Школа молодого педагога- как условие профессионального становления и развития.
материал по теме

 

В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В одних случаях начинающими педагогами мы называем выпускников образовательных учреждений, работающих первые 3-5 лет. В других – педагогов до тридцатилетнего  возраста. В   третьих – специалистов, пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности, например учителей. Но при всей условности вычленения временных рамок этой социально-профессиональной общности, отчетливо вырисовываются особенности этапа вхождения в профессию как этапа становления позиции, делающей человека субъектом собственной жизнедеятельности. Современное дошкольное образование остро нуждается в педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon школа начинающего педагога.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого педагога-

как условие профессионального становления и развития.

Коллеги, в контексте данной темы  хочу напомнить вам достаточно известные слова А.С.Макаренко.  

  Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились.

                                               А.С.Макаренко 

В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В одних случаях начинающими педагогами мы называем выпускников образовательных учреждений, работающих первые 3-5 лет. В других – педагогов до тридцатилетнего  возраста. В   третьих – специалистов, пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности, например учителей. Но при всей условности вычленения временных рамок этой социально-профессиональной общности, отчетливо вырисовываются особенности этапа вхождения в профессию как этапа становления позиции, делающей человека субъектом собственной жизнедеятельности. Современное дошкольное образование остро нуждается в педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности.

Путь развития и превращения в профессионала – это очень нелегкий путь. Перед нами  встал вопрос: как добиться ощущения каждым педагогом, что он не просто “идет на службу”, а “идет на работу своей жизни”. Ведь только в этом случае педагог сможет постоянно работать над собой и пытаться развиваться все больше и больше.

Наш Детский сад открылся  после реконструкции 4 декабря 2009года.  Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 28 педагогов: 21  -  воспитатели; 4 -  специалисты; 3  -  административный состав.        

Качественный состав педагогов представлен на слайдах.

 Из 21 педагога -57 % педагогов  имеют стаж работы менее 5 лет                                                                   

С высшей категорией 1 педагог, с 1 квалификационной категорией -7, со 2 квалиф. категорией – 4, без категории -16.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Мы понимаем, от того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в нашем дошкольном  учреждении или найдет себя в другой сфере деятельности.

  Из результатов анализа качественного состава кадров,  насущных  потребностей дошкольного учреждения,  находящемся в начальной стадии развития,  в профессиональных педагогах, задач по формированию начинающего педагогического коллектива, активный поиск эффективных форм работы с педагогами привели нас к созданию клуба начинающих педагогов «По ступенькам - к успеху».

 Клуб ставит своей целью:  

-помощь молодым педагогам в адаптации к профессиональной деятельности, к     новому коллективу,

-удовлетворение потребности начинающих педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений,

-планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей

  начинающего педагога,

- утверждение в правильности своего профессионального выбора,

- увлечение  молодых педагогов их профессиональной деятельностью,

- ознакомление с современными педагогическими приемами и технологиями, овладение коммуникативной культурой.

Деятельность клуба строится на принципах,  наиболее значимых на начальном этапе работы:

  1. Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст

  1. Принцип системности,- непрерывности образования, накопления опыта;

  1. Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп  для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

Работа в клубе предполагает  овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся:  и работа с книгой, и решение педагогических и психологических задач, и выполнение специальных упражнений, и педагогическая саморегуляция. 

Занятия клуба проводятся  не менее 2 раз в месяц по необходимости. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.

Перед составлением плана работы клуба начинающих педагогов  были выявлены трудности в работе начинающих педагогов. Основная причина трудностей – психологическая. Происходит несовпадение реальной жизни с представлениями и ожиданиями, возникают сомнения в своем профессионализме.

  На данный момент в нашем дошкольном учреждении работают 8 молодых специалистов, выпускники учебных заведений, и 6 педагогов – учителя разного возраста, не имеющие опыта работы с дошкольниками. Для выявления условий развития и реализации начинающих педагогов, путей образования нами была проведена экспресс-диагностика. Для педагогов пришедших из  учебных заведений и для педагогов  пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности трудности заключались  в организации любой деятельности детей, незнание программы по которой работает дошкольное учреждение, отсутствие практики, недостаточность свободы, давление авторитета опытного педагога.  С учетом возникающих затруднений в ходе работы педагогов в содержание занятий клуба в течение года вносятся необходимые коррективы. Содержание  занятий  клуба разбито на блоки.

