«Готовность к обучению в школе как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»
статья
данная статья содержит информацию о социально-психологической готовности ребенка к школе, о психофизиологических предпосылках. Так же раскрывается важность и содержание педагогической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyano1.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Готовность к систематическому обучению школьного типа как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»
Прошенковой Л.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ:
* мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
* организованность и ответственность, умение вести себя (регуляция своей деятельности);
* уровень познавательной активности (ребенок задает вопросы, интересуется, рассуждает);
* кругозор (узкий или широкий)
* развитие речи
* умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ (ШКОЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ):
* сформированность интеллектуальных предпосылок (умпение смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и логически перерабатывать информацию;
* развитие произвольного внимания и произвольной деятельности: - умение сосредоточиться на решаемой задаче
- подчинить свои действия для решения задачи
- выбрать адекватное средство ее решения
- довести решение до конца
- проверить правильность полученного результата.
* развитие мелкой моторики рук (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
* пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
* координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
* развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
* Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
* развитие фонематического слуха (для обучения грамоте).
Все перечисленные компоненты комплексную характеристику готовности ребенка к школе.
Цель педагогической диагностики - обеспечить всем поступающим в школу детям успешный школьный старт. Определить для каждого необходимые ему условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставит помощь детям, которые в ней нуждаются, отталкиваясь от их индивидуальных потребностей. Каждому тот вид и тот объем помощи, который требуется именно ему.
Назначение педагогической диагностики - определить актуальный уровень развития ребенка в сравнении с детьми данной возрастной группы, зону его ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки адаптационных нарушений или их проявления, определить вид и объем педагогической помощи.
Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта.
Задания – всего их 7 - построены таким образом, что, предлагая ребенку привычную и доступную для него деятельность (срисовывания, рисования, раскрашивания) они в своей совокупности позволяют выявить актуальный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:
регуляторно-динамических (они проявляются в том, как ребенок удерживает поставленную перед ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с ней выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить поучившийся результат, найти и исправить ошибки);
интеллектуально-перцептивных (способен ли адекватно воспринять информацию, предъявляемую зрительно и «на слух», отделить в ней главное от второстепенного, выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);
психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестетическая чувствительность, комбинаторика, пространственная ориентация, координация в системе «глаз – рука».
Каждое задание сопровождается описанием его целевого назначения, условий выполнения, качественной характеристикой типичных уровней выполнения, которые служат критериями оценки выполненных работ.
Предусмотренная методикой единая система оценивания результатов выполнения детьми заданий – по четырехуровневой шкале позволяет осуществлять сопоставительный анализ качества выполнения каждого отдельного задания, выявляя тем самым сильные и слабые стороны развития у конкретных учащихся.
Задание № I - срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора (методика Кумариной Г.Ф.)
Назначение задания - комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности в условиях зрительного восприятия диагностического задания.
Выполнение этого задания позволяет получить представление о состоянии развития чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способностей и функций ребенка. Прежде всего оно выявляет развитие функций, необходимых для овладения письмом: показывает, как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе глаз-рука.
Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае - взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания - самостоятельном продолжении узора).
Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат.
Задание № 2 - «Рисование бус» (методика И.И.Аргинской).
Назначение задания: комплексная диагностика психофизиологических функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.; выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности в условиях восприятии задания на слух.
Задание №3 - «Заселение дома», (методика И.И.Аргинской). Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.
Задание № 4 - «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я.Чутко). Из набора треугольников (4 - равнобедренных, 3 - равносторонних, 3 - прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые.
Задание № 5 – «Составление схем слов под диктовку» (методика Н.В.Нечаевой).
Назначение задания - выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование).
Задание № 6 – «Чтение схем слов» (методика Н.В.Нечаевой).
Назначение задания: выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, - умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).
Задание № 7. - "Разметка" (методика Н.К.Индик, Г.Ф.Кумариной, Н.А.Цирулик).
Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.
СХЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
№ п/п | Фамилия Имя воспитанника | Результаты выполнения детьми диагностических заданий (в уровнях) | Средний уровень | Поведенческие особенности (проявления) | Заключение | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||
1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,4 | Не внимательна | С.у | |
2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1,9 | Старался | В.у | |
3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | Отвлекалась часто | Н.у | |
4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | Медлительный | С.у | |
5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,7 | Иногда отказывался | Н.у | |
6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1 | Старалась | С.у | |
7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,4 | Торопилась, не дослушивала задание | С.у | |
8 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | Старалась | С.у | |
9 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3,2 | отвлекается | Н.у | |
10 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | Недослушивала задания | С.у | |
11 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | Старалась | С.у | |
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,7 | Медлительный | В.у | |
13 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,7 | Старался, не отвлекался | В.у | |
14 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3,1 | Отвлекается | Н.у | |
15 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | Не внимателен | С.у |
По данной методике было обследованно15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков.
Диагностика проводилась в спокойной, дружеской обстановке.
За всеми действиями детей во время их работы велось наблюдение.
Высокий уровень показали 3-е детей, что составило 20%, средний уровень - 8 человек - 53%, а низкий уровень - 4 ребенка - 27%.
Вызвало затруднение у детей срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора. Не справились с этим заданием: Максим, Ваня, Арсений, Настя Б. У этих детей слабо развиты мелкие мышцы руки и способность к зрительному анализу. Дети понимали принцип работы, но допускали ошибки при срисовывании и дорисовывании рисунка. Ваня и Максим не справились также и со 2-ым заданием. Они не смогли удержать условий при восприятии задания на слух, так как эти мальчики не внимательны, часто отвлекаются.
Вадим, Егор, Костя хорошо справились с 5-ым и 6-ым заданием. У этих ребят хорошо развит фонематический слух и способность осуществлять звуковой синтез.
Умногих детей вызвало затруднение 4-е задание , где выявлялось умение детей классифицировать наглядный материал.
У троих детей (Костя, Никита, Егор) вызвала затруднение таблица с изображением треугольников. Они в начале работы забыли, что треугольники должны быть одинаковой величины, но затем исправились и выполнили правильно.
Две девочки Настя и Арина выполняли работу самостоятельно, т.е. они не дослушивали задание и выполняли его по своему домыслу, поэтому им приходилась исправлять или делать заново.
Георгию и Егору потребовалось больше времени на работу, чем другим, так как они очень медлительны и это им мешает в процессе их деятельности.
Рекомендации
С детьми, у которых вызвало затруднение, следует позаниматься индивидуально. Давать такие упражнения, где развивается целостное восприятие формы предметов, задание срисовывать и дорисовывать какой-нибудь предмет, раскрашивать. Уделить внимание классификации предметов и развивать внимательность у детей., а также развивать фонематический слух и умение планировать и контролировать свои действия в практической деятельности.
Заключение: Обследовались дети старшей группы, а это значит, что у нас впереди еще один учебный год. И учитывая проведенную диагностику и получив знания на этих курсах, мы спланируем и проведем свою работу в следующем учебном году, так, чтобы наши дети были готовы к школе по всем значимым предпосылкам учебной деятельности: регуляторно-динамическим, интеллектуально-перцептивным и психофизиологическим.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Ч. II.- М., 1981.
2. Кумарина Г. Ф. Педагогическая карта учащегося // Народное образование. - 1998. - № 7.
3. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и учения детей в системе коррекционного обучения. — M., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Психологическая готовность к обучению в школе ,как итог развития ребенка в дошкольном возрасте.
Воспитательная работа...
Результаты психологической диагностики на готовность к обучению в школе
Результаты психологической диагностики на готовность к обучению в школе в 2021-2022 уч.г....
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...