненький, благоразумненький Буратино, пойдем с нами в Страну Дураков!
Б у р а т и н о:
А зачем?
Лиса Алиса:
В Стране Дураков есть волшебное Поле Чудес. Там ты зароешь свои денежки, скажешь «Крекс, фекс, пеке» — и вырастет деревце, на котором будет висеть куча золотых монет для папы Карло.
Буратино:
Хорошо, пойдемте!
(Песня, и танец лисы Алисы, кота Базилио и Буратино (танцевальная импровизация детей с куклами с «живой рукой»).)
В е д у щ а я:
По дороге кот и лиса переоделись разбойниками и напали на Буратино.
Буратино:
Ай-ай!
Лиса:
Стой, стой! Держи его! Хватай!
Ведущая:
Буратино увидел лебедя, схватил его за лапы, и лебедь понес его.
(Музыка лебедя.)
Ведущая:
Лебедю надоело нести Буратино, и он сказал...
Лебедь:
Пожалуйста, отпустите мои лапы и падайте!
IV сцена. В гостях у Мальвины
Ведущая:
Буратино упал около хорошенького домика. Здесь жила Мальвина, самая красивая кукла Карабаса Барабаса.
Мальвина:
Буратино, вы не ушиблись?
Буратино:
Нет!
Мальвина:
Артемон, помогите Буратино!
Артем он:
Гав, гав!
Мальвина:
Выпейте, пожалуйста, вот это! (Протягивает лекарство.)
Б у рати но:
У меня ничего не болит, я ужасно здоров.
Мальвина:
Буратино, умоляю вас!
Буратино:
Не хочу, не хочу, не хочу!
Мальвина:
Скажите, Буратино, кто вас воспитывает?
Буратино:
Когда пана Карло, а когда никто.
Мальвина:
Теперь я займусь вашим воспитанием. Буратино, встаньте и пригласите меня на танец.
(Танец Мальвины и Буратино (танцевальная импровизация).)
Мальвина:
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока...
Буратино:
Врете, ни одного.
М а ль в и н а:
Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино:
Два!
М а л ь в и н а:
Почему?
Буратино:
Я же не отдам Некто яблоко, хоть он дерись.
Мальвина:
Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведите Буратино в чулан.
Артемон:
Гав, гав, гав1
Буратино:
Не хочу в чулан. Тоже мне воспитательница.
Ведущая:
Вдруг прилетела летучая мышь и сказала...
Мышь:
Уходи из чулана, а то будет хуже.
Ведущая: Летучая мышь повела Буратино за город, к заросшему тиной пруду.
(Музыка летучей мыши.)
V сцена. Встреча с черепахой Тортилой
Ведущая:
В этом пруду жила старая черепаха Тортила. Буратино сел на лист водяной лилии и заплакал.
Буратино:
Бедный я, несчастный! Все девочки и мальчики напились молока, спят в теплых кроватках. Один я сижу на мокром листе.
Ведущая:
Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и на лист влезла сама черепаха Тортила.
(Песня Тортилы (песенная импровизация).)
Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда.
Ах, была, как Буратино,
Я когда-то молода.
Выл беспечным и наивным
Черепахи юный взгляд.
Все вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад.
Юный друг, всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись.
Будь веселым, дерзким, шумным.
Драться надо, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха:
Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями. Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться. Занесло тебя в Страну Дураков.
Буратино:
Так я же хотел добыть побольше золотых монет для папы Карло!
Тортила:
Эх ты, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями.
Буратино:
Чем ругаться, уж лучше бы помогли мне. Как я теперь вернусь к папе Карло?
Т о р т и л а:
Ну уж ладно, помогу! Я дам тебе этот ключик. Его потерял один злой человек по имени Карабас Барабас. Я отдаю его тебе. Золотой ключик откроет потайную дверь в каморке паны Карло, и это принесет тебе счастье. Не потеряй его, Буратино!
Буратино: Спасибо, спасибо, синьора Тортила! Вы не могли отдать его в более надежные руки.
(Музыка « Возвращение домой».)
VI сцена. Возвращение домой
Пьеро:
Буратино! Беги, спасайся! Карабас Барабас знает, что у тебя золотой ключик! Уже поздно, вот он! Несчастная наша судьба! Что только с нами будет?
Карабас Барабас:
А, вот вы где, голубчики мои! Ну берегитесь!
Ведущая: Вдруг появился папа Карло.
Папа Карло:
Эх ты, с кем на старости лет связался. Стыдно, доктор!
Карабас Барабас:
Да, да! Я все понял!
Папа Карло:
Сын мой, Буратино, плутишка! Ты жив и здоров. Иди же скорей ко мне.
Ведущая:
Папа Карло, Буратино и Пьеро пошли по дороге в город. Папа Карло подошел к своему дому, отпер дверь в полутемную каморку.
