консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"
консультация по теме
Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_razvivayushchey_sredy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми»
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Накопление, систематизация, использование и преобразо вание опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Про грамма «Ребенок в мире поиска» определяет некоторые ее осо бенности, их можно представить в виде моделей, принципов и требований к содержанию, оформлению, организации, исполь зованию. Исходное требование к предметной среде — ее разви вающий характер.
При создании развивающей среды авторы опирались на поло жение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспе риментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы.
Кроме того, учитывался ряд требований (С.Л. Новоселова, Л.C. Вы готский, Н.Н. Поддьяков).
- На соответствующих возрастных этапах развивающая пред метная среда должна создавать условия для формирования веду щих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
- Предметная среда должна соответствовать возможностям ре бенка для перехода к следующему этапу развития.
- Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последую щей деятельности.
- Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные»), поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
Помимо изложенного развивающая среда должна соответство вать ряду принципов.
Принцип соответствия особенностям развития и саморазви тия. Это становится возможным при создании условий для двух типов детской активности:
— собственной, полностью определяемой ребенком, детерми нированной его внутренним состоянием;
— стимулируемой взрослым, который организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.
В связи с этим в основе развития лежит проблема материала, оборудования и их размещения. Ребенок, действуя с ними, обна руживает и практически решает целый комплекс задач. Иногда он и сам ставит перед собой эти задачи (особенно в эксперимен тировании и игре), ищет способы достижения той или иной цели (первые шаги творчества), активизирует уже имеющиеся знания (что порождает инициативу, самостоятельность и т.д.).
Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости. На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обес печивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными сред ствами, объектами и средствами многоплановой деятельности де тей, предоставлением возможностей получать информацию, не обходимую для постановки и решения задач. Развивающая пред метная среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне. Но она моделирует функциональное развитие деятельности ребенка и тем, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает к поиску. Ин формация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, вербальной, практической форме.
Принцип активности. В развивающей среде должна быть зало жена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материа лов, объектов. Так стимулируется возникновение и развитие по знавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Предметная среда должна способствовать положению взрослого «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемые материалы и оборудование, так и через их размещение.
Принцип эмоциональной насыщенности. Рассматривается как способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окруже ние должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатле ния, вызывающие эмоциональный отклик, возможность про жить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, по буждать к освоению полюсов «добро — зло», «прекрасно — безобразно» и пр.
Принцип системности. Среда должна отвечать определенному возрасту детей и содержанию их деятельности, целям воспитания и обучения, а также основным принципам дизайна.
Принцип статичности — подвижности. С одной стороны, ре бенку обеспечивается возможность свободной ориентации в зна комой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защи щенности, а с другой — он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настрое ниями.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка поме щений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная пло щадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) дея тельности. Этот принцип также предполагает наличие структур ных «емкостей», содержащих личные вещи и предметы, отража ющие индивидуальность, внутренний мир ребенка («сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и пр.).
Принцип закрытости. Развивающая среда помогает понять раз граничение внешнего и внутреннего мира («я и другие», один ребенок и группы детей, группы детей и детский сад, детский сад и мир), предполагает открытость природе, обществу и т.д.
Принцип обеспечения половых различий. Предполагает планиров ку помещения и наличие материалов и предметов, стимулирую щих деятельность, в процессе которой происходит осознание ре бенком принадлежности к определенному полу: например, маке ты «Путешествие в прошлое куклы» и «Путешествие в прошлое автомобиля», материалы по темам «Мир тканей» и «Мир метал лов», «Соломенные куклы» и «Песочный город» и т.п.
Принцип универсальности. Предусматривает возможность са мостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-про странственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение. Для соблюдения данного принципа целесооб разно использование модульного и игрового материала.
Кроме перечисленных принципов важно соблюдение ряда тре бований к содержанию и оформлению развивающей среды.
Многофункциональность предполагает возможность использо вания для решения (в том числе комплексного) различных задач организации деятельности детей.
