№ п\п | Направление развития | Элемент содержания направления развития | Потенциал театральной деятельности в развитии детей по данному направлению |
1 | Социально-коммуникативное развитие | Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | Дети знакомятся с чувствами, настроением персонажей Осваивают способы их внешнего выражения Осознают причины того или иного настроения |
|
| Нормы и ценности, принятые в обществе | В сюжетах сказок отражены основные общечеловеческие ценности: добро, дружба, верность, помощь слабым и т.д. |
|
| Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Театральная деятельность может являться основой формирования предметного взаимодействия детей раннего возраста, взаимодействия взрослых и детей. В процессе театрализованной деятельности складываются доверительный и доброжелательный уровень общения |
|
| Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками |
|
|
| Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых | Общая деятельность позволяет ребенку чувствовать себя частью сообщества детей и взрослых. В процессе совместной деятельности формируются правила и нормы уважительного отношения друг к другу. |
|
| Формирование позитивных установок к творчеству | Интересная, эмоционально насыщенная деятельность, организуемая регулярно, формирует позитивное отношение детей к такому виду творчества как театр. |
|
| Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Через сюжет театрализации возможно раскрыть тему безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основы безопасного поведения в быту формируются и в самом процессе деятельности. |
2 | Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | При грамотной и регулярной организации театральной деятельности данная деятельность может стать одной из сфер интересов детей. Эмоционально окрашенная, сопровождающаяся положительными эмоциями деятельность стимулирует познавательную активность; данное обстоятельство возможно использовать и при раскрытии программного содержания дошкольного образования. |
|
| Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, количество, часть и целое, пространство, движение и покой, причина и следствие и т.д.) | Атрибуты театральной деятельности, ее содержание, работа с различными видами театра формирует и расширяет представления об объектах окружающего мира. Специально организованная работа позволяет на материалах театральной деятельности познакомиться и со свойствами некоторых объектов (в том числе, театр на бумажной основе; би-ба-бо: ткань, резина; настольный шагающий театр – ткань и др.). |
|
| Формирование познавательных действий, становление сознания | В процессе игр, их организации, работы с материалами театральной деятельности дети овладевают познавательными действиями, что способствует становлению сознания. |
|
| Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках | Театральная деятельность подразумевает знакомство с русской народной культурой, образцами народного фольклора (сказки, потешки и т.д.), в содержании которых отражены представления русского народа о быте, природе, его ценностях. |
3 | Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры | Театральная деятельность стимулирует развитие речи. Ребенок учится слушать речь взрослого, понимать содержание, действовать в соответствии с ним. |
|
| Обогащение активного словаря | В процессе театральной деятельности у ребенка обогащается активный словарь предметов (избушка, медведь лиса, петух, коса, плечо и т.п.), признаков (лиса рыжая, хитрая; избушка ледяная и т.д.), действий (катится, колобок, катится…) и т.д. Педагогу важно стимулировать этот процесс, побуждая ребенка называть персонажей, их действия, признаки, досказывать знакомые фразы. |
|
| Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | Речь педагога, тексты произведений задают детям речевые образцы. Досказывая сперва слова, а затем и фразы знакомых произведений, дети усваивают грамматически правильную форму согласования частей речи, учатся строить диалоги. Развитию диалогической речи способствует и подключение педагога к деятельности детей от имени какого-либо персонажа, озвучивание роли. |
|
| Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | Речевая деятельность, прежде всего, педагога, озвучивающего персонаж, и впоследствии побуждение ребенка к передаче эмоций персонажа способствует развитию интонационной стороны речи, формированию ее выразительности. |
|
| Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | Театрализованная деятельность не может осуществляться без знакомства детей с детской литературой, различными ее жанрами. Педагог организует театрализацию потешек, сказок, детских стихов, доступных детскому пониманию рассказов. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы | Интонационная выразительность речи педагога, выразительность движений при передачи роли; работа над выразительностью речи и движений детей при передачи образов развивает у детей раннего возраста предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию словесных произведений; включение в театральную деятельность музыки соответствующего характера и содержания формирует условия предпосылок к ее ценностно-смысловому восприятию и пониманию. |
|
| Становление эстетического отношения к окружающему миру | Эстетически оформленные центр театральной деятельности в группе и атрибуты способствуют становлению эстетического восприятия окружающего мира |
|
| Формирование элементарных представлений о видах искусства | В процессе театральной деятельности дети раннего возраста знакомятся с такими видами искусства, как театр, музыка, фольклор, литература. |
|
| Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора |
|
|
| Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Слушая и наблюдая театральные постановки в исполнении педагога или педагогов, дети учатся сопереживать персонажам произведений. |
|
| Реализация самостоятельной творческой деятельности детей | Систематическая организация театральной деятельности закладывает предпосылки к самостоятельной творческой деятельности, стимулирует ее развитие |
5 | Физическое развитие | Развитие координации движений, равновесия | Изображение предметов живой и неживой природы, предметов рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход, поезд и.т.п.) способствует развитию общей моторики, координации движений, равновесию. Игры с настольными и пальчиковым театрами способствует развитию мелкой моторики |
|
| Развитие крупной и мелкой моторики |
|
|
| Развитие основных видов движений | Изображение движений различных животных (зайчик, лягушка, кошечка и т.д.) способствует развитию у детей основных видов движений. |
|
| Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами | Посредством содержания (сюжета) театральной деятельности, использования элементов театральной деятельности в режимных моментах возможно осуществлять эффективную работу по формированию представлений детей о здоровом образе жизни, формированию ценностного отношения к своему здоровью, приобщение к его элементарным нормам и правилам. |