Большое значение в работе педагогов оказывает осознание ими собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию внутренних ресурсов педагогов, осознание собственных индивидуальных возможностей и раскрытию внутренних ресурсов начинающих  педагогов были направлены занятия первого блока«Познай себя», руководителем которого является педагог-психолог. Так, педагог-психолог сначала предлагает молодому специалисту шуточный тест, а потом с ним проводит беседу, о том, как он оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его "педагогическую стрессоустойчивость".

Педагог-психолог изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. Для анализа личностной сферы используются следующие методики: тест Айзенка (определяется тип темперамента), тест фигур (раскрывается типология личности), социометрии (устанавливается социометрический статус) и т. д. Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. По результатам психологической диагностики на занятиях в клубе педагог-психолог  проводит с молодыми специалистами консультации, коррекционные и развивающие  тренинги, деловые игры. В итоге первого блока педагогами был выбран девиз «Поддержим-поможем-научим» и в соответствии с этим эмблема клуба «По ступенькам - к успеху».

Содержание занятий в блоке «Познаю и творю» определено программой «Детство» в соответствии с которой мы работаем, а это овладение педагогами субъект-субъектной позицией взаимодействия, и конечно, теми затруднениями, с которыми столкнулись наши начинающие педагоги в организации жизнедеятельности детей, в целях повышения педагогического мастерства начинающих педагогов, стимулирования творческого потенциала педагогов, повышения престижа педагогической профессии, а также выявления талантливых начинающих педагогов. Старший воспитатель с самого первого дня занятий в клубе ориентирует педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя на занятиях этого блока– оказание помощи в организации педагогического процесса.

Мы понимаем, что привлечь современных молодых педагогов к активному овладению профессией на занятиях в клубе «По ступенькам- к успеху» непросто.

Поэтому в работе клуба  использовались наиболее активные и эффективные современные формы образования педагогов, которые способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост  профессиональной значимости.

В рамках работы клуба проведены семинар – брифинга на тему «Психологическое развитие дошкольника», позволившим  максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и в самом занятии, при обсуждении проблемных вопросов.  

Брейнсторминг на тему «Игра и развитие  личности дошкольника» активизировал воспитателей на оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. На занятии по данной теме раскрывались вопросы организации и руководства творческими играми детей, играми-драматизациями,  особенностями проведения дидактических игр.

Наиболее успешной считаем такую форму работы с начинающими педагогами как мастер –класс, который проведен мною по теме «Развитие творческих способностей и фантазии дошкольников в изобразительной деятельности средствами технологии пальцеграфии».

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами  оказали  положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности педагогов.

В настоящее время  реализовано содержание второго блока работы клуба, заключительным этапом которого явилось проведение майского «Аукциона педагогических идей». Здесь  педагоги имели возможность продемонстрировать свои умения, приобрести  компакт-диск  или  видео презентацию по развитию творческих способностей дошкольников и другие материалы, которые помогут им в работе.

Следующим  этапом работы клуба будет реализация блока «Умею сам, научу других» , который позволит начинающим педагогам поднявшись на ступеньку педагогического мастерства, не только учиться у других, но и делиться своим опытом работы. Основной задачей блока «Умею сам, научу других» является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием.

Хочется верить, что занятия в клубе «По ступенькам к успеху» обеспечат более легкую адаптацию в профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной жизнедеятельности, выработку своего собственного стиля для комфортного нахождения в профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога- как условие профессионального становления и развития.

В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В одних случаях начинающими педагогами мы называем выпускников образовательных учреждений, работающих первые 3...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

«Школа дошкольных наук как инструмент профессионального становления молодого педагога»

Наставничество — это. не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. осознанный выбор педагога: к...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соотве...