Рациональность предполагает: удобство подхода к материалу и его использования как в самостоятельной, так и в совместной со взрослым деятельности (в зависимости от задач); свободный доступ к материалу (открытые емкости на уровне роста детей и пр.); возможность работать с материалом там, где он находится, или возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии). Рацио нальность предполагает и возможность многократного использования материала (перфокарты, ламинирование, накопители, информационное табло и др.).
Системность, когда предлагаемый материал сконцентрирован (подобран) по определенному принципу:
- по задаче (например, моделирование, накопление познава тельного опыта через наглядность);
- виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
- содержанию и тематике (например, «Осень», «Наш дом — Земля» и др.).
Обновляемость познавательного и игрового материала в соот ветствии с задачами воспитательно-образовательной работы, с планом проведения занятий и интересами детей.
Вариативность материала для поддержания интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа заданий.
Именной характер материала, т.е. наличие названия и по воз можности задания в словесной форме в виде маркировки или надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятель но восстановить цепочку действий с данным материалом и ис пользовать его в соответствии с назначением и обучающей зада чей.
Развивающая среда по программе «Ребенок в мире поиска» включает в себя микроблоки, представленные в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБЛОКОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Микроблок | Образовательная задача | Примерное содержание среды | Предполагаемая деятельность детей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Лаборатория «Почемучка» | Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта | Материалы для ознаком ления с их свойствами (сыпучие, твердые, жид кие и пр.). Оборудование для экспе риментов по представлен ной теме (воронки, тази ки, емкости и пр.). Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройст ва, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели позна вательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | Опыты, эксперименты, исследования |
Уголок природы | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Растения, животные в соответствии с возраст ными рекомендациями, оборудование для труда на природе | Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо ведческого содержания |
Центр преобра зования «Мастерилки» | Проживание, пре образование по знавательного опыта в продук тивной деятельно сти. Развитие руч ной умелости, творчества. Выра ботка позиции творца | Природный, бросовый материал, различные ви ды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изо бразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, про волока, иголки, нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр. | Изготовление поделок, маке тов, построек, игрушек, тема тических аль бомов, стен ных газет и пр. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Уголок «Знайки» | Формирование умения самостоя тельно «работать» с книгой, «добы вать» нужную информацию. На копление познава тельного опыта | Познавательная литерату ра, наглядный материал для накопления познава тельного опыта: реальные объекты, предметы, мате риалы, муляжи, иллюст рации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | Рассматрива ние, чтение, слушание, со ставление кол лекций, герба риев, система тизация (рас кладывание) наглядных материалов |
Инфор мацион ная ко пилка | Осознание своего познавательного интереса, форму лирование его в вербальной форме или с помощью условных симво лов, целенаправ ленное расшире ние опыта детей по обучающей задаче | Копилка вопросов, кар- точки-вопросы с текстами или условными символа ми, сюжетный накопитель для них, тематическая подборка наглядных ма териалов, тексты, печат ные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр. | Формулировка вопроса, его запись, или запись полу ченной инфор мации с помо щью букв и условных сим волов, рисун ков, подбор соответствую щего нагляд ного материа ла, рассматри вание, чтение |
Игротека | Уточнение, систе матизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятель ности | Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам | Игровая дея- • тельность |
Уголок модели рования | Развитие способ ностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта | Условные символы, моде ли различного вида по темам и разным направ лениям (календари на блюдений в природе, про токолы опытов, алгорит мы познавательной дея тельности, опытов и экс периментов, схема строе ния модели взаимозави симостей и пр.), изобрази тельные средства | «Чтение», со ставление, рисование мо делей, дейст вия в соответ ствии с ними |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...
Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...
Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»
Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...
Оформление предметно-пространственной развивающей среды в группах для организации сюжетно-ролевых игр
Презентация из опыта работы по организации РППС для организации сюжетно-ролевых игр...
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
Развивающая среда в группе для организации театрально - художественной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать с...
Буклет-консультация по оформлению развивающей среды в группе
Данный буклет предназначен для педагогов и служит отличной консультацией при оформлении РППС ...