Программа готовности к обучению в школе.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Поступление ребенка в школу, очень важный и ответственный период жизни ребенка. Учебная деятельность требует определенного уровня развития памяти, внимания, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики рук. Необходимо так же занимаясь с детьми учитывать ведущую деятельность дошкольника - игровую. Программа дошкольного образования развивает все способности, но с целью профилактики школьной дезадаптации считаю необходимым проведение психологом занятий развития. Основным условием этих занятий является ситуация эмоционального успеха. Основным подходом в этих занятиях должно быть сочетание игровых и учебных типов деятельности, так как переход от детского сада к школе, это переход от игровой деятельности к учебной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gotovnosti_obucheniyu_v_shkole..doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
развития и коррекции готовности
к обучению в школе
Составитель: Серина Н.П
педагог психолог МДОУ №92
Воркута
2010 год
Пояснительная записка.
Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелыми в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного уровня развития произвольности поведения, умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Программа дошкольного образования развивает все способности, но с целью профилактики школьной дезадаптации считаю необходимым проведение психологом занятий развития. Основным условием этих занятий является ситуация эмоционального успеха. Основным подходом в этих занятиях должно быть сочетание игровых и учебных типов деятельности, так как переход от детского сада к школе, это переход от игровой деятельности к учебной.
Цель программы: Достижение уровня психического развития детей, который позволит им нормально обучаться в школе.
В соответствии с поставленной целью ставятся следующие задачи:
1. Развитие личности
- Развитие произвольности поведения.
- Создание ситуации эмоционального успеха.
- Профилактика тревожности.
- Профилактика страхов.
- Повышение уровня самооценки.
2. Интеллектуальное развитие.
- Развитие памяти.
- Развитие внимания
- Развитие мыслительных процессов анализа и синтеза
- Развитие логического мышления, речи.
Программа представляется собой целостную систему коррекционно-развивающей работы предполагающую стимуляцию познавательной активности как средства устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания; развитие памяти; развитие восприятия; формирование мыслительной деятельности для успешного усвоения знаний.
В программу включены следующие разделы, отражающие сущность коррекционно-развивающей работы по формированию психологических процессов:
I. «Предпосылки овладения учебной деятельностью»
II. «Внимание»
III. «Память»
IY. «Мышление»
Y. «Произвольность».
Программа рассчитана на 20 занятий в течение учебного года.
Планируемые результаты: Результатом проделанной работы является достижение детьми такого уровня психического развития, которой позволило бы нормальное обучение их в школе. Повышение уровня произвольного внимания, эмоциональной раскрепощенности, пространственной ориентации, развитие мышления и речи.
Формами контроля являются первичная и рубежная диагностики.
Используется тест Керна-Йирасека.
Перспективное планирование.
№ | Содержание | Цель |
1. | Игра: «Давай поздороваемся». Игра: Поставь пальчик. Игра: «Выложи картинки по порядку» Упражнение: «Тихое озеро» Ритуал прощания. | Развитие внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. |
2 | Игра: «Что я умею?» Игра «Изобрази явление» Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Игра «Вспомни движения.». Упражнение «Полет высоко в небе» Ритуал прощания. | Развитие зрительного восприятия, внимания, мыш ления и речи, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать. Релаксация и развитие воображения. |
3 | Игра: «Найди пару». Игра «Кто наблюдение?» Игра «будь внимателен» Игра «Подбери пару к слову» Упражнение «Путешествие в волшебный лес» Ритуал прощания. | Развитие восприятия и памяти, активизация сло варного запаса, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных движений. Релаксация и развитие воображения. |
4 | Игра: «Скажи комплимент» Игра «Что это? Кто это?» Игра «Позы» Задание «Выложи цыфры так-же» Упражнение «Порхание бабочки». Ритуал прощания. | Развитие внимания и памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально-выразитель ных движений, |
5 | Игра: «Поздороваемся молча». Игра «Подбери парную картинку» Игра «Будь внимательным» Задание «Выложи круги» Игра «На что это похоже?» Ритуал прощания. | Развитие внимания и памяти, логического мышления, речи и памяти. Стимуляция внимания, развитие умение быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных движений, развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики. |
6 | Игра: «Камень, ножницы, бумага» Игра «Что это?» Игра «Посуда» Задание «Нарисуй и зачеркни» Игра: «Магазин» Ритуал прощания. | Развитие мышления и речи, расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию, развитие слухового внимания, памяти и мышления. |
7 | Упражнение: «Сделай вместе». Игра «Звери» Задание «Разложи карточки» Игра «Лиса с лисятами и сокол» Упражнение «Плывем в облаках» Ритуал прощания. | Развитие внимания, развитие логического мышления, навыков произвольного поведе ния, волевых качеств расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. |
8 | Упражнение: «Найди глаза» Задание «Разложи картинки по группам» Задание «Выложи фигуры, как запомнил» Упражнение «Отдых на море» Ритуал прощания. | Развитие навыков анализа и синтеза, развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению. Увеличение объема памяти и развитие внимания, релаксация и развитие воображения. |
9 | Игра: «Давай поздороваемся». Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Игра «Поезд» Задание «Закрой лишнюю картинку» Ритуал прощания. | Развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, мыш ления и речи. |
10 | Игра: Поздоровайся по разному». Игра «Подбери парную картинку» Игра «Овощи» Игра «Запомни картинки» Упражнение «Порхание бабочки» Ритуал прощания. | Развитие внимания и зрительной памяти, логического мышления, речи и памяти. Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. |
11 | Игра «Звери» Задание «Разложи карточки» Игра «Лиса с лисятами» Упражнение «Плывем в облаках» Ритуал прощания. | Развитие логического мышления, внимания, навыков произвольного поведе ния, волевых качеств Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. |
12 | Игра: «Найди пару» Задание «Разложи картинки по группам» Игра «Слушай хлопки» Задание «Выложи фигуры , как запомнил» Упражнение «Отдых на море» Ритуал прощания. | Развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению поведением, развитие навыков анализа и синтеза. Увеличение объема памяти и развитие внимания. |
13 | Игра: «Поменяйся местами». Игра «Чем походи и чем отличаются?» Игра «Поезд» Задание «Закрой лишнюю кпртинку» Упражнение «Тихое озеро». | Развитие зрительного восприятия и памяти, внимания, мыш ления и речи.
