Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka_-buratino.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования театрального кружка «Буратино» для детей 5-7 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»
В.А.Сухомлинский
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место…»
Б.М.Теплов
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
-созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.
Сегодня актуально звучат идеи педагогов и психологов о том, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. Музыка способна развить слух, занятия хореографией способствуют развитию эмоционально-волевей сферы, координацией движений, пространственной ориентировки, гибкости, повышению жизненного тонуса, это способствует укреплению здоровья детей. Именно театр, вбирающий в себя все виды искусства, требующий умений и навыков и при этом остающийся игрой, позволяет наиболее полно проявиться детским способностям. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Предлагаемая комплексная программа предназначена для работы с детским музыкальным театром. Цель - комплексный подход к гармоничному раскрытию потенциала ребенка, его актерских данных и творческих способностей.
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка видеть прекрасное вокруг, любить природу, людей, и воспроизводить жизнь на сцене, оценивая ее такой, какая она есть.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-Закон об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан.
-Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года.
-Конвенция о правах ребенка.
-Концепция развития ДОУ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Обучающая цель: Способствовать формированию знаний, умений, навыков средствами театрализованной деятельности у детей.
Задачи:
- Приобщение детей к театральной культуре в системе искусств.
- Формирование навыков грамотной сценической речи и сценической пластики.
- Обучение этюдам и тренингам.
Воспитательная цель: Создание дружного, крепкого союза детей, педагогов и родителей.
-Воспитание чувства ответственности, работоспособности, дисциплинированности.
-Воспитание патриотизма.
-Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни ребенка.
Развивающая цель: Развитие творческих способностей детей средствами музыки, театрализации.
-Создание условий для проявления детьми личностных качеств: самопознание и саморазвитие.
-Развитие природных способностей детей средствами всех видов искусств.
-Развитие коммуникативности и умения общаться с взрослыми.
В основе театра лежит принцип коллективного творчества детей, педагогов, художника - декоратора, мастера по пошиву театральных костюмов, аранжировщика, каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Реализованная на практике идея работы сообща, коллективно придумывать, сочинять, воплощать ее в жизнь дает видимый результат. Поставлено несколько развернутых спектаклей, с яркими театральными костюмами, сценографией, богатыми музыкальными аранжировками. Постоянными зрителями являются воспитанники детских садов, ветераны войны и труда, учащиеся начальных классов СОШ.
Сюжеты сказок педагог придумывают вместе с детьми, где определяют события, происходящие с героями. Стараются не использовать сказки в готовом виде, примеры поступков и действий героев приводят из своей детсадовской, школьной или домашней жизни. Для удобства запоминания текстов педагоги стараются свои рассказы перевести в рифмованные формы. Сюжетная линия сказок выстроена так, что герои чему-то учатся, узнают, сравнивают, поучают. Конфликты добра и зла, обязательное присутствие как положительных, так и отрицательных героев, а в финале- победа Добра, трудолюбия и дружбы. Важное место занимает в восприятии ребенка музыка, которая составляет неотъемлемую часть спектакля. Именно она помогает точнее передать атмосферу происходящих событий.
Программа музыкального театра разработана с учетом потребностей детей и родителей, рассчитана на детей в возрасте с 5 до 7 лет (старший и подготовительный к школе возраст). Идея программы заключается в формировании театральной, музыкальной культуры детей этого возраста, в обучении осознавать свои возможности и перспективы, важно, чтобы обучение помогло утвердиться в себе, и предлагала включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 4 ч. в неделю. Данная программа рассчитана на 2 года.
Предполагаемые результаты работы театрального кружка:
- Владение детьми речевыми, интонационными выразительными средствами
- Владение детьми всеми видами театральной деятельности
- Участие детей в городских и районных конкурсах
- Открытые показы театрализованных представлений для родителей, воспитателей и других организаций
Итоговые занятия планируются проводить в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях, фотовыставок, видеофильмов.
В программе предполагается система занятий, основанная на единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие детей осуществляется по мере овладения ими теоретических и практических знаний по основам театральной игры, культуры техники речи, ритмопластике, вокалу и хореографии.
Учитывая психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста, развитие деятельности включает в себя разучивание, приемам рефлексии, пробуждая интерес к новым формам. Этот возрастной период называют периодом «первого вытяжения «когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия тела ребенка. Поэтому занятия в театре построены на смене действий.