Буратино:
Папа Карло, возьми молоток и отдери со стены дырявый холст.
Папа Карло:
Нет, нет! Зачем, сынок, ты хочешь сдирать со стены такую прекрасную картину? В зимнее время я смотрю на нее, и мне становится немного теплее.
Буратино:
Папа Карло, даю честное кукольное слово, у тебя будет настоящий огонь в очаге, настоящий чугунный котелок и горячая похлебка.
Ведущая:
Папа Карло взял молоток и начал отдирать холст.
Буратино:
А вот и ключ от двери. Милый, добрый папа-Карло, открой дверцу.
Пана Карло:
А! Глядите, глядите скорее! Кукольный театр для детей и взрослых!
Буратино:
Что, видели? В этом театре мы поставим комедию «Золотой ключик, идя Необыкновенные приключения Буратино и его друзей»!
Спешите, комедия начинается, занавес открывается!
(Песня папы Карло «Я убедился нынче сам» (танцевальная импровизация Буратино, папы Карло, Пьеро, Мальвины и Артемона).)
К А Р Т О Т Е К А
специальных театральных игр
К А Р Т О Т Е К А
специальных театральных игр
Цель:
- Содействовать переходу от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями;
- Активизировать познавательный интерес, умение ориентироваться в окружающей обстановке;
- Формировать в ребенке готовности к творчеству;
- Развивать внимание и наблюдательность, воображение и фантазию;
- Воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами.
ЭСТАФЕТА
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон» Красная шапочка, Бу-ратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по
цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный
ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
Что ты слышишь?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени.
Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель. Тренировать зрительное внимание.
Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). Водящий ребенок в это время отворачивается. Потом он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.
РУКИ-НОГИ
Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по валу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.
ЕСТЬ ЛИ НЕТ?
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если Не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
ПЕРЕДАЙ ПОЗУ
Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут
по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Или для девочек:
Ждем мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, Три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи — топнуть одной ногой, обезьяны — хлопнуть в ладоши, слоны — поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
ТЕЛЕПАТЫ
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.
СЛЕД В СЛЕД
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам, через ручей и т.п.
Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.
ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ
Цель. Развивать внимание, координацию.
Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.
ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет (маличные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
ВОРОБЬИ — ВОРОНЫ
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-о- ро- о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.
ТЕНЬ
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая про-извольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять Мои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.
ПОВАРЯТА
Цель. Развивать память, внимание, фантазию.
Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — "Для борща: картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат иль простой винегрет,
Компот приготовить.
Вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кругу, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.
ЛИТЕРАТУРА
- Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки. М.: Сфера,
2004. - Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.: Муз.
палитра, 2004. - Веселый детский сад./Авт.-сост. Руденко В.И. Ростов-на-Дону: Феникс,
2000. - Гурин Ю. Угадайка. Сказки. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Здравствуй, Новый год! М.: Музыка, 1983.
- Здравствуй, елка!/Сост. Белицкая А.С. М.: Музыка, 1986.
- Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.: Сфера, 2005.
- Кисонька-Мурлысонька./Сост. Чаморова Н.В. Донецк: БАО, 2006.
- Книга любимых стихов. М.: Астрель: АСТ, 2006.
- Крюкова Т.Ш. Арифметика. М.: Астрель, 2001.
- От осени до лета./Сост. Владимирская Л.А. Волгоград: Учитель, 2003.
- Приходкина М. Елочка. М.: ЛИНГ-БУК, 2001.
14. Семернин В.Н. Музыка всюду живет... М.: Советский композитор,
1991.
- С Новым годом!/Сост. Козловская Н.В. М.: Самовар, 2001.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.
- Степанов В.А. Моя Родина - Россия. М.: Фламинго, 2004.
- Степанов В.А. Учебник для малышей. Арифметика. М.: Фолиант-
Пресс, 2004. - Стихи-загадки для детей./Сост. Мазнин И.А. М.: Сфера, 2004.
- Стихи к любимым праздникам. М.: Астрель, 2002.
- Стихи о маме. М.: Росмэн-Пресс, 2004.
- Талызин В.Ф. Загадки-добавлялки в картинках. М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Чуковский К.И. Бармалей. М,: Периодика, 1988.
- Энтин Ю.С. Сказочный песенник. М.: Астрель, 2003.
Журналы
«Музыкальная палитра» №3, 2002; № 1, 2004; № 6, 2006,
«Музыкальный руководитель» № 2, 2007
«Колокольчик» № 21, 33.
НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бокова ТВ. Времена года. Весна. М.: Росмэн-Пресс, 2002.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
- Будем песни петь./Сост. Сорокин П.А. М.: Русская песня, ВМО, 1998.
- Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! СПб.: Детство-Пресс, 1999.