|
14 | Игра: «Простучи мелодию». Задание «Подбери четвертую фигуру» Игра «Палочки» Задание «Какой буквы не стало?» Упражнение «Необычная радуга» Ритуал прощания. | Развитие логического мышления, умения сравни вать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозак лючения и устанавливать закономерности в изображениях. Расширение объема памяти, развитие внимания. Развитие мелкой моторики, способности к согласо ванному взаимодействию. |
15 | Игра: «Выбери настроение» Задание «Назови предмет заданного цвета» Игра «Позы» Задание «Анализируем ряды» Упражнение «Воздушный шарик» Ритуал прощания. | Развитие воображения, эмоционально-выразитель ных движений, внимания и памяти, логической памяти. Активизация сло варного запаса. Релаксация, развитие дыхания, воображения. |
16 | Игра: «Повтори движение». Игра «Что это?» Игра «Транспорт» Задание «Нарисуй и зачеркни» Упражнение «Что ты представляешь?» (использование музыки) Ритуал прощания. | Развитие мышления и речи, слухового внимания, памяти и мышления. Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. |
17 | Упражнение: «Дорисуй эмоцию». Игра: «Читаем слоги, складываем слова». Игра «Будь внимателен» Задание «На что похоже?» Упражнение«Полет в небо» Ритуал пролщание.
| Расширение объема внимания, развитие мышления и навыков послогового чтения. Стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразитель ных движений. |
18 | Игра: «Летает – не летает». Игра «Выложи картинки по порядку» Игра «Магазин» Игра «Что к чему подходит» Упражнение «Отдохнем» Ритуал прощания.
| Развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи. Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. |
19 | Упражнение: «Настроение» Задание : «Разложи картинки по группам» Игра «Слушай и выполняй» Игра «Слушай хлопки» Задание «Дорисуй картинку» Ритуал прощания. | Развитие навыков анализа и синтеза, развитие слухового внимания, способности к воле вому управлению поведением, развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики. |
20 | Упражнение: «Оркестр» Задание «Разложи по порядку» Игра «Школа» Игра «Кто больше назовет?» Упражнение «Отдых» Упражнение: «Нарисуй свои эмоции». | Развитие логического мышления, развитие способности быстро переключать внима ние, воспитание выдержки и волевого усилия. Релаксация, развитие воображения. |
ЗАНЯТИЕ 1
Игра: «Давайте поздороваемся».
Участники обходят все детей и здороваются с ними за руку, глядя в глаза и улыбаясь.
Игра: «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»
Цель: развитие внимания.
Оборудование: 16 картинок с изображением овощей и фруктов ; фишки; коврики (по количеству детей).
Описание игры
Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.
В центре «цветка» выкладываются 16 карти нок изображением вверх так, чтобы они не каса лись друг друга.
Дети занимают свои места.
Звучит команда «Внимание!», затем называ ется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто пер вым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра про должается.
Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.
Игра «ФРУКТЫ»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: картинки с изображением фруктов |кс (по количеству детей).
Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи».
Игра «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ, НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, логическо го мышления и речи.
Оборудование: карточка к игре |рм| (для каждого ребен ка); картинки с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на карточках, данных в «Раздаточном материале» (комплекту для каждого ребенка).
Описание игры
Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех овощей и фруктов, которые на рисованы на полученной им карточке.
Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем пе реворачивают их и, используя комплект картинок, воспроиз водят увиденное на карточках.
Психолог предлагает детям перевернуть карточки и прове рить порядок расположения картинок. По окончании провер ки, детей просят убрать «лишнюю картинку» и объяснить свое решение. Например: «Лишняя картинка — яблоко, потому что картофель, морковь, горох — это овощи, а яблоко — фрукт».
Выполнив задание, дети меняются местами. Игра повторя ется.
Примечание. Если во время игры дети сидят за отдельны ми столами, то они меняются местами, в других условиях про ведения игры — обмениваются стимульным материалом. Для усложнения задания в комплект можно ввести несколь ко картинок, которых нет на карточке.
Упражнение «ТИХОЕ ОЗЕРО»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой ной музыки; коврики-(по количеству детей).
Описание упражнения
Психолог включает спокойную расслабляющую Музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабь тесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство вать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечи ка. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и про зрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы от дыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хо рошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощуще ния не покинут нас в течение всего дня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.
Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....
Доклад "Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении"
О подготовке детей к школьному обучению...
«Готовность к обучению в школе как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»
данная статья содержит информацию о социально-психологической готовности ребенка к школе, о психофизиологических предпосылках. Так же раскрывается важность и содержание педагогической диагностики....
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...