Все занятия проводятся в интересной форме, основываясь на сюжетном построении, в зависимости от различных факторов, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр или упражнений, или с различных занимательных игр. Занятия в детском театре построены на индивидуальном подходе, уважении к личности каждого ребенка, вере в его способности и возможности. Поощряя и отмечая удачную находку, новое решение творческой задачи, происходит незаметное для глаз ребенка воспитание самостоятельности и уверенности в собственных силах.
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности:
-СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, рассказ новой темы ) ;
-НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;
-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;
-РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ) .
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ :
- Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
- Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.
В музыкальном театре у детей формируются : умения и навыки общения, смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свое умение сосредоточить внимание на поставленной задаче; расширяется кругозор. Программа в комплексе призвана содействовать формированию физически – здоровых, красивых, незакомплексованных детей, умеющих правильно и четко говорить, красиво двигаться, понимать литературные и музыкальные произведения, уметь танцевать и петь. Ребенок становится контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия в театре необычные, проводить их нужно эмоционально и увлекательно. От педагогов требуется хорошее настроение и доброжелательность Занятия в музыкальном театре способствуют приобретению у воспитанников доброты, смелости, дружелюбия, товарищества, добродушия, веры, правдивости, честности. Программа театра основана на « механизме» сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогам и детям почувствовать себя в различных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОЗИТИВНОСТИ. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества во всех видах и формах музыкально-театральной деятельности.
ДУХОВНОСТИ. Установление связи между высшими ценностями : добром, красотой, здоровьем, внутренним миром человека, поведением, смыслом жизни через включение ребенка в мир образов и чувств и понимания эмоционально- ценностного смысла.
ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ. Максимальный учет психического своеобразия и индивидуальных способностей, уважение интересов желаний и возможностей каждого ребенка.
СПИРАЛЕВИДНОГО УСЛОЖНЕНИЯ МАТЕРИАЛА. Обучение от простого к сложному, при восхождении воспитанника на новую ступень во всех видах музыкальной деятельности, усложнение материала; совершенствование умений и навыков воспитанников на новом витке развития.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ. Формирование у ребенка представлений о целостности искусства, своей личной эмоционально- чувственной и рациональной сопричастности к окружающей реальности.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ведущая работа над самоактуализацией личности воспитанника : личностно- ориентированный подход в организации деятельности, создание условий, благоприятных для самопознания, саморазвития, формирования адекватной самооценки, помощи в осмыслении, включения в общее дело.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Психогимнастика | 10 | 1 | 9 |
3 | Знакомство с видами театров | 9 | 7 | 2 |
4 | Этюды и упражнения на развитие психических процессов | 9 | 4 | 5 |
5 | Постановочная работа | 5 | 2 | 3 |
6 | Выступления | 2 | - | - |
Всего | 26 | 17 | 19 |
Репертуар
- Стихотворения Заходера, Успенского, Михалкова, Барто, Маршака, Джалиля, Чуковского
- Сказки народов мира: русские народные сказки «Колобок», «теремок», украинская сказка «Колосок»
- Авторские сказки Сутеева, Тукая
Музыкальный репертуар
- Музыкальные сказки
- Разучивание песен из мультфильмов
Рекомендуемый список литературы для педагогов:
- Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»
- Т.И.Петрова, Я.Я.Сергеева, Я.С.Петрова «Театральные игры в детском саду»
- И.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
- Дошкольное воспитание, 2005-2009 г.
- Музыкальная палитра, 2005-2009 г.
- Музыкальный руководитель, 2005-2009 г.
Рекомендуемый список литературы для педагогов:
- Хрестоматия для детей
- Большая книга для детского сада
- Энциклопедия этикета
- Детская энциклопедия
Диагностика театральной деятельности
20_____ - 20 ____ уч.год
Навыки сценических действий | Мимика | Пантомимика | Музыкальные способности | Сформированность эмоциональной сферы | Самооценка и уверенность в себе | Актерская речь | |||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...
Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."
В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-сценическому искусству средствами театрального кружка «Юные театралы»
Программа с дополнениями...
Программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 2 младшей группы 3-4 лет
Программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 2 младшей группы 3-4 лет...
Программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» для детей младшего дошкольного возраста на 2022-2023 у.г.
Рабочая программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад 4...