- Гомонова Е.А. Веселые песенки для малышей круглый год. Ярославль:
Академия К, Академия Холдинг, 2000. - Зайцева О.Г. Маленьким артистам, танцорам, вокалистам. Ярославль:
Академия развития, 2005. - Игры с пением для детского сада./Сост. Метлов НА. М.: Музыка, 1965.
- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?/Авт.-сост.
Соловьева Н.А. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - Каплунова И.А., Новоскольцева И.М. Ах, карнавал!.. СПб.: Композитор,
2001.
- Конвенан И. Облака. СПб.: Композитор, 2004.
- Металлиди Ж. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ. СПб.: Композитор, 1999.
- Музыка в детском саду. Вторая младшая группа./Сост. Ветлугина Н.А.,
Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. М.: Музыка, 1989.
- Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа./Сост.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. М.: Музыка, 1988. - Музыка в детском саду. Средняя группа./Сост. Ветлугина Н.А.,
Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. М.: Музыка, 1987. - Музыка в детском саду. Старшая группа./Сост. Ветлугина Н.А.,
Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. М.: Музыка, 1986. - Музыка в школе. 1-й класс./Авт.-сост. Бейдер ТА., Критская Е.Д.,
Левандовская Л.Я. М.: Музыка, 1979.
17. Музыка для детского сада./Сост. Метлов Н.А. М.: Музыка, 1947.
- Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей
6-7 лет). Вып. 2/Авт.-сост. БекинаС.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. М.:
Просвещение, 1983. - Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей
6—7 лет. Вып. 3.)/Авт.-сост. Бекина СИ., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. М.:
Просвещение, 1984.
- Наша Родина./Сост. Чешева СИ., Владимирова И.Г. М.: Музыка, 1985.
- Песни для детского сада./Сост. Метлов Н.А. М.: Советский композитор, 1974.
- Песни наших дней./Сост. Агафонов О.Ф., Бекетова В.Г., Шибаев В.И.
М.: Музыка, 1984. - Пономарева И.В. Музыкальные минутки для малышей. СПб.: ЛОИРО,1998.
- Пономарева И.В. Песни для Алешки. СПб.: ЛОИРО, 1995.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке — играем. М.: Новая школа, 1994.
- Потешки и забавы. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1988.
- Праздники и развлечения в детском саду./Ред. Соболева Э.В. М.:
Просвещение, 1982. - Праздничные утренники в детском саду. Вып. 2./Сост. МихайловаЛ.И., Метлов Н.А. М.: Музыка, 1966.
- Рыбак Е.В. Северное солнышко. Архангельск: АО ИППК РО, 1996.
- Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши. СПб.: ЛОИРО, 2001.
- С песней весело шагать. Вып. З./Сост. Крылусов А.С. М.: Музыка, 1991.
- Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей
3-5 лет). Вып. 1./Сост. Орлова Т.М.,Бекина СИ. М.: Просвещение, 1986. - Федорова Г.П. Снежная фантазия. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 1978.
АУДИОКАССЕТЫ
1. Ах, карнавал!.. СО. СПб.: Композитор, 2003.
2. Владимир Шаинский - детям. Крокодил Гена и другие... М.: Твик-
Лирек, 2002.
- День Победы. М.: Весть - ТДА, 1998.
- Детский альбом./Классическая музыка для детей. М.: Мост-В.
- Детский хит-парад. М.: Мост-В.
- Дискотека «Город сказок». М.: Твик-Лирек, 2000.
- Железное С, Железнова Е. Аэробика для малышей. М.: Весть - ТДА,2004.
- Железное С, Железнова Е. Десять мышек-1. М.: Весть - ТДА, 2004.
- Злодейские песенки. М.: Твик-Лирек, 2001.
10. Золотое кольцо. Виновата ли я... М.: Бекар КесопЗз, 1994.
11. Золотые 70-е./Золотой шлягер. М-.: Оесоп51шс1юп.
12. Наша школьная страна./Песни наших родителей. М.: Весть - ТДА,2003.
13. Тайна Снежной Королевы. М.: АРЕХ Ш, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные празднично-карнавальные игры для детей ДОУ
Данные игры могут использоваться на праздниках, карнавалах и развлечениях в ДОУ...
Музыкальная сюжетно-ролевая игра для детей 3-4 лет
Образовательная область – социально - коммуникативное развитие.Задачи: 1.Формировать элементарные математические представления (большой, маленький, высокий, невысокий).2.Вызывать интерес к музык...
Театрально-постановочная работа над сказкой «Теремок».
Театрально-постановочная работа над сказкой «Теремок».Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия.Задачи:Обучаю...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Как ходят звери? https://yadi.sk/i/gzP3E8nRNieDeA...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей старшей и подготовительной группы.
Угадай музыкальный инструмент http://yadi.sk/i/JlkI68bcAmGTnwМузыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ...