Сформированность профессиональной компетентности как одно из важных условий профессионального становления личности молодого педагога
материал по теме
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 г.Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Выступление на районном совещании работников образования
«Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации»
Секция: «Обеспечение доступности и качества образования в дошкольных образовательных учреждениях»
Сформированность профессиональной компетентности
как одно из важных условий профессионального становления личности молодого педагога
Выполнила:
педагог-психолог
Тимомеева Джамиля Камильевна
Август – 2011
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как способность и готовность специалиста к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности.
Критериями профессиональной компетентности педагогов ДОУ служат: наличие у педагогов потребности в совершенствовании; наличие мотивации к педагогической деятельности у педагогов; сформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств, направленность на профессиональную деятельность.
Формирование профессионально значимых качеств у молодых педагогов происходит поэтапно: I этап – 1-й год работы – вхождение в профессию; II этап – 2-3-й годы – развитие профессиональных умений, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег; III этап – 4-5-й годы – складывается система работы, имеются собственные разработки; IV этап – 6-й год – происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. В свою очередь самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
С каждым годом количество молодых педагогов в образовательных учреждениях стремительно растет. Так на 1 августа 2011 года в нашем детском саду работают семь молодых педагогов, что составляет 23 % от общего количества педагогического коллектива.
Таким образом, мы столкнулись с тем, что поступающие на работу в БДОУ «Детский сад №9 г. Тары» воспитатели, имея педагогическое образование, опыта работы не имеют или же он является недостаточным. В связи с этим, нами было проведено исследование сформированности профессиональной компетентности у данной группы молодых педагогов. Исходя из указанных выше критериев, были использованы следующие методики: методика выявления уровня профессиональной компетентности, (Р.Гурина), методика диагностики направленности личности Смекала-Кучера, методика выявления способности педагога к саморазвитию (ред. Шамовой Т.И.).
По результатам проведенного обследования, нами было выявлено, что 4 (57%) молодых педагога имеют средний уровень профессиональной компетентности, остальные 3 (43%) – выше среднего.
Изучение направленности личности каждого из педагогов показало следующие результаты: доминирующая направленность на задачу выявлена у 1 (14%) испытуемого, у 4 (57%) доминирует направленность на взаимодействие, и у 2 (29%) испытуемых – на себя.
Результаты диагностики способности к саморазвитию показали, что все испытуемые находятся в активном развитии.
Делая вывод, можно сказать, что профессиональная компетентность молодых воспитателей нашего детского сада недостаточно развита, однако есть потенциал к данному развитию, поэтому необходима дополнительная работа в этом направлении.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость создания в данном учреждении «Школы молодого воспитателя», целью которой должно стать повышение профессиональной компетентности начинающего педагога через: наставничество; оказание помощи в самообразовании; стимулирование молодых педагогов к изучению опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности;
- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих профессиональных качеств;
- предоставить возможность педагогам провести самооценку профессиональной деятельности;
- способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
В состав Школы молодого воспитателя входят: председатель, старший воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник, молодые воспитатели. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.
Старший воспитатель составляет план работы Школы, в работе молодого педагога обращает внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения перед педагогом-психологом встают следующие задачи:
- способствовать улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности;
- проводить индивидуальные консультации молодых педагогов по интересующим их вопросам;
- знакомить с половозрастными особенностями детей;
- организовывать тренинги по формированию мотивации на самообразование;
- способствовать усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
Предполагаемый результат:
- успешная адаптация начинающих педагогов;
- развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний;
- формирование гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- раскрытие творческого потенциала;
- обогащение и расширение профессиональных знаний;
- рефлексия профессиональной деятельности, анализ педагогических ситуаций.
Работа в данном направлении будет продолжена, так как профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.
Литература:
- Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - №12.
- Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность? // Высшее образование в России. – 2008. - №10.
- Кротова Т.В. К вопросу о педагогической компетенции воспитателей ДОУ в общении с родителями / Научные труды МПГУ Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М: Прометей, 2005.
- Медведникова Л.Ф. Школа молодого воспитателя // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - №10.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ: Методические рекомендации для диагностики педагогов и детей. – Омск: ООИПКРО. – 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с традициями и природой Вологодского края, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств дошкольников
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окр...
Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны реч...
«Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поис...
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.
Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....
Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».
Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»...